Строка статотчета 072 г/п 00=00 | ||
Судья: Ферина Л.Г. | Дело № 33-3081/2020 | 13 мая 2020 года |
Докладчик: Маслов Д.А. | г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего | Хмара Е.И. |
судей | Бланару Е.М. и Маслова Д.А. |
при секретаре судебного заседания Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-470/2020 по иску Щербакова Александра Анатольевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, понуждении к назначению пенсии, по апелляционным жалобам Щербакова Александра Анатольевича, представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) Павлюк И.В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
Щербаков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление) о признании незаконным решения от 26 июля 2019 года № 4 об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ), с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 01.01.2012 по 03.01.2012, с 14.03.2012 по 16.03.2012, 01.04.2012, с 21.06.2012 по 22.06.2012, с 05.07.2012 по 10.08.2012, с 11.09.2012 по 13.09.2012, с 15.01.2013 по 28.02.2013, с 01.03.2013 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 30.04.2013, с 15.05.2013 по 31.05.2013, с 01.06.2013 по 28.06.2013, 01.07.2013, с 01.11.2013 по 04.11.2013, с 05.11.2013 по 29.11.2013, а также периода занятости с 29.05.1992 по 28.02.2007, назначении страховой пенсии по старости, сославшись на то, что в его страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера ответчик необоснованно не включил вышеуказанные периоды его работы в АО «ПО «Севмаш» в 2012 году –1 месяц 18 дней, в 2013 году - 5 месяцев 26 дней, а также период прохождения военной службы в районе Крайнего Севера с 29.05.1992 по 28.02.2007, тогда как право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
В судебном заседании представитель Щербакова А.А. по доверенности Щербакова О.В. заявленные требования подержала, уточнив, что ее доверитель просит назначить страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, с 6 июня 2019 года.
Представитель Управления Павлюк И.В. иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие Щербакова А.А., представителя третьего лица без самостоятельных требований - АО «ПО «Севмаш».
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 января 2020 года постановлено: «Исковые требования Щербакова Александра Анатольевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, понуждении к назначению пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) включить в страховой стаж Щербакова Александра Анатольевича и стаж его работы в районах Крайнего Севера период работы с 01.01.2012 по 03.01.2012, 01.04.2012 и 01.07.2013.
В удовлетворении исковых требований Щербакова Александра Анатольевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения № 4 от 26.07.2019 об отказе в назначении страховой пенсии, включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с 14.03.2012 по 16.03.2012, с 21.06.2012 по 22.06.2012, с 05.07.2012 по 10.08.2012, с 11.09.2012 по 13.09.2012, с 15.01.2013 по 28.02.2013, с 01.03.2013 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 30.04.2013, с 15.05.2013 по 31.05.2013, с 01.06.2013 по 28.06.2013, с 05.11.2013 по 29.11.2013, с 01.11.2013 по 04.11.2013, периода с 29.05.1992 по 28.02.2007, понуждении к назначению пенсии с 06.06.2019 отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в пользу Щербакова Александра Анатольевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей».
С данным решением не согласился Щербаков А.А., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ввиду незаконности, необоснованности, существенного нарушения норм материального и процессуального права, так как вопреки выводам суда за периоды работы с 14.03.2012 по 16.03.2012, с 21.06.2012 по 22.06.2012, с 05.07.2012 по 10.08.2012, с 11.09.2012 по 13.09.2012, с 15.01.2013 по 28.02.2013, с 01.03.2013 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 30.04.2013, 15.05.2013 по 31.05.2013, с 01.06.2013 по 28.06.2013, с 05.11.2013 по 29.11.2013, с 01.11.2013 по 04.11.2013 он получал заработную плату, материалы дела не содержат его заявлений о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.
Период прохождения военной службы с 29.05.1992 по 28.02.2007 подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и в страховой стаж, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащий реализует право на труд путем прохождения военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
Суд не включил период его работы с 06.10.2005 по 02.06.2006 в ОАО «Севдормаш» в должности <данные изъяты>, но ОАО «Севдормаш» перечислял за него страховые взносы, что в судебном заседании подтвердил представитель ответчика.
В апелляционной жалобе представитель Управления Павлюк И.В., просит решение суда отменить в части удовлетворения требований и принять по делу новое – об отказе в удовлетворении требований о включении в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера истца периодов с 1 января по 3 января 2012 года, 1 апреля 2012 года и 1 июля 2013 года, так как согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», п. п. 2, 4, 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 период работы истца после 28 сентября 2005 года должен подтверждаться сведениями (выпиской) из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца о включении периодов с 1 января по 3 января 2012 года, 1 апреля 2012 года и 1 июля 2013 года в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, указав что в откорректированных сведениях о страховом стаже застрахованного лица Щербакова А.Л. с 1 января по 3 января 2012 года, 1 апреля 2012 года и 1 июля 2013 года страхователем-работодателем проставлен код территориальных условий труда - РКС, а также код особых условий труда по Списку № 2. Однако тот факт, что указанные данные не были предоставлены работодателем в пенсионный фонд и до этого времени ОАО ПО «Севмаш» не подтверждало факт работы в спорные периоды - истец находился в административном отпуске без сохранения заработной платы, правовой оценки суда не получил.
Таким образом, суд не учел, что в отношении Щербакова А.А. работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера трудовой деятельности, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы Щербакова А.А. являются недостоверными.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом застрахованном лице сведения, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст. 8.1 названного Закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае работодателем в отношении Щербакова А.А. представлялись, на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии, Управление по имеющимся в распоряжении документам не могло принять иного решения, нежели как об отказе о включении спорных периодов в страховой стаж и в стаж работы в районах Севера.
Однако данным решением Управление права истца не нарушило, так как решение принято на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснений п. 25 Постановления Пленума Верховного сийской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», которым п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с которым территориальные органы ПФР не были освобождены от уплаты государственной пошлины, признан утратившим силу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы каждой апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Щербаков А.А. обратился 6 июня 2019 года в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ), с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в чем ему решением Управления от 26 июля 2019 года № 4 отказано ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Разрешая возникший спор о праве на назначение страховой пенсии по старости, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку на момент обращения истца в Управление его страховой стаж составлял менее требуемых 25 лет, а стаж работы в районах Крайнего Севера - менее требуемых 15 лет, в том числе с учетом включения в указанные виды стажей периода с 1 по 3 января 2012 года, 1 апреля 2012 года и 1 июля 2013 года, право на назначение пенсии в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 6 июня 2019 года у Щербакова А.А. еще не возникло.
Так, с 1 января 2015 года порядок исчисления и назначения страховых пенсий регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Ранее достижения возраста, установленного данной правовой нормой, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
При этом лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 этого же Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Щербаков А.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 28 сентября 2005 года.
Спорные периоды его занятости имели место после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
В выписке из лицевого счета застрахованного лица, имеющейся в пенсионном деле, сведения об указанных периодах работы истца в АО «ПО «Севмаш» с 01.01.2012 по 03.01.2012, с 14.03.2012 по 16.03.2012, 01.04.2012, с 21.06.2012 по 22.06.2012, с 05.07.2012 по 10.08.2012, с 11.09.2012 по 13.09.2012, с 15.01.2013 по 28.02.2013, с 01.03.2013 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 30.04.2013, с 15.05.2013 по 31.05.2013, с 01.06.2013 по 28.06.2013, 01.07.2013, с 05.11.2013 по 29.11.2013 отсутствуют.
Согласно представленным в материалы дела табелям учета рабочего времени, сообщению АО «ПО «Севмаш» дни с 1 по 3 января 2012 года являлись нерабочими праздничными днями, 1 апреля 2012 года – выходной день, а 1 июля 2013 года был для Щербакова А.А. рабочим днем.
В откорректиорованных сведениях о страховом стаже застрахованного лица Щербакова А.А. с 1 по 3 января 2012 года, 1 апреля 2012 года, 1 июля 2013 года страхователем-работодателем проставлен код территориальных условий труда – РКС, а также код особых условий труда по Списку № 2 (27-2, 2150300А-18187).
Утверждение, содержащееся в апелляционной жалобе Управления, о том, что указанные сведения работодатель не предоставлял в пенсионный фонд и до этого времени АО ПО «Севмаш» не подтверждало эти сведения, не являются основанием для отмены решения суда в данной части, поскольку достоверность указанных сведений подтверждена работодателем Щербакова А.А. - АО ПО «Севмаш», привлеченным к участию в настоящем деле в качестве третьего лица на стороне истца.
По делу также видно, что остальные спорные периоды работы Щербакова А.А. с 14.03.2012 по 16.03.2012, с 21.06.2012 по 22.06.2012, с 05.07.2012 по 10.08.2012, с 11.09.2012 по 13.09.2012, с 15.01.2013 по 28.02.2013, с 01.03.2013 по 31.03.2013, с 01.04.2013 по 30.04.2013, с 15.05.2013 по 31.05.2013, с 01.06.2013 по 28.06.2013, с 05.11.2013 по 29.11.2013 работодатель не подтвердил сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Табеля учета работы рабочего времени (как первичные документы об учете рабочего времени) факт работы истца в указанные периоды также не подтверждают.
В откорректиорованных сведениях о страховом стаже застрахованного лица Щербакова А.А. за указанные периоды страхователем-работодателем код территориальных условий труда, а также код особых условий труда по Списку № 2 не проставлен, в дополнительных сведениях указано, что указанные дни являлись отпуском Щербакова А.А. без сохранения заработной платы.
Разрешая требования Щербакорва А.А. о включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода занятости с 29 мая 1992 года по 28 февраля 2007 года, суд верно руководствовался частью 4 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно положениям которой при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации № 4468-1), в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Щербаков А.А. с 1 марта 2007 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1. Период его занятости с 29 мая 1992 года по 28 февраля 2007 года учтен при определении с 1 марта 2007 года размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1.
В этой связи указанный период занятости истца с 29 мая 1992 года по 28 февраля 2007 года в силу императивных положений части 4 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ суд первой инстанции не включил в страховой стаж и, как следствие, в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
При таком положении суд правомерно не согласился с утверждением представителя истца о том, что в течение заявленного периода с 29 мая 1992 года по 28 февраля 2007 года, который, как указано выше, был засчитан для назначения Щербакову А.А. пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1 с 1 марта 2007 года, Щербаков А.А. согласно записям в трудовой книжке с 6 октября 2005 года по 2 июня 2006 года работал в ОАО «Севдормаш», поскольку согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении пенсии за выслугу лет.
Поскольку данный период работы, как и весь заявленный период занятости с 29 мая 1992 года по 28 февраля 2007 года засчитан в выслугу лет Щербакова А.А. для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1, суд вполне обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о включении периода занятости с 29 мая 1992 года по 28 февраля 2007 года в страховой стаж истца и в стаж его работы в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о взыскании с Управления в пользу Щербакова А.А. (получателя пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1) судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей при обращении в суд с настоящим иском.
Так, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации,
Из содержания приведенной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что льгота названной категории лиц предоставляется в виде освобождения их от уплаты государственной пошлины не только при подаче иска в суд, но и на всех стадиях рассмотрения дела.
Суд первой инстанции не применил положения подпункта 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и не освободил истца от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском.
Щербаков А.А. при этом не лишен права на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации в силу федерального законодательства (Федерального закона от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», Федерального закона от 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования»), и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение, перерасчет и своевременную выплату государственных пенсий.
Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению и перерасчету пенсии, именно законом. Такие полномочия, по смыслу ст. ст. 7 (ч. 2), 10, 11 (ч. 1), 15 (ч. 2), 39, 45 (ч. 1), 71 (п. "в", "ж"), 72 (п. "ж" ч. 1), 78 (ч. 1), 110, 114 (п. "в", "г", "е" ч. 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание также, что п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» признан утратившим силу (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, выполняющие публично-правовые функции, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (ч. 4 ст. 103 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика-пенсионного органа судебных расходов Щербакова А.А. по уплате государственной пошлины не имелось, решение суда в части взыскания с ответчика судебных расходов Щербакова А.А. по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей нельзя признать законным, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░ 3 ░░░░░░ 2012 ░░░░, 1 ░░░░░░ 2012 ░░░░, 1 ░░░░ 2013 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2019 ░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 14.03.2012 ░░ 16.03.2012, ░ 21.06.2012 ░░ 22.06.2012, ░ 05.07.2012 ░░ 10.08.2012, ░ 11.09.2012 ░░ 13.09.2012, ░ 15.01.2013 ░░ 28.02.2013, ░ 01.03.2013 ░░ 31.03.2013, ░ 01.04.2013 ░░ 30.04.2013, ░ 15.05.2013 ░░ 31.05.2013, ░ 01.06.2013 ░░ 28.06.2013, ░ 05.11.2013 ░░ 29.11.2013, ░ 01.11.2013 ░░ 04.11.2013, ░░░░░░░ ░ 29.05.1992 ░░ 28.02.2007, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 6 ░░░░ 2019 ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: | ░.░.░░░░░ |
░░░░░: | ░.░.░░░░░░░ |
░.░.░░░░░░ |