Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4672/2016 ~ М-4371/2016 от 01.11.2016

Дело № 2-4672/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Малиновской И.Э.

при секретаре Селивончик Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева Д.Г. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Смоленской области, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Королев Д.Г. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> указывая, что в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он содержался ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области (далее также – учреждение). В указанный период времени со стороны администрации учреждения в отношении него имели место нарушения режима содержания, выразившиеся в не обеспечении условий его содержания. В частности, в указанный период ему был установлен диагноз ВИЧ-инфекция, однако содержался он в камерах со здоровыми людьми, что повлекло причинение ему морального вреда, выразившееся в нравственных страданиях.

Королев Д.Г., будучи извещенным о дате и времени заседания, в суд не явился; о личном участии в деле не настаивал; явку своего представителя в суд не обеспечил; право на ведение дела через представителя истцу разъяснялось.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области - Стальченков Е.А. в судебном заседании иск по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагал несостоятельным, пояснив, что, действующим законодательством, включая приказ Минздравсоцразвития РФ/Минюста РФ , не предусматривается раздельное или изолированное содержания ВИЧ-инфицированных.

Представитель Министерства финансов РФ - Попкова С.В., возражая в судебном заседании против удовлетворения иска, указала на отсутствие фактических доказательств имевших место случаев противоправных действий со стороны сотрудников изолятора, позволяющих определить причинение истцу моральных страданий.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее также – Конвенция) признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 года №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого ее нарушения.

Статья 3 названной Конвенции гласит: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».

Как неоднократно отмечал Европейский Суд, что страдания и унижение при нарушении ст. 3 Конвенции в любом случае должны превосходить уровень страданий и унижений, неизбежно присутствующих в любом законном обращении или наказании. В соответствии с данным положением Договаривающееся Государство должно обеспечить содержание лица под стражей в таких условиях, в которых бы уважалось его человеческое достоинство, такими способами и методами, при которых лицо не терпит душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении, а также должным образом заботится о здоровье и благополучии с учетом практических требований лишения свободы (Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «Кудла против Польши» (Kudla v. Poland), жалоба № 30210/96, §94, ECHR 2000-XI; Постановление Европейского Суда по делу «Калашников против Российской Федерации» (Kalashnikov v. Russia), жалоба № 47095/99, ECHR 2002-VI).

По правилам ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

К нематериальным благам п. 1 ст. 150 ГК РФ отнесены жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Для возникновения обязательства вследствие причинения вреда обязательным условием является совокупность следующих признаков: наличие самого вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением, а также вина причинителя вреда.

На основании ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Королев Д.Г. содержался в камере , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере

Из справки начальника отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, следует, что в соответствии с планом покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, в ДД.ММ.ГГГГ годах для содержания инфекционных больных предусматривались камеры , , , , , , , , , .

Из справки начальника МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России следует, что Королев Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете у врача-инфекциониста с диагнозом: <данные изъяты>

Также, Королев Д.Г. состоял на учете у врача-психиатра с диагнозом: Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением опиоидов. В настоящее время воздержание, но в условиях, исключающих употребление. За время содержания в учреждении периодически обращался за медицинской помощью с жалобами на тяжесть в правом подреберье, на боль в область сердца. Необходимое лечение получал.

По утверждению истца в указанные периоды он содержался в камерах ФКУ «СИЗО-1 УФСИН по Смоленской области», с людьми, не имеющими диагноз ВИЧ-инфекция, в связи, с чем нарушались его права.

В силу ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 16 приказа Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку. Первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование осуществляет дежурный врач (фельдшер) СИЗО с целью выявления больных, требующих изоляции и (или) оказания неотложной медицинской помощи. Результаты осмотра, проведенных лечебно-диагностических мероприятий вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 640 и Министерства юстиции Российской Федерации 190 от 17.10.2005 (далее - Порядок).

Согласно пунктам 24 - 25, 30 - 32, 35, 39, 315, 317 вышеуказанного Порядка по прибытии в следственный изолятор всем поступившим проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза. Первичный медицинский осмотр проводится в кратчайшие сроки до направления прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных в «общие» камеры.

Лица с подозрением на инфекционное заболевание сразу после осмотра изолируются. Первичная санитарная обработка осуществляется с обязательной дезинфекцией одежды и личных вещей, после чего указанные подозреваемые, обвиняемые или осужденные направляются в специально выделенные камеры-изоляторы, где им проводится соответствующее обследование с диагностической целью и при необходимости - лечение. Размещение больных производится по указанию медицинского работника. Лица, подозрительные на наличие инфекционных или паразитарных заболеваний, размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется медицинскими показаниями.

В срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, кроме следующих транзитом, проходят углубленный врачебный осмотр, а также рентгенофлюорографическое обследование. Для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний проводятся лабораторные исследования.

Между тем, согласно абз. 9 п. 2 ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении, то есть инфекционный больной должен быть изолирован во избежание заражения других лиц.

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» раздельное содержание предусмотрено в отношении групп больных, перечисленных в абз. 6 п. 317 (больных активным туберкулезом, лиц, наблюдающихся в "0" группе диспансерного учета, больных, выделяющих микробактерии туберкулеза, бактериовыделителей с множественной лекарственной устойчивостью).

Совместным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства Юстиции РФ от 17.10.2005 установлено, что в местах лишения свободы ВИЧ-инфицированные содержатся в общей массе, за исключением обострения у ВИЧ-инфицированных вторичных заболеваний или развития терминальной стадии такие больные содержатся раздельно от других ВИЧ-инфицированных (п. 313 Приказа).

Кроме того, Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» запрещает любую дискриминацию в отношении ВИЧ-инфицированных лиц.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований полагать бесспорным утверждение истца о причинении ему нравственных страданий в периоды его пребывания в учреждении ввиду отсутствия объективных доказательств неправомерности действий сотрудников указанного учреждения, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Королева Д.Г. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области и Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий судья Малиновская И.Э.

М.р.и.21.12.2016

2-4672/2016 ~ М-4371/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Королев Дмитрий Геннадьевич
Ответчики
Министерство финансов РФ
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Малиновская И.Э.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
01.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2016Передача материалов судье
02.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2016Предварительное судебное заседание
19.12.2016Судебное заседание
21.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2017Дело оформлено
23.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее