Дело № 2-38/2014 Изготовлено 11.02.2014
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерацииг.Заполярный 06 февраля 2014
Печенгский районный суд Мурманской области
в составе:
председательствующего судьи Корешковой И.В.
с участием старшего помощника прокурора Печенгского района - Дышина О.А.
при секретаре Ощепковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Мурманского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Заполярный, Печенгского района об обязании организации в срок до *.*.* организовать работы по реконструкции и модернизации станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки, обеспечении ввода в эксплуатацию реконструированной станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки неочищенных сточных вод г.Заполярный,
установил:
Мурманский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Заполярный, Печенгского района (далее - администрация МО г. Заполярный) об обязании организации в срок до *.*.* организовать работы по реконструкции и модернизации станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки, обеспечении ввода в эксплуатацию реконструированной станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки неочищенных сточных вод г.Заполярный.
В обоснование иска ссылается на то, что природоохранной прокуратурой Мурманской области проведена проверка организации водоотведения канализационных сточных вод на территории муниципальное образование городское поселение Заполярный Печенгского района.
Проверкой установлено, что прием, транспортировку и очистку сточных вод от производственной деятельности и населения городского поселения Заполярный Печенгского района осуществляет <данные изъяты>
Система водоотведения <данные изъяты>» передана администрацией муниципального образования г.Заполярный Печенгского района Мурманской области в хозяйственное ведение согласно постановлению № от <адрес>
При осуществлении уставной деятельности <данные изъяты> согласно Решению № от *.*.* о предоставлении водного объекта в пользовании осуществляет сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод от населения, предприятий и организаций по одному выпуску в реку Хауки-лампи-йоки, относящуюся к рыбохозяйственным водным объектам первой категории.
Указывает, что сброс сточных вод через сети водоотведения, эксплуатируемые <данные изъяты> осуществляется в реку Хауки-лампи-йоки с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект рыбохозяйственного значения.
Контроль за качеством сточных и природных вод ежедекадно осуществляет лаборатория <данные изъяты> (свидетельство о состоянии измерений в лаборатории от *.*.* №
Согласно результатам анализов по контролю влияния сброса сточных вод на водный объект - река Хауки-лампи-йоки за период *.*.* г. МУП «Городские сети» осуществляет сброс по выпуску с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект рыбохозяйственного значения, согласованных Баренцево-Беломорским территориальным управлением ФАР *.*.*. Превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах установлено по взвешенным веществам, сухому остатку, нитритам, аммонию - ион, железу, сульфатам. По результатам выявленных нарушений <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Указывает, что в данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.
Просит обязать администрацию муниципального образования г. Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по реконструкции и модернизации станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки, а также обеспечить ввод в эксплуатацию реконструированную станцию биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки с целью очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод поступающих в реку Хауки-лампи-йоки от производственной деятельности и населения г. Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.
В соответствии с заявлением от *.*.* Мурманским межрайонным прокурором исковые требования по настоящему иску уточнены. Просит обязать администрацию муниципального образования г. Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию и модернизацию станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки. Обязать администрацию муниципального образования г.Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по реконструкции очистных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией и обеспечить ввод в эксплуатацию реконструированную станцию биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки с целью очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод поступающих в реку Хауки-лампи-йоки от производственной деятельности и населения г.Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Представитель Мурманской межрайонной прокуратуры старший помощник прокурора Печенгского района - Дышин О.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснения по делу изложил аналогичные описательной части решения. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО г.Заполярный - Китаев А.А. с уточненными исковыми требованиями согласился частично. Указал, что с требованиями об обязании администрации муниципального образования г.Заполярный, Печенгского района, Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию и модернизацию станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки он согласен. С требованиями об обязании администрации муниципального образования г. Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по реконструкции очистных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией и обеспечить ввод в эксплуатацию реконструированную станцию биологической очистки на выпуске в реку Хауки- лампи-йоки с целью очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод поступающих в реку Хауки-лампи- йоки от производственной деятельности и населения г.Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения согласен частично, поскольку не согласен со сроком, указанным в данном требовании.
Представитель третьего лица «МУП Городские сети» - Воронцов И.В. с уточненными исковыми требованиями согласился частично. Указал, что с требованиями об обязании администрации муниципального образования г. Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию и модернизацию станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки он согласен. С требованиями об обязании администрации муниципального образования г. Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по реконструкции очистных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией и обеспечить ввод в эксплуатацию реконструированную станцию биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки с целью очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод поступающих в реку Хауки-лампи-йоки от производственной деятельности и населения г. Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения согласен частично, поскольку не согласен со сроком, указанным в данном требовании.
Заслушав старшего помощника прокурора Печенгского района - Дышина О.А., представителя ответчика - администрации муниципального МО г. Заполярный - Китаева А.А., представителя третьего лица <данные изъяты> - Воронцова И.В., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из копии выписки из реестра имущества МО г.Заполярный (по недвижимому имуществу) (л.д. 56-58) следует, что здание (станция биологической очистки), расположенное в г.Заполярный, Мурманской обл., входит в состав базы данных муниципальных предприятий реестра имущества МО г.Заполярный.
Судом установлено, что станция биологической очистки администрации МО г.Заполярный передана администрацией МО г. Заполярный в хозяйственное ведение <данные изъяты> МО г. Заполярный, согласно постановлению администрации МО г.Заполярный от *.*.* № (л.д. 59-61).
Согласно постановлению администрации МО г.Заполярный от *.*.* № (л.д. 26-30) станция биологической очистки, расположенная в г.Заполярный, продолжает находиться в хозяйственном ведении МУП «Городские сети» МО г.Заполярный.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.
В соответствии со ст.4 приведенного выше Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в том числе являются поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст. 37 Водного кодекса РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Водным кодексом целей.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Как следует из копии решения Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской обл. о предоставлении водного объекта в пользование от *.*.* № (л.д.31-35) водопользователю - <данные изъяты> был предоставлен водный объект - р. Хауки-лампи-йоки, расположенный на территории подведомственной муниципальному образованию Печенгский район Мурманской области, с целью пользования - для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на - р. Хауки-лампи-йоки, координаты места сброса сточных вод <данные изъяты>, расстояние от береговой линии водного объекта 0 м.
Данным решением установлены следующие условия использования водного объекта или его части, а именно: недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; содержания в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых водопользователем гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта; ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной в соответствии с программой, согласованной соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов -отделом водных ресурсов Двинско- Печорского БВУ по Мурманской обл.
Согласно п.8 данного решения, хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды от населения, предприятий и организаций г.Заполярный сбрасываются в водный объект по сосредоточенному выпуску, представляющему собой трубу диаметром 425 мм, через сооружения биологической очистки проектной производительностью 5900, 0 тыс. м3/ год (в составе: приемная камера, песколовки, первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники, блок доочистки (каркасно-засыпочные фильстры), УФ-установка). Фактический сброс по данным отчета- 2-ТП (водхоз) за 2012 год- 3001, 971 тыс. м3/год, категория вод -недостаточно очищенные.
Пунктами п.9 и п.10 данного решения определены объемы сброса сточных вод, определение максимального содержания загрязняющих веществ и микроорганизмов, утвержденных отделом водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Мурманской обл. не должен превышать показателей, определенных данным Решением.
Согласно п.15 решения предусмотрена реализация в установленные сроки Плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта <адрес>-лампи-йоки, утвержденного директором предприятия 19.08.2013, в том числе в части: разработки проектно- сметной документации по реконструкции и модернизации станции биологической очистки <адрес>, согласно заключению НИЦ «Сейсмозащита» по результатам комплексного обследования и оценки технического состояния СБО (срок: 2 полугодие 2014- 1 полугодие 2015).
Срок водопользования по решению установлен с *.*.* по *.*.* (п.4.)
Данное решение зарегистрировано Федеральным агентством водных ресурсов Двинско-Печорское БВУ Отдел водных ресурсов по <адрес> от *.*.* (л.д. 35).
Согласно ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В соответствии с сообщением Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовство от *.*.* № (л.д. 36- 38) рассмотрены нормативы допустимых сбросов веществ, поступающих в р.Хауки-лампи-йоки со сточными водами МУП «Городские сети» по выпуску № 6. Указано, что контроль за качеством сточных и природных вод ежедекадно осуществляет лаборатория СБО МУП «Городские сети» (свидетельство о состоянии измерений в лаборатории от *.*.* № Водоприемником сточных вод является - р. Хауки-лампи-йоки - рыбохозяйственный водный объект 1 категории. Очистка сточных вод осуществляется на очистных сооружениях станции биологической очистки. В данном сообщении приведены данные о качестве воды в данном водном объекте в контрольных створах, предложены нормативы по норме допустимых сбросов веществ, которые согласованы Управлением при условии соблюдения законных природоохранных требований и в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Указано, что в *.*.* специалистами <данные изъяты> проведено комплексное обследование станции биологической очистки с составлением акта для дальнейшей разработки проекта ремонстрации станции биологической очитки.
Судом установлено, что <данные изъяты> осуществляет сброс загрязняющих веществ в водный объект - <данные изъяты>. от *.*.* № (л.д. 39), а также согласно перечня и количества загрязняющих веществ, указанных в приложении (л.д. 40).
Вместе с тем, как следует из постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от *.*.* составленного Мурманским межрайонным природоохранным прокурором (л.д. 45-47) сброс сточных вод через сети водоотведения, эксплуатируемые <данные изъяты> осуществляется в реку Хауки-лампи-йоки с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект рыбохозяйственного значения.
В данном постановлении указывается, что в ходе проверки в период с *.*.* по *.*.* установлено, что <данные изъяты> осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в р.Хауки-лампи-йоки, относящуюся к рыбохозяйственным водным объектам первой категории. При этом, сбрасываемые сточные воды подвергаются биологической очистке. Согласно результатам анализов по контролю влияния сброса сточных вод на водный объект - река Хауки-лампи-йоки за период *.*.* <данные изъяты> осуществляет сброс по выпуску с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект рыбохозяйственного значения, согласованных Баренцево-Беломорским территориальным управлением ФАР *.*.* №. Превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах установлено по взвешенным веществам, сухому остатку, нитритам, аммонию - ион, железу, сульфатам.
Вышеуказанные данные объективно подтверждаются материалами проверки, в связи с чем, по результатам выявленных нарушений <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что необходимость проведения администрацией МО г.Заполярный работы по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию и модернизацию станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки, работы по реконструкции очистных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией и обеспечением ввода в эксплуатацию реконструированной станцию биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки с целью очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод поступающих в реку Хауки-лампи-йоки от производственной деятельности и населения г. Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, представителем ответчика - Китаева А.А. и представителем третьего лица - Воронцова И.В. не оспаривалась, вместе с тем, сроки, указанные в требованиях прокурора считают несоразмерными требуемым объемам работ.
Кроме того, необходимость выполнения ответчиком вышеуказанных требований Мурманского межрайонного прокурора подтверждена Планом мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в водный объект р. Хауки-лампи- йоки, утв. директором МУП «Городские сети», разработанным во исполнение условий и порядка использования данного водного объекта по решению Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской обл. о предоставлении водного объекта в пользование от *.*.* № (п.15, л.д. 42, где в качестве ответственного лица выступает администрация МО г. Заполярный.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости обязания администрации МО г.Заполярный до *.*.* произвести работы, связанные с разработкой проектно-сметной документации на реконструкцию и модернизацию станции биологической очистки на водном объекте - Хауки-лампи- йоки, в срок до *.*.* организации работ по реконструкции и модернизации станции на данном водном объекте, а также ввод реконструированной станции биологической очистки в целях очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод поступающих в реку Хауки-лампи- йоки от производственной деятельности и населения г.Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.
По мнению суда, в совокупности мероприятия, обязывающие ответчика, выполнить указанные действия в отношении комплекса станции биологической очистки, будут способствовать защите и охране прав граждан и благоприятную окружающую среду и охране данного водного объекта от неблагоприятных факторов от деятельности данного хозяйственного органа.
При этом, суд считает, что требуемый Мурманским межрайонным прокурором срок *.*.* для организации ответчиком работ по реконструкции очистных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией и последующим обеспечением ввода в эксплуатацию реконструированной станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки с целью очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод поступающих в реку Хауки-лампи- йоки от производственной деятельности и населения г. Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, до истечения которого данные работы должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
Доводы представителя ответчика о том, что срок до *.*.* будет является недостаточным для выполнения требований во вводу модернизированной станции биологической очистки не могут быть приняты судом ко вниманию, поскольку таковые могут быть рассмотрены судом по заявлению ответчика об отсрочке исполнения данного решения или иных оснований, предусматривающих изменение срока исполнения данного судебного акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные прокурорам уточненные требования по настоящему иску подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования г.Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по разработке проектно-сметной документации га реконструкцию и модернизацию станции биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки.
Обязать администрацию муниципального образования г.Заполярный Печенгского района Мурманской области в срок до *.*.* организовать работы по реконструкции очистных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией и обеспечить ввод в эксплуатацию реконструированную станцию биологической очистки на выпуске в реку Хауки-лампи-йоки с целью очистки и обезвреживания неочищенных сточных вод, поступающих в реку Хауки-лампи-йоки от производственной деятельности и населения г.Заполярный до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Печенгский районный суд.
Судья И.В. Корешкова