РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2017 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колычевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ТСЖ «Уют-1», ТСЖ «Уют-4», ТСЖ «Уют-8», ТСЖ «Высотка», ТСЖ «Вольская,79», ТСЖ «Свобода», ТСЖ «Оазис-2» и ТСЖ «Виктория» к Администрации г.о. Самара о возложении обязанности определить эксплуатирующую организацию для водопроводных и канализационных сетей внутри <данные изъяты> <адрес>, ограниченного <адрес>, Вольской, Калинина и Свободы,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Уют-1», ТСЖ «Уют-4», ТСЖ «Уют-8», ТСЖ «Высотка», ТСЖ «Вольская,79», ТСЖ «Свобода», ТСЖ «Оазис-2» и ТСЖ «Виктория» обратились в суд с настоящим иском. В обоснование заявленных требований указали, что в процессе строительства многоквартирных домов на территории <данные изъяты> <адрес>, ограниченного <адрес>, Свободы, Ново-Вокзальной и Вольской были проложены инженерные сети водоснабжения, теплоснабжения и канализации. В настоящее время через обозначенные инженерные сети осуществляется подача коммунальных услуг в следующие дома: <адрес> дома №№, 26; <адрес>; <адрес>; <адрес>, дома №№, №; <адрес>. В каждом из указанных домов, с целью управления общим имуществом, создана отдельная некоммерческая организация.
С целью выявления лица ответственного за содержание внутриквартальных сетей, они - истцы по настоящему делу, неоднократно обращались в различные инстанции и организации, в том числе, в адрес администрации города Самара, а также в ресурсоснабжающие и обслуживающие организации по вопросу определения эксплуатирующей организации данных сетей, однако, их обращения оставлены без внимания.
Таким образом, администрация города и ресурсоснабжающие организации вынуждают жильцов целого квартала за свой счёт обслуживать сети, за содержание которых ресурсоснабжающие организации получают денежные средства в составе тарифа на соответствующий ресурс.
Между тем, согласно нормам действующего законодательства, застройщик после окончания строительства обязан передать инженерные сети на баланс эксплуатирующих организаций. Между тем, сети теплоснабжения идущие от тепловой камеры ГК-1 на <адрес>, а также водопроводные сети и сети канализации <данные изъяты> <адрес> на баланс ресурсоснабжающих, либо иных организаций не передавались. Застройщик ООО «Компания Дон» прекратил свою деятельность ещё в 2013 году.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п.6 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» под бесхозяйной тепловой сетью понимается совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и не имеющих эксплуатирующей организации.
Таким образом, инженерные сети водоснабжения, теплоснабжения, канализации внутри <данные изъяты> <адрес> являются бесхозяйными.
В соответствии с п.1 части 1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.5 ст.8 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных сетей холодного водоснабжения и водоотведения, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которые непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» определён порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Положениями ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что никто не заявил своих прав на инженерные сети водоснабжения, теплоснабжения, канализации на территории <данные изъяты> квартала <адрес>, и учитывая, что сети расположены в границах муниципального образования г.о. Самара, а ответчик является органом местного самоуправления, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, поскольку к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и в целях сохранения технологического единства инженерной коммунальной инфраструктуры, централизованного управления и организации ее безопасной эксплуатации ответчик обязан принять меры по содержанию и обслуживанию данного объекта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать бесхозяйными тепловые сети, идущие от тепловой камеры ТК-1 на <адрес> до наружных стен следующих домов: <адрес>, дома №№, 26; <адрес>; <адрес>; <адрес>, дома №№, 12, 13; <адрес>; водопроводные и канализационные сети внутри <данные изъяты> <адрес>. Также просили обязать ответчика определить для тепловых, водопроводных и канализационных сетей внутри 678 квартала <адрес> эксплуатирующую организацию.
В последующем, в связи с тем, что тепловые сети были переданы в управление, представитель истцов уточнила заявленные требования, просила обязать ответчика определить эксплуатирующую организацию для водопроводных и канализационных сетей внутри <данные изъяты> <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов, действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в процессе строительства многоквартирных домов на территории <данные изъяты> <адрес>, ограниченного <адрес>, Свободы, Ново-Вокзальной и Вольской проложены инженерные сети водоснабжения, теплоснабжения и канализации. В настоящее время через обозначенные инженерные сети осуществляется подача коммунальных услуг в следующие дома: <адрес> дома №№, 26; <адрес>; <адрес>; <адрес>, дома №№, 12, 13; <адрес>. В каждом из указанных домов, с целью управления общим имуществом, создана отдельная некоммерческая организация (ТСЖ или Жилищный кооператив).
Материалами дела подтверждается, что в настоящее время тепловые сети были переданы в управление в ОАО «ПТС».
Установлено, что водопроводные и канализационные сети внутри 678 квартала <адрес> кому-либо в управление и эксплуатацию не переданы.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Приложение №) «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры, в том числе объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, расположенные на территориях, находящихся в ведении городского округа, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, если созданы до ДД.ММ.ГГГГ.
В случае если объекты инженерной инфраструктуры не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность г.о. Самара, сведения о них учитываются в реестре муниципального имущества г.о. Самара согласно перечню имущества, составленному Администрацией внутригородского района с представителями эксплуатирующей организации и согласованному Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» застройщик - это юридическое лицо, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающий денежные средства участников долевого строительства для строительства на этом участке многоквартирных домов.
При строительстве многоквартирных домов проектной документацией обязательно предусмотрено строительство инженерных коммуникаций к дому от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В стоимость затрат на строительство дома включается стоимость сетей инженерно-технического обеспечения, в результате строительства которых образуется единый имущественный комплекс.
Установлено, что строительство вышеуказанных многоквартирных домов и инженерных сетей велось на средства инвесторов, в связи с чем, инженерные сети признаются общей долевой собственностью.
Установлено также, что объекты инженерной инфраструктуры, созданные после 1992 года за счёт средств участников долевого строительства, в соответствии со статьей 47 Устава г.о. Самара могут быть приняты в муниципальную собственность г.о. Самара путём заключения договора о безвозмездной передаче имущества. Основанием заключения данного договора является постановление Администрации городского округа Самара о передаче указанных объектов в муниципальную собственность городского округа Самара.
Судом установлено, что для рассмотрения вопроса принятия данных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность и подготовки соответствующего постановления Администрации городского округа Самара председателям указанных ТСЖ разъяснялось, что им необходимо предоставить в Департамент управления имуществом городского округа Самара следующие документы: обращение собственника о передаче в муниципальную собственность указанных объектов; документы, подтверждающие принадлежность указанных объектов собственнику (справки о балансовой стоимости, акты разграничения балансовой принадлежности, инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы № ОС-6); решение общего собрания собственников о передаче указанных объектов в муниципальную собственность городского округа Самара; письменное согласие эксплуатирующей организации о принятии на обслуживание указанного объекта; оригинал перечня объектов с указанием технических и стоимостных характеристик, согласованный передающей и принимающей сторонами.
Однако до настоящего времени указанные документы не предоставлены.
Судом установлено, что водопроводные и канализационные сети, расположенные по вышеуказанному адресу, в собственность г.о. Самара не передавались и в реестре муниципального имущества г.о. Самара не учтены.
Согласно ответу Управления Росреестра по <адрес> на запрос суда, сведений о зарегистрированных правах на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, не имеется.
В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом (Департамент управления имуществом г.о. Самара), может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозное имущество, расположенное на территории городского округа Самара.
Пунктами 1.2.-1.7. Порядка, определено, что на учёт принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались в порядке, предусмотренном статьями 225 и 236 Гражданского кодекса РФ.
Установлено, что выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из: органов местного самоуправления городского округа Самара и отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара; органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти <адрес>; средств массовой информации, сети Интернет; заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; иных источников информации.
Формирование пакета документов для оформления права муниципальной собственности осуществляет администрация соответствующего района.
Оформление права муниципальной собственности городского округа Самара в отношении бесхозяйного недвижимого имущества и учет бесхозяйного недвижимого и движимого имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Приобретателем бесхозяйного движимого и недвижимого имущества является муниципальное образование городской округ Самара
Таким образом, для принятия на учёт недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Отсутствие сведений в реестрах муниципальной собственности о правообладателе спорного недвижимого имущества, а также сведений о государственной регистрации права какого-либо лица на спорный объект, само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
На момент рассмотрения настоящего дела водопроводные и канализационные сети, находящиеся по вышеуказанному адресу, в установленном законом порядке бесхозяйными, не признаны.
При наличии указанных обстоятельств, принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела по существу, сети в установленном законом порядке бесхозяйными не признаны, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о возложении на ответчика обязанности по определению эксплуатирующей организации данных сетей, не могут быть удовлетворены.
То обстоятельство, что коммуникации, расположенные около жилых домов, расположенных внутри <данные изъяты> <адрес> никем не обслуживаются, не являются безусловными основаниями для признания этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по определению эксплуатирующей организации для водопроводных и канализационных сетей. Кроме того, соответствующие требования подлежат рассмотрению в порядке особого производства по правилам Главы 27 ГПК РФ, а не в порядке искового производства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ТСЖ «Уют-1», ТСЖ «Уют-4», ТСЖ «Уют-8», ТСЖ «Высотка», ТСЖ «Вольская,79», ТСЖ «Свобода», ТСЖ «Оазис-2» и ТСЖ «Виктория» к Администрации г.о. Самара о возложении обязанности определить эксплуатирующую организацию для водопроводных и канализационных сетей внутри <данные изъяты> <адрес>, ограниченного <адрес>, Вольской, Калинина и Свободы – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья