Дело № 2-1342/2021 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово Камчатского края | 14 сентября 2021 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Кошелева П.В.,
при секретаре судебного заседания Расторгуевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" к Царёвой Марии Валериевне о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии,
установил:
Краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (далее - Учреждение) обратилось в суд с иском к ответчику Царёвой М.В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2018 года в сумме 61 825 рублей 28 копеек и расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 2 054 рублей 76 копеек (л.д. 3-4, 41).
В обоснование заявленных требований истец указал, что в связи несвоевременным поступлением в Учреждение сведений, влияющих на право получения предоставляемых государственных услуг, несовершеннолетней Варяницыной А.В., опекуном которой является ответчик Царёва М.В., за период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2018 года была излишне выплачена региональная социальная доплата к пенсии по случаю потери кормильца в вышеуказанном размере, которая ответчиком в добровольном порядке не возмещена.
17 августа 2021 года основании статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика была привлечена Варяницына А.В.
В судебное заседание Краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" своего представителя не направило, поскольку ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Царёва М.В., будучи извещенной надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала, ранее в судебном заседании 17 августа 2021 года против удовлетворения иска возражала, пояснив, что пенсия по потере кормильца зачислялась на счет Варяницыной А.В. в банке, ответчик эти денежные средства со счета подопечной не снимала, поскольку для этого требовалось разрешение органа опеки и попечительства и несовершеннолетней. Денежные средства копились на счете ребенка, и по достижении совершеннолетия были сняты Варяницыной А.В. для приобретения крупных покупок (автомобиль, обстановка в квартиру, иное имущество).
Третье лицо Варяницына А.В., будучи извещенной в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась.
На основании статьи 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы дела № 2-835/2021, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Суд не усматривает правовых оснований для взыскания с Царёвой М.В. денежных сумм, перечисленных Варяницыной А.В., как неосновательного обогащения ответчика. Из материалов гражданского дела № 2-835/2021 усматривается, что денежные суммы поступали непосредственно на счёт Варяницыной А.В., и Царёвой М.В. не расходовались, соответственно, факт обогащения ответчика не установлен.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в редакции от 28 декабря 2017 года социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно части 1 статьей 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ в редакции от 28 декабря 2017 года общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Частью 5 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ в редакции от 28 декабря 2017 года определено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ в редакции от 28 декабря 2017 года пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции от 28 декабря 2017 года удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
В случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке (часть 4 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в редакции от 28 декабря 2017 года).
Пунктом 2 части 2.24 Порядка выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае, утверждённого приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30 июня 2017 года № 679-п, действовавшего до вступления в силу приказа Минсоцразвития и труда Камчатского края от 26 октября 2020 года № 1563-п, было определено, что в случае прекращения выплаты региональной социальной доплаты к пенсии и невозможности дальнейшего возмещения излишне выплаченных денежных средств из последующих выплат, излишне выплаченные денежные средства возмещаются пенсионером в добровольном порядке либо взыскиваются с пенсионера в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что решением Краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" от 10 марта 2016 года Варяницыной Анне Вячеславовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления Царевой М.В. от 02 февраля 2016 года, являвшейся опекуном несовершеннолетней Варяницыной А.В. на основании постановления Администрации Елизовского муниципального района № 469 от 29 апреля 2015 года, была возобновлена региональная социальная доплата к пенсии по случаю потери кормильца в период с 01 сентября 2015 года по 11 сентября 2020 года путем перечисления через отделение "Азиатско-Тихоокеанский банк" (АО) № АТБ/7778 на счет № (л.д. 12, 14, 15, 16, 17, 18).
Согласно заявлению Царевой М.В. от 02 февраля 2016 года опекун несовершеннолетней была ознакомлена с тем, что региональная социальная доплата к пенсии не будет выплачиваться в случае, если общая сумма материального обеспечения опекаемого превысит величину прожиточного минимума, установленного для социальных доплат в Камчатском крае. Она также была предупреждена об уголовной ответственности по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и административной ответственности по статье 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за предоставление заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно об умолчании о фактах, влекущих прекращение социальных выплат, а также обязалась в десятидневный срок сообщать Учреждению обо всех изменениях, влияющих на право получения и размер региональной социальной доплаты к пенсии (л.д.12).
Решением Учреждения от 12 февраля 2018 года Варяницыной А.В. прекращена региональная социальная доплата к пенсии с 01 февраля 2018 года в связи с превышением размера общей суммы материального обеспечения, на основании распоряжений о перерасчете размера пенсии от 25 января 2016 года и от 25 января 2017 года, о чем в этот же день за исх. № 1009 опекуну Царевой М.В. было направлено уведомление (л.д. 20, 21, 51, 52, 53).
12 февраля 2018 года истцом также принято решение о возмещении Варяницыной А.В. излишне выплаченных денежных средств региональной социальной доплаты к пенсии, о чем в этот же день, а также 16 августа 2018 года опекуну Царевой М.В. направлены уведомления за исх. № 1010 и № 6507 с предложением возместить излишне выплаченные денежные средства в течение 60 календарных дней с даты получения уведомлений (л.д. 22).
При этом уведомление от 16 августа 2018 года было получено Царевой М.В. 24 августа 2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (л.д. 24).
Согласно расчету суммы иска, выпискам из АС "АСП" на базе АСУПД "Тула" и сведениям "Азиатско-Тихоокеанский банк" (АО) о движении денежных средств по счету 42306810920022002388, открытому на имя Варяницыной А.В., за период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2018 года в связи с несвоевременным поступлением истцу сведений, влияющих на предоставление государственной услуги, Варяницыной А.В. были излишне выплачены денежные средства региональной социальной доплаты к пенсии в общей сумме 61 825 рублей 28 копеек (л.д. 7-9).
Поскольку в предложенный в уведомлениях срок в добровольном порядке излишне выплаченная Варяницыной А.В. региональная социальная доплата к пенсии возмещена не была, 26 ноября 2019 года Учреждением было принято решение о взыскании с Варяницыной А.В. 61 825 рублей 28 копеек в судебном порядке (л.д. 25).
06 апреля 2021 года Учреждение обратилось в суд с иском к Варяницыной А.В. о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии (л.д.3-4, 41 дела № 2-835/2021).
Вступившим в законную силу решением Елизовского районного суда Камчатского края от 20 мая 2021 года Краевому государственному казенному учреждению "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с Варяницыной Анны Вячеславовны излишне выплаченных денежных средств региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2018 года в сумме 61 825 рублей 28 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 054 рублей 76 копеек (л.д.106-109 дела № 2-835/2021).
При вынесении указанного решения суд пришел к выводу об отсутствии доказательств недобросовестности со стороны ответчика Варяницыной А.В. при получении ею региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2018 года.
Судом было установлено, что в указанный в иске период Варяницына А.В. являлась несовершеннолетней, над которой была установлена опека с назначением ей постановлением администрации Елизовского муниципального района Камчатского края от 29 апреля 2015 года № 469 опекунов в лице Царевой М.В. и Царева К.Е. Все действия по возобновлению Варяницыной А.В. в рассматриваемый период времени региональной социальной доплаты к пенсии осуществляла ее опекун Царева М.В., которой, а не ответчику, разъяснялось истцом необходимость сообщения Учреждению информации, влекущей прекращение региональной социальной доплаты к пенсии с предупреждением о соответствующей ответственности за ее сокрытие. Именно Царева М.В., а не ответчик Варяницына А.В. извещалась Учреждением о необходимости возместить излишне выплаченные денежные средства в течение 60 календарных дней с даты их получения.
Вместе с тем, данные обстоятельства не влекут удовлетворения заявленных исковых требований в силу следующего.
Частью 13 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015, действовавшей в момент начала спорных правоотношений) "О государственной социальной помощи" чётко установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан извещать соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о произведенных изменениях (индексациях) размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, и о произведенных изменениях денежных эквивалентов мер социальной поддержки, денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны извещать уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о произведенных изменениях (индексациях) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи (не позднее 10 дней со дня, с которого произошли соответствующие изменения).
В последующем положения части 13 статьи 12.1 указанного закона неоднократно менялись, но обязанность территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации взаимно извещать друг друга в десятидневный срок об изменении размера выплат сохранялась.
В момент начала спорных правоотношений действовал Порядок обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии (утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 ноября 2009 г. N 917н, отменён в связи с изданием Приказа Минтруда России от 18.04.2017 N 365н).
В соответствии с п. 16 указанного Порядка территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на основании имеющихся информационных ресурсов ежемесячно направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в субъекте Российской Федерации информацию, указанную в пункте 13 настоящего Порядка, на граждан, которым установлена региональная социальная доплата к пенсии по состоянию на 1 число текущего месяца, в срок до 10 числа текущего месяца.
Пунктом 17 Порядка установлено, что в случае изменения (индексации) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет в течение 10 дней с даты изменений в уполномоченный орган исполнительной власти в субъекте Российской Федерации информацию, указанную в пункте 13 настоящего Порядка, а также следующую информацию о:
1) дате изменения (приостановления, прекращения) выплаты пенсии (пенсий);
2) дате изменения (приостановления, прекращения) выплаты дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) дате изменения (приостановления, прекращения) выплаты ежемесячных денежных выплат (включая стоимость набора социальных услуг).
Порядок обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.04.2017 N 365н, также устанавливал обязанность территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимно извещать друг друга об изменении размера пенсии, выплачиваемой получателю региональной социальной доплаты.
Материалы гражданского дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что истец предпринимал разумные меры к получению информации из территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о размере пенсии, получаемых несовершеннолетней Варяницыной А.В.
При принятии решения суд также учитывает, что в материалах гражданского дела нет доказательств того, что ответчику Царёвой М.В. было известно об увеличении размера пенсии, выплачиваемой Варяницыной А.В. Как следует из объяснений Царёвой М.В. (л.д. 60) ей не было известно о размере пенсии опекаемой. Этот довод ничем не опровергнут. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что излишняя выплата региональной социальной доплаты к пенсии несовершеннолетней Варяницыной А.В. осуществлялась на протяжении длительного времени не по вине ответчика Царёвой М.В., а в связи с неисполнением требований ч. 13 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ лицами, которые должны были осуществлять межведомственное взаимодействие без участия получателя пенсии или её опекуна – ответчика Царёвой М.В.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, с расходы истца по уплате государственной пошлины не могут быть взысканы с ответчика Царёвой М.В.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 61 825 ░░░░░░ 28 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 21 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1342/2021 (RS002-01-2021-00304-97) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░