УИД 28OS0000-01-2019-000252-74

№ 66а-413/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                       16 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Ненашевой Е.Н., Никитиной Г.Н.,

при секретаре судебного заседания Таран И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2020 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Амурской области к Законодательному собранию Амурской области о признании недействующей части 1 статьи 12 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года №260 - ОЗ «О государственных должностях Амурской области»,

по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Амурской области ФИО11 на решение Амурского областного суда от 27 февраля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО17 поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей Законодательного Собрания Амурской области ФИО12., Правительства Амурской области ФИО13 и ФИО14 Министерства финансов Амурской области ФИО16., возражавших против доводов апелляционного представления, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области ФИО15., полагавшей апелляционное представление обоснованной, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

13 декабря 2006 года Амурским областным Советом народных депутатов принят Закон Амурской области №260 - ОЗ «О государственных должностях Амурской области» (далее - Закон о государственных должностях), который опубликован в издании «Амурская правда» 27 декабря 2006 года №245, и устанавливает перечень лиц, замещающих государственные должности Амурской области, основы их правового статуса, определяет виды и объем предоставляемых им государственных гарантий.

Статья 12 Закона о государственных должностях регулирует вопросы пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему государственную должность области. Согласно части 1 статьи 12 Закона о государственных должностях (в редакции Закона Амурской области от 30 сентября 2019 года № 404 - ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области», которая является действующей), лица, за исключением лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, замещавшие государственные должности области на постоянной оплачиваемой (профессиональной) основе не менее одного года, имеют право на пенсию за выслугу лет, назначаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон от 19 апреля 1991 года №1032).

Первый заместитель прокурора Амурской области ФИО7 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к Законодательному Собранию Амурской области о признании недействующей со дня вступления решения суда в законную силу части 1 статьи 12 Закона о государственных должностях, в той мере, в которой право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и не достигшие пенсионного возраста и не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими своих полномочий. Требования мотивированы тем, что оспариваемые положения регионального закона противоречат положениям пункта 4 статьи 2.1. Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №184 - ФЗ) в части отсутствия в ней норм, предусматривающих, что право на пенсию за выслугу лет (назначаемую к страховой пенсии по старости) могут иметь лица, не только замещавшие государственные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, но и достигшие пенсионного возраста и потерявшие трудоспособность в период осуществления полномочий в период осуществления полномочий, и подлежит приведению в соответствии с федеральным законодательством. Оспариваемой нормой в Законе о государственных должностях в сравнении с федеральным законодательством круг лиц, в отношении которых могут быть установлены дополнительные гарантии в связи с прекращением полномочий, расширен, что увеличивает расходную часть областного бюджета, нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Амурской области, за счет которых, в том числе формируется доходная часть бюджета.

Решением Амурского областного суда от 27 февраля 2020 года отказано первому заместителю прокурора Амурской области в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Амурской области ФИО7 ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в обоснование представления, ссылаясь на обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.

Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, Законодательным Собранием Амурской области, Правительством Амурской области поданы возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражения на него, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным на то органом в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в силу положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правоотношения в сфере предоставления дополнительных социальных и иных гарантий лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, в частности, право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), либо досрочно назначенной пенсии урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» (далее – Указ Президента №854) и пунктом 4 статьи 2.1.Федерального закона № 184 - ФЗ.

Согласно пункту 1 Указа Президента №854 лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом от 19 апреля 1991 года № 1032-1.

Согласно пункту 10 Указа Президента №854 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 446 - ФЗ) дополнил статью 2.1. Федерального закона № 184-ФЗ пунктом 4, закрепившим, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предметом правового регулирования пункта 4 статьи 2.1. Федерального закона № 184 - ФЗ являются те дополнительные социальные гарантии и иные гарантии, которые связаны с фактом прекращения полномочий (в том числе досрочно) указанных лиц, тогда как ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещающим государственные должности Амурской области на постоянной оплачиваемой (профессиональной) основе не менее одного года, предоставляемая за счет средств областного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления их полномочий и не связана с фактом прекращения полномочий.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на неправильном применении норм материального права.

Так, Указом Президента № 854 и пунктом 4 статьи 2.1. Федерального закона №184 - ФЗ определены критерии, при которых субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет собственных средств доплату к страховой пенсии по старости либо досрочно, назначаемой в соответствии с Законом от 19 апреля 1991 года №1032, а именно: лицо должно замещать государственные должности Российской Федерации на постоянной основе; получать денежное вознаграждение за счет бюджета субъекта Российской Федерации; быть освобожденным от указанных должностей в связи с прекращением полномочий; достигнуть пенсионного возраста. Судебная коллегия полагает, что одновременное наличие этих условий является основанием для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим госуда░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №446 - ░░.

░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 8 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░). ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2018 ░░░░ №6 - ░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 446 - ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 184 - ░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 1999 ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 12 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 2.1. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №184 - ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 307 - 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 12 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2006 ░░░░ №260 - ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░

                                        ░.░. ░░░░░░░░

66а-413/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Первый заместитель прокурора Амурской области
Ответчики
Законодательное собрание Амурской области
Другие
Правительство Амурской области
Управление Министерства Юстиции РФ по Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
5ap.sudrf.ru
12.05.2020Передача дела судье
16.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020Передано в экспедицию
16.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее