Судья Комаров И.Е. Дело № 33-3978
№ 2-91/2020
64RS0004-01-2019-003841-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Гладченко А.Н., Сугробовой К.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Дмитриевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арсентьевой ФИО11 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Арсентьевой ФИО12 на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя истца Арсентьевой Н.Ю. – Полтавца Д.В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ГУ – УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) – Рословой В.В., возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, поступившие возражения, судебная коллегия
установила:
Арсентьева Н.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ – УПФР) в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Свои требования мотивировала тем, что с 01 августа 1986 года по 08 июля
1988 года работала в Пугачевской ЦРБ в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом совхоза Пугачевский, после чего с 09 июля 1988 года переведена в Перелюбскую районную больницу, где в период с 09 июля 1988 года по 16 апреля 1989 года работала в должности фельдшера Кучумбетовского фельдшерско-акушерского пункта колхоза «Красное Знамя», с 17 апреля 1989 года по 05 января 1997 года на основании приказа от 17 апреля 1989 года № на нее были возложены обязанности заведующей Кучумбетовского фельдшерско-акушерского пункта колхоза «Красное Знамя», в дальнейшем она работала и работает в различных лечебных медицинских учреждениях в должности медицинской сестры.
В 2015 году истец обращалась в ГУ – УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением о назначении пенсии. После получения ответов на запросы в рамках предыдущего обращения 03 сентября 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с
03 сентября 2019 года.
Решением от 13 сентября 2019 года истцу отказано в назначении пенсии.
Согласно указанному решению период работы истца с 09 июля 1988 года по
05 января 1997 года в колхозе «Красное Знамя» Перелюбского района Саратовской области в должности медработника не засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как данное учреждение и должность не поименованы Списком от
06 сентября 1991 года № 464.
Считая свои пенсионные права нарушенными, Арсентьева Н.Ю. обратилась в суд, который с учетом уточнений просила признать незаконным решение ответчика от 13 сентября 2019 года об отказе в установлении пенсии и обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды работы:
- с 09 июля 1988 года по 16 апреля 1989 года в Кучумбетовском фельдшерско-акушерском пункте Перелюбского района в должности фельдшера,
- с 17 апреля 1989 года по 05 января 1997 года с возложением обязанностей заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в льготном исчислении год работы как один год и три месяца;
- 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года и 07 мая 2019 года в должности участковой медицинской сестры в ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» и обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с
03 сентября 2019 года.
Рассмотрев спор, Балаковский районный суд Саратовской области решением от
28 февраля 2020 года исковые требования удовлетворил частично. Постановлено:
- признать незаконным решение ГУ – УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) № от 13 сентября
2019 года незаконным в части исключения из специального стажа работы Арсентьевой Н.Ю., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, периодов ее работы – 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года и 07 мая 2019 года, в должности участковой медицинской сестры в
ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника»;
- обязать ГУ – УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы Арсентьевой Н.Ю., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, вышеуказанные периоды работы.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С постановленным решением не согласилась истец, ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований как незаконного и необоснованного, принятого с неправильным применением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы истец указывает, что выводы суда не основаны на материалах дела, судом не установлены все юридические значимые обстоятельства по делу.
Ответчиком поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых выражают согласие с принятым решением, просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец Арсентьева Н.Ю., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явилась, о причинах неявки не сообщила и не просила дело не рассматривать в ее отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося истца.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря
2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление
№ 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подп. «н» п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также – Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также – Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 03 сентября 2019 года Арсентьева Н.Ю. обратилась в ГУ – УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, полагая, что она имеет право на назначение ей вышеуказанного вида пенсии.
Решением ГУ – УПФР в Балаковском районе Саратовской области от
13 сентября 2019 года № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 7-8).
При этом, как следует из указанного решения ответчика, период работы истца с 09 июля 1988 года по 05 января 1997 года в колхозе «Красное Знамя» Перелюбского района Саратовской области в должности медработника не засчитана в стаж на соответствующих видах работ, в том числе в льготном исчислении год работы как год и три месяца, так как данная должность и учреждение не поименованы в разделах «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно записям в трудовой книжки истца (л.д. 12-15), Арсентьева Н.Ю.
01 августа 1986 года принята на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом совхоза Пугачевский, 08 июля 1988 года – переведена в Перелюбскую районную больницу на основании изменения направления ОЗО (записи №).
09 июля 1988 года Арсентьева Н.Ю. принята в колхоз «Красное Знамя» в качестве медработника (запись №), 03 сентября 1994 года в связи с реорганизацией хозяйства сокращен штат медработников, 05 января 1997 года истец уволена по собственному желанию (записи №).
Разрешая требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 09 июля 1988 года по 16 апреля 1989 года в Кучумбетовском фельдшерско-акушерском пункте Перелюбского района в должности фельдшера, с 17 апреля 1989 года по 05 января 1997 года с возложением обязанностей заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в льготном исчислении год работы как один год и три месяца, суд, руководствуясь вышеизложенными положениями законодательства, исходя из сведений, содержащихся в трудовой книжке истца, акте документальной проверки
№, ответе на запрос суда из ГУЗ СО «Перелюбская РБ», оценивая приведенные доказательства в их взаимосвязи, пришел к выводу об отказе в удовлетворении указанных требований, поскольку истцом не предоставлено доказательств, отвечающих требованиям допустимости, о работе в названный период в должности фельдшера (медицинской сестры) в Кучумбетовском фельдшерско-акушерском пункте Перелюбского района, поскольку в трудовой книжке истца отсутствуют соответствующие записи, справки, уточняющие особый характер работ, не предоставлены. Напротив, из трудовой книжки истца и акта документальной проверки следует, что в спорный период истец работала в колхозе «Красное Знамя».
Судом не приняты в качестве допустимых доказательств ответы из
ГУЗ СО «Перелюбская РБ», поскольку они даны в отсутствие первоисточников (штатных расписаний и иных документов) и не отвечают требованиям, предъявляемым к справкам, уточняющим особый характер выполняемых работ.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку считает его основанным на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Так, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в колхозе. Указанное учреждение в названном Списке не поименовано.
В спорные периоды действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В разделе II данного Перечня были указаны все медицинские сестры независимо от наименования должности, а также учреждения и заведения, перечисленные в разделе 1 настоящего Перечня, которые отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям.
Между тем, такого учреждения, как колхоз, в нем не значится.
Как следует из Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года № 715, колхозы в ней не предусмотрены.
Не предусмотрено наименование такого учреждения, как колхоз, и Списками профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, и дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Сведений о том, что фельдшерско-акушерский пункт колхоза «Красное знамя» входил в состав Перелюбской ЦРБ или иного учреждения здравоохранения, в деле не имеется.
Напротив, из представленного в материалы дела ответа администрации Перелюбского МР Саратовской области на запрос адвоката Полтавец Д.В. (л.д. 36) следует, что в колхозе «Красное Знамя» в спорный период фельдшерско-акушерского пункта не имелось.
Вопреки доводам жалобы, сводящейся к несогласию с выводами суда, сами по себе выполняемые истцом функции не свидетельствуют о работе, включаемой в специальный стаж, поскольку условием зачета является как соответствие должности, так и соответствие учреждения, в которых проходила работа.
Доказательств в подтверждение своих доводов о том, что в спорный период истец работала фельдшером Кучумбетовского фельдшерско-акушерского пункта Перелюбского района Саратовской области, что в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения о выполнении ею обязанностей медработника колхоза «Красное Знамя», ни суду первой инстанции, ни апелляционной истцом не представлено.
При таких обстоятельствах и учитывая, что документально не было подтверждено, что в колхозе «Красное знамя» создавался фельдшерско-акушерский пункт, который входил в состав учреждений здравоохранения и являлся бы структурным подразделением учреждений здравоохранения, а право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения при работе в колхозе не было предусмотрено на момент возникновения спорных правоотношений и не предусмотрено в настоящее время, поскольку колхозы не относятся к учреждениям здравоохранения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода работы Арсентьевой Н.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Доводы жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает и полагает, что существенного нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
В связи с изложенным, оснований к отмене решения суда, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля
2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арсентьевой Н.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи