Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-275/2021 ~ М-293/2021 от 11.11.2021

Дело № 2а-275/2021

УИД:28RS0011-01-2021-000641-77

РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2021 года                                                      с. Новокиевский Увал

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Потапова А.А.,

при секретаре Маскальцовой В.С.

с участием: представителя административного истца – заместителя прокурора Мазановского района Москвина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Мазановского района к администрации Сапроновского сельсовета Мазановского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Сапроновский сельсовет в части непринятия мер по созданию маневренного жилищного фонда; обязании администрации муниципального образования Сапроновский сельсовет в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Мазановского района Жирноклеева Т.А. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что прокуратурой района по обращению Косовой М.А., проживающей по адресу: -- проведена проверка исполнения администрацией Сапроновского сельсовета жилищного законодательства Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее.

Согласно ответу на требование прокуратуры от 08.11.2021 № 3-3147 администрацией Сапроновского сельсовета сообщено, что на территории Сапроновского сельсовета Мазановского района отсутствует жилье в специализированном жилищном фонде (маневренный фонд).

Отсутствие маневренного фонда создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, установленных ст. 40 Конституции РФ.

Так, прокуратурой района по обращению жительницы села Сапроново Мазановского района Косовой М.А., проживающей по адресу: -- проведена проверка исполнения администрацией Сапроновского сельсовета жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что 23.10.2014 Косовой М.С. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: --, общей площадью 40,7 кв.м.

Согласно техническому обследованию жилого помещения от июня 2014 № 0343/14-ТО, помещение подлежит сносу, общее состояние квартиры- аварийное.

        В нарушение ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, ч.ч. 1-3, ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» администрацией Сапроновского сельсовета предоставлено жилое помещение по договору социального найма от 23.10.2014, от 03.06.2019 № 38 Косовой М.В. не отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Таким образом, предоставление Косовой М.А. на время проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: --, равно как и переселение ее и членов ее семьи в иное благоустроенное жилье не возможно в виду отсутствия на территории Сапроновского сельсовета маневренного фонда.

Прокурор полагает, что отсутствие маневренного жилого фонда, предназначенного для целей, указанных в ст. 95 Жилищного кодекса РФ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления Сапроновского сельсовета требований законодательства, связанных с обеспечением проживающих в поселении и нуждающихся в жилыхпомещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создании условий для жилищного строительства.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сапроновский сельсовет в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда; Обязать администрацию муниципального образования Сапроновский сельсовет в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

Дело рассмотрено без участия представителя административного ответчика - администрации Сапроновского сельсовета, просившего суд рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании заместитель прокурора Мазановского района Москин В.В.на заявленных требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно пункта 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При этом, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию п. 1, п. 9, части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

На основании ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.

Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному спору - к компетенции администрации Сапроновского сельсовета Мазановского района Амурской области.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мазановского района проведена проверка соблюдения администрацией Сапроновского сельсовета жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории Сапроновского сельсовета, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки на территории Сапроновского сельсовета отсутствует.

Прокуратурой Мазановского района по обращению жительницы села Сапроново Мазановского района Косовой М.А., проживающей по адресу: -- проведена проверка исполнения администрацией Сапроновского сельсовета жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что 23.10.2014 Косовой М.С. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: ул. М.Сапронова, 14, с. Сапроново, Мазановский район, общей площадью 40,7 кв.м.

Согласно техническому обследованию жилого помещения от июня 2014 № 0343/14-ТО помещение подлежит сносу, общее состояние квартиры - аварийное.

Администрацией Сапроновского сельсовета предоставлено жилое помещение по договору социального найма от 23.10.2014, от 03.06.2019 № 38 Косовой М.В. не отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. За период с 2014 по 2021 год капитальный ремонт указанного жилого помещения, администрацией не проводился.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.

В силу п. 1 ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.

Предоставление Косовой М.А. на время проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: --, равно как и переселение ее и членов ее семьи в иное благоустроенное жилье не возможно в виду отсутствия на территории Сапроновского сельсовета маневренного фонда.

Доказательств того, что администрацией Сапроновского сельсовета принимаются надлежащие меры по созданию маневренного фонда, материалы дела не содержат, и ответчиком не представлено.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства маневренный жилищный фонд на территории Сапроновского сельсовета администрацией не создан.

Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Сапроновского сельсовета создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории сельсовета и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории Сапроновского сельсовета специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).

Системное толкование приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает основания прийти суду к выводу о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на администрацию Сапроновского сельсовета, как на собственника муниципальной собственности поселения.

При этом, выполнение администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.

В связи с чем, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 178 ч. 2 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. Относительно предлагаемого прокурором срока исполнения решения суда в течениешести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает его разумным.

Поскольку требования о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда должны быть исполнены ответчиком администрацией Сапроновского сельсовета, суд находит необходимым установить срок для исполнения решения суда, заявленный прокурором, в течениешести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является достаточным и разумным для исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Мазановского района к администрации Сапроновского сельсовета Мазановского района Амурской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сапроновский сельсовет в части непринятия мер по созданию маневренного жилого фонда.

Обязать администрацию муниципального образования Сапроновский сельсовет в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения.

Председательствующий судья:                                           А.А. Потапов

2а-275/2021 ~ М-293/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Администрация Сапроновского сельсовета
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Потапов А.А.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
11.11.2021Регистрация административного искового заявления
11.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2021Подготовка дела (собеседование)
29.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее