Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Гурьевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Тишкивской Л.Н.,
при секретаре Карповой О.В.,
а также с участием истца Гергель В.А.,
представителя ответчика Администрации Гурьевского муниципального района – Ф, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гурьевске
«08» ноября 2012 года гражданское дело по Гергель Валерия Александровича к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Гергель В.А. обратился в суд исковым заявлением к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования истец мотивировал тем, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем он находился на государственном содержании в Детском доме № 2 г.Салаира с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем обучался в ПУ № 31 г.Гурьевска по ДД.ММ.ГГГГ, а в настоящее время работает на ОАО «ГМЗ», проживает в комнате общежития по <адрес>. До настоящего времени в нарушение законодательства ему не предоставлено жилье как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Просит обязать Администрацию Гурьевского муниципального района предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее норме предоставления не менее 13 кв.м., санитарным и техническим требованиям, юридически и фактически свободное, по месту жительства в г.Гурьевске в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Гергель В.А. поддержал заявленный иск, пояснил, что он состоит в очереди на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, под № 156 в администрации Гурьевского муниципального района, однако, не смотря на его неоднократные обращения в администрацию Гурьевского района с 2010 года, ему не предоставляют квартиру, хотя самостоятельного жилья он не имеет. Он не помнит своего отца, знает, что он умер, а его мать не занималась его воспитанием, он проживал в Детском Доме №2 г.Салаира на протяжении 10 лет. После окончания училища он временно проживал в комнате общежития у матери С в <адрес>, а когда трудоустроился на Гурьевский металлургический завод, ему выделили место в заводском общежитии.
Представитель ответчика – специалист правового отдела администрации Гурьевского муниципального района Ф иск признала частично, указав на то, что на Администрации Гурьевского муниципального района лежит обязанность предоставлять жилье детям-сиротам. Однако деньги на приобретение или на строительство жилья не выделяются в достаточном объеме, чтобы обеспечить всех льготников, а другого свободного жилья не имеется, поэтому на данном этапе предоставить жилье истцу Гергель В.А., состоящему в очереди под номером 141, невозможно, так как свободное жилье отсутствует.
Заслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 2 и 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно ч.4 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч.3 ст.57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждений, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Согласно ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
В соответствии ч.1 ст.3 указанного Закона от 16.05.2006г. № 67-ОЗ гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Судом установлено, что Гергель В.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как его отец умер, а мать С бросила троих несовершеннолетних детей, включая истца, поэтому дети были определены в соответствии с распоряжением администрации г.Гурьевска от 09.07.1997г. № 405-р в детский дом, с С взыскивались алименты на содержание детей, что подтверждается справками, решением Гурьевского городского суда от 06.02.1998г. (л.д. 5, 7, 11, 12). Истец воспитывался в детском доме, затем обучался в профессиональном училище № 31 г.Гурьевска, работает на ОАО «ГМЗ» (л.д.4), в настоящее время закрепленного за ним жилья не имеет, стоит в очереди как нуждающийся в получении жилья с 12.07.2005г. (л.д.13), проживает в заводском общежитии.
Согласно ответу главы Гурьевского муниципального района от 30.12.2010г., справки усматривается, что Гергель В.А. действительно зарегистрирован в списках граждан, отнесенных к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлен на льготную очередь 12.07.2005г., по состоянию на 08.11.2012г. номер очереди 141 (л.д. 9, 13).
В материалах дела имеется уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Беловского отдела от 24.10.2012 г. (л.д. 15) о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Гергель Валерия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Справкой ГПКО «Центр технической инвентаризации по Кемеровской области» Филиал № 5 БТИ г.Гурьевска от 26.10.2012г. (л.д. 14) подтверждается, что данных о праве собственности на объекты недвижимости в отношении Гергель Валерия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрировано.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что истец Гергель В.А. не имеет закрепленного за ним постоянного пригодного для проживания жилья, и до настоящего времени в соответствии с законом жилье ему не предоставлено.
Право граждан на внеочередное получение жилого помещения возникает с момента принятия на учет и закон не связывает осуществление этого права с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости.
Законом предусмотрено право истца на предоставление жилого помещения вне очереди, поэтому исковые требования Гергель В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме, однако, суд не может устанавливать срок исполнения решения в три месяца, как требует истец, поскольку решение исполняется после вступления его в законную силу немедленно.
В ч.1 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Пунктом 2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49 рекомендована норма предоставления жилого помещения по договору социального найма – 13 квадратных метров общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра.
Согласно решению Гурьевского районного Совета народных депутатов № 68 от 28.03.2006г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в размере 13 кв.м. общей площади на 1 человека.
Суд полагает, что обязанность предоставления жилого помещения должны быть возложена на Администрацию Гурьевского муниципального района.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Однако, ответчик – Администрация Гурьевского муниципального района, согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, как орган местного самоуправления, выступающий в качестве ответчика по делу, рассматриваемому судом общей юрисдикции, освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.40 Конституции РФ, ст.ст. 49, 50, 57 Жилищного кодекса РФ, ст.155.3 Семейного кодекса РФ, Законом РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гергель Валерия Александровича к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Гурьевского муниципального района Кемеровской области ( ОГРН №, ИНН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>) предоставить Гергель Валерию Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, действующей на территории Гурьевского муниципального района, не менее 13 кв.м. общей площади, расположенное в городе Гурьевска Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения, через суд, вынесший его.
Судья: Л.Н.Тишкивская