Дело № 2–293/2018
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Яцухно С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фонвизиной Зои Владимировны к Администрации Пограничного муниципального района Приморского края о признании постановления о предоставлении жилого помещения и договора найма служебного жилого помещения недействительными,
У С Т А Н О В И Л:
Фонвизина З.В. обратилась с указанным иском Администрации Пограничного муниципального района Приморского края. В обоснование требований истец указала, что на основании ордера № от 22.04.1986, выданного Министерством обороны РФ, она и члены ее семьи (супруг и сын) были вселены в служебную квартиру по адресу: <адрес>.
01.06.2005 на основании Акта передачи объекты жилищно-коммунального хозяйства от Пограничной КЭЧ (Минобороны РФ) были переданы в муниципальную собственность Пограничного муниципального района.
На основании Закона Приморского края № 145-КЗ от 08.11.2007 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Пограничным муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Пограничного муниципального района», <адрес> был передан в собственность Пограничного городского поселения.
На основании Закона Приморского края № 582-КЗ от 24.03.2010 «О внесении изменений в Закон Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Пограничным муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Пограничного муниципального района», Закон № 145-КЗ от 08.11.2007 утратил силу, и вышеуказанная квартира была возвращена в собственность Пограничного муниципального района.
В настоящее время квартира, в которой она проживает со своей семьей, в федеральной собственности не значится, к специализированному жилищному фонду не относится, служебной не является, поскольку утратила таковой статус с момента передачи в муниципальную собственность. В связи с чем, к спорной квартире применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако, 26.04.2010 между ею и администрацией Пограничного муниципального района был заключен договор найма служебного жилого помещения № – квартиры по адресу: <адрес>.
Полагает, что указанный договор не может быть действительным в силу вышеуказанных обстоятельств.
Исполнительным органом, уполномоченным включать квартиры в специализированный жилищный фонд в Приморском крае, является Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом - территориальное управление по Приморскому краю.
Согласно ответу Росимущества, квартира по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствует, статус служебной ей не присвоен.
В связи с чем просит суд признать постановление главы администрации Пограничного муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора найма служебного жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, недействительным; признать договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный в отношении квартиры по адресу: <адрес>, недействительным.
В судебное заседание Фонвизина З.В. не явилась. О времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена.
Представитель истца в судебном заседании – ФИО10 (на основании доверенности) поддержала исковые требования по доводам изложенным в иске в полном объеме. Пояснила, что на ее запрос в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», являющемся правопреемником Пограничной КЭЧ был дан ответ о том, что спорная квартира не относилась к специализированному жилищному фонду, то есть таковых сведений не имелось и ранее. О том, что право Фонвизиной З.В. нарушено, а именно о том, что квартира не могла являться служебной на момент заключения договора найма, она узнала лишь в мае 2018 года из ответов Росимущества, администрации Пограничного городского поселения, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России». Вселена в квартиру Фонвизина З.В. в 1986 году на законных основаниях, на основании ордера, который никто не признавал недействительным. В трудовых отношениях с администрацией Пограничного муниципального района она не состоит. Квартира, в которой она проживает и зарегистрирована со своей семьей в силу закона не может быть служебной, таковой квартиру никто не признавал.
Представитель ответчика – администрации Пограничного муниципального района Приморского края - Ташлыкова Т.П. (на основании доверенности) в судебном заседании просила отказать в иске, в связи с пропуском трехлетнего срока исковой давности. Также пояснила, несмотря на то, что в администрации отсутствуют какие либо документы о признании квартиры служебной, эта квартира являлась таковой как до передачи ее в муниципальную собственность от Министерства обороны РФ, так и осталась таковой после. Кроме того, Фонвизина З.В. является медицинским работником КГБУЗ «Пограничная ЦРБ», соответственно проживает в служебной квартире на период трудовых отношений в медицинском учреждении.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 6 ЖК РФ, ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189-ФЗ от 22.12.2004 г., акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. К жилищным отношениям, возникшим до введения действие ЖК РФ (01 марта 2005 г.), ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Аналогичные положения содержатся в ст. 93 ЖК РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельным категориях граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Предоставление служебных жилых помещений семьям военнослужащих регулируется ФЗ "О статусе военнослужащих".
Как следует из материалов дела, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством обороны РФ, сержант Фонвизина З.В. и члены ее семьи (супруг и сын) были вселены в служебную квартиру по адресу: <адрес>, состоящую из двух комнат, площадью 33 кв.м.
Согласно Распоряжению Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома, в том числе, <адрес>, находящиеся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения Пограничной КЭЧ, распложенных в <адрес> края, переданы из в муниципальную собственность Пограничного района.
Постановлением главы администрации Пограничного муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" и Распоряжение Правительства от 28.11.2003 № 1734-р, объекты жилищно-коммунального хозяйства от Пограничной КЭЧ (Минобороны РФ), были переданы в муниципальную собственность Пограничного муниципального района и внесены в реестр муниципальной собственности.
01.06.2005 на основании Акта передачи объекты жилищно-коммунального хозяйства от Пограничной КЭЧ (Минобороны РФ) были переданы в муниципальную собственность Пограничного муниципального района, в том числе жилой <адрес>.
26.04.2010 администрацией Пограничного муниципального района принято Постановление № «О заключении договора найма служебного жилого помещения», в соответствии с которым с Фонвизиной З.В. заключен договор найма служебного жилого помещений от 26.04.2010 – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 45,3 кв.м. Срок действия договора сторонами не определен. В договоре отсутствует условие о предоставлении служебной квартиры ФИО4 на период трудовых отношений в КГБУЗ «Пограничная ЦРБ».
В силу пункта 2 статьи 223 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество происходит с момента государственной регистрации - с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП).
Согласно ответам ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» от 27.04.2018 и 08.05.2018, квартира по адресу: <адрес>, в результате реорганизационных мероприятий государственных учреждений Министерства обороны РФ, на основании распорядительных актов, в Учреждение не передавалась, в реестре федерального имущества отсутствует. Жилой <адрес> передан в собственность муниципального образования.
Как следует из ответа Росимущества в Приморском крае от 15.05.2018, квартира по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствует.
Вместе с тем, несмотря на указанные обстоятельства, администрация Пограничного муниципального района Приморского края 26.04.2010 года заключила с Фонвизиой З.В. договор найма служебного жилого помещения на спорную квартиру, с включением в договор найма членов семьи истца: супруга ФИО6 и сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Не согласившись с заключенным договором найма служебного жилого помещения, и постановлением администрации Пограничного муниципального района № 284 от 26.04.2010 2О заключении договора найма служебного жилого помещения», истица Фонвизина З.В. обратилась в суд с заявлением о признании указанных договора и постановления недействительными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 07 июня 2006 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года" следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
На основании пункта 2 статьи 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Фонвизина З.В. узнала о том, что квартира, в которой она проживает в настоящее время фактически не является служебной и не включена в реестр федеральной собственности в мае 2018 года из ответов Росреестра и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России».
Как указано выше, по делу судом установлено, что с 22.04.1996 в спорной квартире Фонвизина З.В. с членами своей семьи проживала на условиях найма служебного жилого помещения, что подтверждено ордером №.
Поскольку 01.06.2005 на основании Акта передачи объекты жилищно-коммунального хозяйства от Пограничной КЭЧ (Минобороны РФ) были переданы в муниципальную собственность Пограничного муниципального района, в том числе жилой <адрес>, названный жилой дом включен в реестр муниципального имущества.
Отсюда следует, что с этого времени <адрес>, статус служебной утратила и к ней подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Оспариваемым постановлением от 26.04.2010 орган местного самоуправления изменил в целом правовой статус жилого помещения данного дома, о несоответствии которого просит истец, в связи с чем, имеются основания для признания указанного постановления незаконным.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Фонвизиной Зои Владимировны к Администрации Пограничного муниципального района Приморского края о признании постановления о предоставлении жилого помещения и договора найма служебного жилого помещения недействительными – удовлетворить.
Признать Постановление главы администрации Пограничного муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора найма служебного жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, недействительным.
Признать договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Фонвизиной Зоей Владимировной в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, недействительным.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.08.2018.
Судья: Н.В.Кирсанова