РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2012 года г. Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Спирина М.Н., с участием прокурора Белобородова И.В., при секретаре Диордица Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1315/2012 по исковому заявлению прокурора города Лесосибирска в интересах Ивановой Л.А. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Стрелковская городская больница» о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах Ивановой Л.А., мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме <данные изъяты> в месяц. С учётом положения статьи 315 ТК РФ, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, с 01.06.2011г. должны быть не ниже <данные изъяты> в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Иванова Л.А. работает в должности повара МБУЗ «Стрелковская городская больница», начисления по заработной плате на ставку с учётом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу составляют <данные изъяты> Таким образом, заработная плата Ивановой Л.А. установлена ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ. Просят обязать МКУЗ «ЛГССМП» установить заработную плату Ивановой Л.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, а также возложить обязанность произвести перерасчёт заработной платы Ивановой Л.А. с 01 февраля 2012 года путём начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
В судебном заседании прокурор Островский М.А. на удовлетворении исковых требований настаивал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.
Истица Иванова Л.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно заявлению исковые требования прокурора поддержала (л.д. 35).
Представитель ответчика МБУЗ «Стрелковская городская больница» в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 33).
Представитель администрации г. Лесосибирска Конев И.А. в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в их отсутствие, направили письменный отзыв на заявление, в котором не согласились с заявленными прокурором требованиями, поскольку с 01 сентября 2007 года нормы трудового законодательства стали толковаться как освобождающие работодателей от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. Исходя из положений статьи 129 ТК РФ, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (за работу в ночное время, при совмещении профессий, работу в особых климатических условиях). Месячная заработная плата не должна быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, что составляет <данные изъяты> (л.д. 39-40).
Представитель территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (ТФОМС Красноярского края) в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых указал, что ТФОМС Красноярского края является некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края и осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 35 Закона РФ №326-ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории края, территориальный фонд по заявке страховой медицинской организации предоставляет ей целевые денежные средства на оплату медицинской помощи, исходя из количества застрахованных в данной организации лиц (ст. 38). Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта РФ, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты (ст. 35). Начисление и выплату заработной платы медицинские организации осуществляют самостоятельно, без согласования с территориальным фондом. Кроме того, Законом Красноярского края от 01.12.2011г. №13-6642 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», определена структура доходов и расходов бюджета территориального фонда, в том числе объем средств, направляемых на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2012 года, в связи с чем территориальный фонд не вправе осуществлять финансирование сверх предусмотренных бюджетом объемов (л.д. 47-48).
Представитель Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте слушания дела. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Иванова Л.А. принята временно в штаты больницы на должность повара с ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Иванова Л.А. с 15 июля 1992 года принята постоянно на должность повара, где работает и по настоящее время.
Согласно расчетных листков с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за февраль 2012 года Ивановой Л.А. начислена заработная плата в размере <данные изъяты> за март – <данные изъяты> за апрель – <данные изъяты> за май (с учетом отпускных) – <данные изъяты>
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Иванова Л.А. имеет право на получение заработной платы с применением районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки в размере 50%.
При установлении заработной платы истцу не ниже минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента и северной надбавки минимальный размер заработной платы истицы должен составлять: <данные изъяты>
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без чета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда
В силу главы 50 Трудового кодекса РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7 часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37 часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
По этим мотивам доводы ответчика и третьих лиц о том, что в состав минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, уже включены районный коэффициент и северная надбавка, являются ошибочными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, а также, что при начислении районного коэффициента и процентной надбавки, произойдет уравнение заработной платы работников, которым в соответствии с квалификацией установлен с 1 до 12 разряд тарифной сетки.
На основании статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
По правилам статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьёй 315 ТК РФ оплата в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (северная надбавка).
В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к коим относятся в том числе и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать как минимум ТК РФ.
В рассматриваемом случае п.3.3 Положения, предусматривающий доплату в случае, если месячная заработная плата при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом компенсационных и стимулирующих выплат ниже минимального размера оплаты труда, в размере разницы между минимальным размером оплаты труда и величиной заработной платы конкретного работника, безусловно противоречит вышеуказанным нормам трудового законодательства и не подлежит применению. Признание в такой ситуации данной нормы недействующей не является обязательным.
Статьей 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме <данные изъяты> в месяц.
Как указано выше, заработная плата истицы без районного коэффициента и северной надбавки (суд обращает внимание, что заработная плата истице даже с учетом районного коэффициента и северной надбавки установлена ниже <данные изъяты>.) установлена работодателем в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, поэтому работодатель в силу ст. ст. 129, 133, 133.1 Трудового кодекса РФ был обязан ежемесячно доплачивать истице, полностью отработавшей за спорный период норму рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности), до минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с учетом повышения его на районный коэффициент и надбавки.
В связи с изложенным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить размер заработной платы истице без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации и возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы с 01 февраля 2012 года путём начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
В силу положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 50, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взысканию подлежит государственная пошлина в размере <данные изъяты> в связи с удовлетворением двух требований неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Ивановой Л.А. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Стрелковская городская больница» о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Стрелковская городская больница» установить заработную плату Ивановой Л.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Стрелковская городская больница» произвести перерасчет с 01 февраля 2012 года заработной платы Ивановой Л.А. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Стрелковская городская больница» в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2012 года.
Судья М.Н. Спирина