Решение по делу № 2а-2438/2020 от 14.05.2020

УИД 61RS0022-01-2020-003277-57

Дело № 2а-2438/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» июля 2020 г. г.Таганрог Ростовской области

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе    

председательствующего судьи          Фатыховой Е.М.

при секретаре                  Сорокиной О.Г.

при участии представителя административного истца Маштакова Р.В., представителя административного ответчика Ротермель А.А., заинтересованного лица Санамяна А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Таганрогского Транспортного прокурора к Таганрогской таможне о признании решения незаконным, обязании устранить нарушение законодательства

у с т а н о в и л:

Таганрогский Транспортный прокурор обратился в Таганрогский городской суд с административным исковым заявлением к Таганрогской таможне о признании решения незаконным, обязании устранить нарушение законодательства.

В обоснование административных исковых требований указал, что Таганрогской транспортной прокуратурой по поступившему обращению Санамяна О.А. проведена проверка соблюдения Таганрогской таможней требований таможенного законодательства при рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства для личного пользования при переселении заявителя на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Установлено, что <дата> Санамян А.Г., ранее <дата> года являясь иностранным гражданином (<данные изъяты>), переселившимся в Российскую Федерацию - государство член ЕАЭС на постоянное место жительства, обратился в Таганрогскую таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащее ему транспортное средство «<данные изъяты>» , с целью реализации права, предусмотренного подп. «б» п. 6 приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107.

В соответствии с ч. 3 ст. 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) без уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС в пределах стоимостных, весовых и (или) количественных норм, определяемых Комиссией, а в случаях, определяемых Комиссией, - в пределах соответствующих норм, устанавливаемых законодательством государств- членов, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

В силу ч. 8 ст. 266 ТК ЕАЭС Комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию ЕАЭС, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В силу положений чч. 5, 6 ст. 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС предоставляется при соблюдении условий, определенных Комиссией. При этом для целей предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей транспортные средства должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС.

В соответствии с подп. «б» п. 6 приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортные средства для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС;

таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию транспортных средств для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС;

транспортные средства должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС.

Документами, подтверждающими признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, являются документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые получением постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

Условия, предусмотренные подп. «б» п. 6 приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017№ 10 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», чч. 5, 6 ст. 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и необходимые для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на вышеуказанное транспортное средство, Санамяном А.Г. соблюдены в полном объеме.

Несмотря на это, Таганрогским таможенным постом Таганрогской таможни в выдаче паспорта транспортного средства Санамяну А.Г. отказано по причине того, что он является лицом ЕАЭС, а не иностранным лицом, а значит положения подп. «б» п. 6 приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» на него не распространяются.

<дата> г. И.о. начальника Таганрогской таможни ФИО1 рассмотрено требование прокурора об устранении выявленных нарушений таможенного законодательства, изложенные в представлении прокурора, направленному в адрес Таганрогской таможни, согласно поступившему <дата> из Таганрогской таможни ответу следует, что представление Таганрогского транспортного прокурора от <дата> оставлено без удовлетворения.

Позиция таможенного органа является необоснованной, и основана неверном толковании норм закона, поскольку Санамян А.Г., в период наличия гражданства государства - члена ЕАЭС не утратил статуса иностранного лица, а значит установленных для него таможенным законодательством прав в части освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при оформлении вышеуказанного транспортного средства. При этом статус лица ЕАЭС фактически предоставляет Санамяну А.Г. дополнительную правоспособность, не исключая возможность пользоваться правами, установленными для иностранных лиц, что не учтено Таганрогской таможней. Подобный    подход со    стороны таможенного    органа создает дискриминационное положение для граждан государств - членов ЕАЭС, что противоречит целям и задачам создания ЕАЭС, определенным в Договоре о ЕАЭС от <дата>, к которому присоединилась, в том числе Республика Армения.

На основании изложенного просят, признать незаконным решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, изложенное в ответе Таганрогской таможни от <дата> на представление об устранении нарушений таможенного законодательства от <дата> обязать Таганрогскую таможню принять меры к устранению нарушений таможенного законодательства путем выдачи Санамяну А.Г. паспорта транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных плате.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Маштаков Р.В., заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил, что Саномяном А.Г. были соблюдены все требования, он является членом иностранного государства, им были соблюдены все требования при переезде в РФ, в том числе в ЕЭС, подход таможни создает дискриминационные положения для членов государств ЕЭС, являясь иностранным гражданином человек имеет право на льготу при ввозе одного автомобиля. Позиция таможни основана не неверном толковании норм закона.

Представитель административного ответчика Таганрогской таможни Ротермель А.А., в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснил, что возникновение льготы предусмотрено п. 6 Приложения № 3 к Решению Совета ЕЭС Комиссии от 2017 года, иностранное физическое лицо признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство член ЕЭС имеет право на получение льгот на ввоз одного ТС без уплаты платежей. Это уже было предметом рассмотрения Верховного суда, согласно Пленума которого, при установлении правового статуса физического лица, для целей таможенного регулирования, судам следует учитывать постоянное место жительства физического лица государства члена ЕЭС являющегося обстоятельством разграничивающим принадлежность физического лица к государствам члена ЕЭС, либо его отнесение к категории иностранных граждан. Для указанных целей гражданство физического лица не имеет определяющего значения. Гражданин Санамян А.Г. является гражданином Армении, ввез транспортное средство, зарегистрированное на территории Армении, обратился в Таганрогскую таможню с заявлением о выдаче ПТС, в обосновании которого указано, что он переселяется на постоянное место жительства. Однако, исходя из формулировок таможенного законодательства, а именно ст. 2 ТК ЕЭС и решения № 107, он не рассматривается как иностранный гражданин, а как гражданин страны входящей в ЕЭС, для которых данные льготы не предусмотрены.

Заинтересованное лицо Санамян А.Г. суду пояснил, что <дата> году он обращался в таможню, ему объяснили, что он имеет право перевезти три машины, если они на его имя будут зарегистрированы, сейчас он получил гражданство РФ, но не может ездить на автомобиле. Просил административное исковое заявление удовлетворить.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Санамян А.Г. обратился с заявлением к Таганрогскому транспортному прокурору, указав, что является гражданином Армении, он приобрел на территории Армении транспортное средство «<данные изъяты>», <дата>. В <дата> г. он получил гражданство РФ и переехал на ПМЖ в Россию. Неоднократно обращался в таможенную службу г. Таганрога с вопросом постановки на учет собственное транспортное средство, в конечном результате получил отказ. Просил провести проверочные мероприятия.

Согласно материалам дела Санамян А.Г. был выдан паспорт гражданина РФ - <дата>

<дата>. Санамян А.Г. обратился с заявлением к Начальнику Таганрогского таможенного поста с просьбой выдать паспорт на транспортное средство <данные изъяты>, <дата> выпуска.

Согласно ответа Таганрогского таможни от <дата> г. № результате таможенного контроля было установлено транспортное средство было ввезено на таможенную территорию <данные изъяты>, <дата> г. таможенный документ № , при этом информация об уплате таможенных платежей для признания автомобиля товаром ЕАЭС отсутствует. В связи с чем, было отказано в выдаче паспорта транспортного средства. Было разъяснено, что для получения ПТС необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении от <дата> г.

По факту нарушения Таганрогской таможней требований таможенного законодательства при рассмотрении вопроса о выдаче Санамяну А.Г. паспорта транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства для личного пользования в адрес и.о. начальника Таганрогской таможни внесено представление от <дата>

Указанное представление рассмотрено <дата> и.о. начальника Таганрогской таможни ФИО1 однако требования прокурора об устранении выявленных нарушений таможенного законодательства, изложенные в представлении прокурора, не удовлетворены. Согласно поступившему <дата> из Таганрогской таможни ответу следует, что представление Таганрогского транспортного прокурора от <дата> оставлено без удовлетворения.

В соответствии с подпунктами 11, 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС лицо государства - члена союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члена союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена союза, относятся к категории «иностранные лица».

При этом, в соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» при установлении правового статуса физических лиц для целей таможенного регулирования судам следует учитывать содержание подпунктов 11 и 17 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса, предусматривающих, что постоянное место жительства физического лица в государстве - члене Союза является обстоятельством, разграничивающим принадлежность физического лица к лицам государства - члена Союза либо его отнесение к категории иностранных лиц. Для указанных целей гражданство физического лица, включая индивидуальных предпринимателей, не имеет определяющего значения.

Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является факт постоянного или преимущественного проживания указанного лица на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами.

Как следует из ответа от <дата> г., , направленного в адрес Таганрогского транспортного прокурора и материалов дела, в ходе таможенного оформления транспортного средства было установлено, что автомобиль <данные изъяты> , был ввезен на таможенную территорию <данные изъяты> <дата>., таможенный документ <данные изъяты> , и с <дата> года принадлежал Санамяну А.Г., согласно свидетельству об учёте от <дата>. Информация об уплате таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных в <данные изъяты> сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении №107 отсутствует. Транспортное средство на момент таможенного оформления было рассмотрено как иностранный автомобиль, в отношении которого подлежала уплате разница таможенных пошлин, налогов в соответствии с Решением № 107.

«Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года», подписан в г. Минске 10.10.2014.

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 420-ФЗ «О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» Договор ратифицирован Российской Федерацией.

Пунктом 31 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. установлено, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:

- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Пунктом 37 Договора установлено, что автомобили, за исключением указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, с даты вступления в силу Договора считаются товарами Евразийского экономического союза.

В соответствии с положениями пунктов 32, 34 Приложения 3 к Договору установлено, что уплата таможенных платежей в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов и сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в решении от 20 декабря 2017 г. N 107, производится в бюджет Республики Армения до ввоза автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС. В случае если такая разница сумм платежей не уплачена в бюджет Республики Армения, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании автомобилей в бюджет того государства - члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.

В отношении указанных автомобилей на основании пункта 33 приложения 3 к Договору при их ввозе на территории других государств - членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом пунктов 34 и 35 данного Приложения.

Порядок выдачи таможенными органами паспортов транспортных средств установлен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (Положение), утвержденным совместным приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134.

Согласно пункту 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

При подтверждении статуса автомобиля как товара ЕАЭС и соблюдении вышеперечисленных условий выдача таможенным органом паспорта транспортного средства будет осуществлена без уплаты причитающихся таможенных платежей.

В случае если транспортное средство будет признано иностранным автомобилем, необходимо будет уплатить разницу таможенных пошлин, налогов в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии.

Автомобили, указанные в п. 30 Условий, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении N 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Учитывая изложенное, решение Таганрогской таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства гр. Санамяну А.Г. основано на положениях таможенного законодательства Евразийского экономического союза, в связи с чем административное исковое заявление Таганрогской транспортной прокуратуры об устранении нарушений таможенного законодательства от 16.01.2020 № 23/2-3-2020/80 не подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь главой 22, ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Таганрогского транспортного прокурора к Таганрогской таможне о признании решения об отказе в удовлетворении требований прокурора, изложенное в ответе Таганрогской таможни от <дата> г. на представление об устранении нарушений таможенного законодательства от <дата> г. незаконным, обязании устранить нарушения законодательства, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Председательствующий Фатыхова Е.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2020 года

2а-2438/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Таганрогский транспортный прокурор
Ответчики
Таганрогская таможня
Другие
Санамян Арарат Георгиевич
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Фатыхова Елена Михайловна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
14.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Подготовка дела (собеседование)
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2020Судебное заседание
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
29.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее