Дело № 2-102/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2013 года р.п. Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе
судьи Смысловой М.В.,
с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгиной Э.А.,
при секретаре Балашовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области,
установил:
Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в заявлении, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка состояния экологической безопасности на территории Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области. В ходе проверки выявлено нарушение природоохранного законодательства в части соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п.п. 3.1. 3.2. СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а так же закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки). поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Проведенной проверкой установлено, что на территории администрации Миткирейского сельсовета имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., которая находится в <данные изъяты> метрах от остановки на <адрес> в <адрес>. Администрация Миткирейского сельсовета не осуществляет обязанность по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Дальнейшее бездействие администрации создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Просит признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Обязать администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., которая находится в 200 метрах от остановки на <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгина Э.А. заявление поддержала, доводы, изложенные в заявлении, подтвердила.
И.о. главы администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области Страхов В.А. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации. В заявлении указал, что заявленные требования считает подлежащими удовлетворению.
Заслушав пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгину Э.А., изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела, в частности устава Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области (ст. 1 устава) следует, что Миткирейский сельсовет Бековского района Пензенской области является муниципальным образованием. Границы Миткирейского сельсовета установлены Законом Пензенской области от 02 ноября 2004 года № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области». В состав территории Миткирейского сельсовета входят следующие населенные пункты: село Затолокино, деревня Луговая, село Миткирей (ст. 2 устава).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 года) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 (ред. от 19 июля 2011 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.п. 3.1. 3.2. СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. а так же закапывать на сельскохозяйственных полях. твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодательством отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «Об охране окружающей среды».
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 4 устава Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом и осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством для исполнительно-распорядительных органов сельских поселений (п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 23 устава Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области).
Следовательно, Администрация Миткирейского сельсовета <адрес>, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании было установлено, что на территории муниципального образования – Миткирейский сельсовет Бековского района Пензенской области имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., которая находится в <данные изъяты> метрах от остановки на <адрес> в <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается данными протокола осмотра места от ДД.ММ.ГГГГ.
Самоустранение администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства.
При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области подлежащим удовлетворению.
Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства.
Обязать администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области в срок – в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., расположенную в <данные изъяты> метрах от остановки на <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья