Дело № 2 – 717/14 г.
Р Е Ш Е Н И Е СУДАИменем Российской Федерации
14 мая 2014 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Хоменко Л.Я., при секретаре судебного заседания Буниной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Компасова Владимира Альбертовича к ГКУ «Электростальский центр занятости населения», Комитету по труду и занятости населения Московской области о признании действий по отказу в регистрации и установлении статуса безработного незаконными, о взыскании пособия, компенсации морального вреда,-
у с т а н о в и л:
Компасов В. А. обратился в суд к ГКУ « Электростальский центр занятости населения», Министерству Финансов Московской области об установлении статуса безработного, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец уточнил и конкретизировал свои исковые требования, где просил признать действия сотрудников ГКУ «Электростальский центр занятости населения», о признании действий по отказу в регистрации и установлении ему статуса безработного в ноябре 2012 года незаконными, о признании за ним права на получение пособия по безработице за период с ноября 2012г. по ноябрь 2013 года о взыскании пособия в размере <сумма> и о компенсации ему морального вреда в размере <сумма>.
Обосновывая свои требования, истец суду пояснил, что 19 ноября 2012 года он обратился в ГКУ «Электростальский центр занятости населения» с заявлением по постановки его на учет, в качестве безработного, предоставив все необходимые документы, для постановки на учет Справку о заработной плате он предоставил в копии, так как она у него была выдана в 2007 году при освобождении из <данные социального характера>. Центр занятости отказался принимать у него данную справку, потребовав оригинал данной справки. Он отказался предоставлять, так как она у него в единственном экземпляре и запрашивать ее вновь ему будет затруднительно. В результате незаконных действий сотрудников центра он был лишен права быть признан безработным и соответственно получать пособие по безработице. Он обращался в прокуратуру г. о. Электросталь с жалобой на незаконные действия сотрудников центра занятости и прокуратурой было вынесено представление от 11. 04. 2013г., которое не было исполнено и он вновь в марте 2013 года был лишен возможности стать на учет, как безработный. Отказ в получении им статуса безработного, лишил его в течение года получать пособие в размере <сумма> в месяц в течение года, то есть за период с 19.11. 2012г. по 19.11. 2013г. Просит суд взыскать с ответчика единовременно <сумма>. Также ему были причинены физические и нравственные страдания из- за противоправных действий ответчика. Он длительное время является безработным из- за утраты трудоспособности в размере 40 процентов и получения пособия по безработице являлись и являются основным и фактически единственным доходом. Потеря пособия лишила его покупать лекарственные препараты и как то существовать. Просил суд все его требования удовлетворить.
Представитель ГКУ «Электростальский центр занятости населения» суду пояснила, что требования истца не признают в полном объеме, поскольку их действия в отношении истца Компасова В.А. были законными и обоснованными, он не имел право на получения пособия, как безработный за вышеуказанный спорный период.
19.11. 2012г. Компасов В.А. обращался в ГКУ «Электростальский центр занятости населения» в целях поиска подходящей работы и Компасову В. А. была оказана услуга по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Компасов В.А. ранее обращался в центр занятости и признавался безработным. Термина переустановка в законодательстве о занятости не существует. Для того чтобы снять гражданина с учета, как зарегистрированного в статусе безработного, так и вновь постановка на учет производится на основании заявления гражданина с приложением вновь всех документов, необходимых для постановки на учет, как безработного. В Центр занятости населения обращаются с целью поиска работы, а не с целью получения пособия по безработице. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут работу и готовы приступить к ней. Центры занятости населения принимают решения о предоставлении государственных услуг и об исполнении государственных функций, исходя из наличия документов, подтверждающих необходимые условия для этого. В соответствии с разъяснениями Минтруда России от 06. 05. 2013г. об условиях и порядке признания гражданина безработным, одним из условий принятия органами службы занятости населения решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, является наличие документов, определенных пунктом 2 ст. 3 Закона о занятости, в том числе и справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Ранее на основании Временного порядка работы районов и городов Московской области, утвержденного приказом Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Московской области от 26. 06. 2006 года № 44 допускалась регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы и последующее его признании безработным без предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, но при одном условии : отсутствии возможности ее предоставить, в связи с чем ранее Компасов В. А. предоставлял копию справки о заработной плате и он регистрировался, как безработный. Ранее до внесения изменений в законодательство, имелась возможность заполнить бланк заявления, где гражданин должен был дать согласие на подбор подходящей работы без учета размера среднего заработка по последнему месту работы и назначении пособия по безработице в размере минимальной величины пособия. В письме Минсоцздравразвитие России от 17. 12. 2012г. № 25-5-297 было указание, что при принятии органами службы занятости населения решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, использование копий документов, в том числе и справки о среднем заработке, не предусмотрено. Полный перечень документов, которые граждане могут предоставить при обращении в центры занятости для постановки их на регистрационный учет безработных граждан определен пунктами 56 и 60 Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Московской области исполнения государственной функции регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и регистрации безработных граждан, утвержденного распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 22 февраля 2013г. № 13-р.
07 мая 2013г. действительно из прокуратуры г. Электросталь в адрес Электростальского центра занятости населения поступало представление об устранении нарушений законодательства о занятости населения № 429 от 11. 04. 2013г. с требованиями принять копию справки о заработной плате Компасова В.А. ГКУ Электростальским центром занятости населения в прокуратуру был направлен обоснованный ответ с несогласием с позицией прокуратуры. Дальнейших действий от прокуратуры города в их адрес не поступило. До настоящего времени они оказывают истцу услуги по подбору подходящей работы. В случае если истец изъявит желание встать к ним на учет, как безработный, то он может это сделать в любое время, написав заявление и приложив все необходимые для этого документы, в том числе и справку о среднем заработке за последние три месяца его последней работы.
Представитель Комитета по труду и занятости населения Московской области, в судебном заседании суду пояснил, что считают действия сотрудников ГКУ «Электростальский центром занятости населения» являлись законными. С заявлением о постановки на учет в качестве безработного истец Компасов В.А. обратился 11. 03. 2013г., а не 19. 11. 2012 года, как указывает истец. 19 ноября 2012г. у представителя Электростальского Центра занятости населения отсутствовали основания для постановки Компасова В.А. на учет в качестве безработного из- за непредставления оригинала справки с места работы о среднем заработке по последнему месту работы, ему было предложено зарегистрироваться в качестве ищущего работу, он с этим согласился и оставил им представленные документы.
Компасов В.А. был на основании поданного им заявления, как получатель государственных услуг в целях поиска подходящей работы. Вопрос о его регистрации в качестве безработного не мог быть разрешен, поскольку истцом не были представлены все необходимые для этого документы, а именно истец, имея на руках подлинник справки о среднем заработке по последнему месту работы за 2007 год, категорически отказался ее предоставлять, требовал, чтобы у него была принята копия, мотивируя тем, что она у него в единственном экземпляре. Обязанность по предоставлению всех необходимых документов лежит на заявителе. Учреждение занятости населения вправе лишь направлять запросы в целях подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных заявителями.
Электростальский центр занятости населения не выносил решения об отказе в признании или непризнании Компасова В.А. безработным, поскольку данное решение принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней после предъявления гражданином всех необходимых документов ( п. 2 ст. 3 ФЗ « О занятости населения в РФ»). И для признания гражданина безработным или отказ в этом должны основываться уже на иной норме закона (ст. 3 ФЗ « О занятости населения в РФ», соответственно в отношении истца не выносилось решение об отказе в признании его безработным.
Основанием для предоставления услуги является личное обращение гражданина в центр занятости и представление необходимых документов: заявление-анкета о предоставлении услуги; паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий, кроме граждан, ранее не работавших; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражданина; справка о среднем заработке по последнему месту работы, кроме граждан, ранее не работавших; индивидуальная программа инвалида - для граждан, являющихся инвалидами). Решение о предоставлении или отказе в предоставлении услуги представляется работником Центра занятости на основании представленных документов в соответствии с вышеуказанным Регламентом. Просили суд в удовлетворении исковых требований ситцу отказать в полном объеме.
Представитель Министерства Финансов Московской области, привлеченный по данному делу в качестве 3- его лица, в судебное заседание не явился, предоставив письменный отзыв, согласно которому согласно Положения о Комитете по труду и занятости населения Московской области, утвержденного Постановление Правительства Московской области от 17. 03. 2009 года № 207\10, Комитет по труду и занятости населения Московской области, являясь главным распорядителем средств бюджета в сферах труда, охраны труда и занятости населения, выступает в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области: о возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий ( бездействия) Комитета или его должностных лиц, в том числе в результате издания актов Комитета, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту: предъявленным в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Комитету центров занятости. Просили рассмотреть данное дело в отсутствии их представителя и считает, что истцом не представлено суду доказательства, подтверждающие причинение ему физических и нравственных страданий.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, их представителей, суд приходит к следующему.
19 ноября 2012 года истец Компасов В.А. обратился в ГКУ Электростальский Центр занятости в целях поиска подходящей работы, предоставив следующие документы: заявление о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, паспорт, и копию справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
19 ноября 2012г. Компасов В.А. был зарегистрирован в Регистре получателей государственных услуг в целях поиска подходящей работы и ему было разъяснено, что для постановки его на учет в качестве безработного ему необходимо предоставить им оригинал справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. После подачи данного заявления о поиске ему подходящей работы ГКУ «Электростальский Центр занятости населения» осуществлял работу по оказанию услуги истцу в поисках подходящей работы, но трудоустройства не состоялось.
11. 03. 2013г. истец Компасов В. А. обратился в ГКУ Электростальский Центр занятости уже с заявлением о признании его безработным. При этом Компасов В.А. вновь сдал документы, необходимые для постановки его на учет в статусе безработного, но отказался предоставлять оригинал справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, и в связи с непредставлением истцом необходимых документов, решение по вопросу о регистрации его в качестве безработного или отказ в признании его безработным, не принималось.
20 марта 2013г. Компасову В.А. было дано письменное разъяснение о том, что невозможно рассмотреть его вопрос о его регистрации в качестве безработного без оригинала справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, после чего Компасов обратился в прокуратур г. Электросталь с жалобой на незаконные действия сот рудников ГКУ Электростальский Центр занятости.
Первичное обращение Компасова В.А. с иском к мировому судье последовало 20.11. 2013г.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон N 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Порядок и условия признания граждан безработными, установленные статьей 3 Закона о занятости населения, предусматривают одним из условий принятия центром занятости населения решения о признании зарегистрированного гражданина безработным наличие всех документов, определенных пунктом 2 данной статьи, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Кроме того, полный перечень документов, которые граждане могут предъявить при обращении в центры занятости населения для постановки их на регистрационный учет в качестве безработных определен пунктом 56 Административного Регламента Комитета по труду и занятости населения Московской области исполнения государственной функции осуществления регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и регистрации безработных граждан, утвержденного Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 22. февраля 2013г. № 13-р.
В целях подтверждения факта предъявления гражданином личных документов и в соответствии с пунктом 38 Административного регламента, работник центра занятости снимает копии предъявленных гражданином документов : страниц паспорта с данными о его владельце и с отметкой о регистрации по месту жительства, вида на жительство ( для иностранных граждан), страниц трудовой книжки с данными о ее владельце и с записью об увольнении с последнего места работы и принимает оригиналы справок о среднем заработке в целях их дальнейшего приобщения к личному делу получателя государственных услуг.
В соответствии с пунктом 58 Административного регламента справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы считается предоставленной, если она подшита в личном деле получателя государственных услуг.
Перечень документов, необходимых центру занятости населения для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, данная статья не содержит исключений (случаев), предусматривающих возможность признания зарегистрированного гражданина безработным при наличии иных обстоятельств.
В этой связи не допускается замены справки о среднем заработке заявлением гражданина о согласии на получение пособия по безработице в размере его минимальной величины либо о невозможности представить справку о среднем заработке. Также не может быть произведено изъятие справки о среднем заработке из находящегося в архиве личного дела получателя государственных услуг (для граждан, ранее состоявших на регистрационном учете), поскольку при снятии безработного гражданина с регистрационного учета личное дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения направляется на хранение в архив в установленном порядке. Изъятие документов из сброшюрованного, прошитого и пронумерованного дела невозможно, так как является нарушением законодательства об архивном деле. (Информация Минтруда России от 05. 03. 2013г» Ответы на вопросы органов исполнительной1 власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07. 09. 2012 года № 891» О порядке регистрации граждан в целях подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»).
Законом о занятости населения, Правилами регистрации безработных граждан не установлено, кем может выдана справка о среднем заработке.
На основании норм Трудового кодекса Российской Федерации и положений постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости" справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения.
Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Компасов В.А.мог и имел возможность предоставить оригинал справки о заработной плате за последние три месяца с последнего места работы, а в случае необходимости( по утверждению истца она ему будет необходима для назначения пенсии, так как там указан период его работы в ФГУ ИК-3 УФСИН по Ульяновской области), он не лишен возможности запросить аналогичную справку из данного учреждения, а в случае его ликвидации или реорганизации, запросить архивную справку.
Поскольку истцом не был предоставлен полный пакет документов, а именно он отказался предоставлять оригинал справки о среднем заработке с последнего места работы, что расценивается, как отсутствие справки о среднем заработке с последнего места работы, согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", регистрация его в качестве безработного не была произведена.
Учитывая изложенное, суд считает, что если центр занятости населения на момент обращения Компасова В.А. ( 11 марта 2013 года) с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного не располагал всеми документами, определенными пунктом 2 ст. 3 Закона о занятости, основания для принятия решения о признании или отказе в признании зарегистрированного гражданина безработным отсутствовали.
По данному делу установлено, что Компасов В.А. не предоставил необходимые документы в Электростальский центр занятости населения, в связи с чем он не был поставлен на учет в качестве безработного, соответственно никакого решения об отказе в признании Компасова В.А. безработным, центром не выносилось. Решения оформляются приказами центра занятости об отказе в признании безработными лишь только после приема всех необходимых документов.
Следовательно, для решения вопроса о трудоустройстве, а также регистрации в качестве безработного и о назначении социальных выплат Компасов В.А. имел право обратиться в отдел трудоустройства Электростальский отдел Центра занятости населения в установленном порядке, предъявив документы в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Поскольку истцом Компасовым В.А. не был предоставлен требуемый пакет документов, в том числе справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы, то суд находит отсутствие правовых оснований для признания Комасова В.А. быть зарегистрированным безработным как на 11. 11. 2012г., так и на 11. 03. 2013г., поэтому вытекающие из отказа в признании безработным и его требования о взыскании пособия по безработице за период с 11. 11. 2012г. по 11.11. 2013г. и компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194- 198 ГПК РФ ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Компасова Владимира Альбертовича к Государственному казенному учреждению « Электростальский центр занятости населения» и Комитету по труду и занятости населения Московской области о признании действий незаконными по отказу в постановке на регистрационный учет и установлению статуса безработного, о взыскании пособия в размере <сумма>, о компенсации морального вреда в размере <сумма> – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца после его изготовления в окончательной форме.
Судья: Л.Я. ХоменкоРешение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2014г. Судья :