Дело № 2а-9439/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 11 декабря 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
с участием представителя административного истца ООО «Мегагрупп» Яковченко А.В.,
при секретаре Герасевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мегагрупп» к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконным акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Мегагрупп» (далее ООО «Мегагрупп») обратилось в суд с административным исковым заявлением с учетом уточненных требований о признании незаконным акта проверки Государственной инспекции труда в Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований ООО «Мегагрупп» указало, что акт проверки вынесен на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. При проведении внеплановой проверки должностное лицо органа государственного контроля (надзора) Зотова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ направила запрос о предоставлении документов и информации по адресу: <адрес>. Согласно выписки из ЕГРЮЛ адрес места нахождения ООО «Мегагрупп»: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, дом86/4.
Представитель административного истца Яковченко А.В., в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменные возражения не представил.
Заслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу абзаца третьего части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Обязанность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, установлена частью 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Мегагрупп»: <адрес> Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тюменской области Зотовой Е.А. был направлен мотивированный запрос на предоставление документов и информации.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ адрес места нахождения ООО «Мегагрупп»: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, дом 86/4.
Материалы дела дают основания для вывода о том, что должностным лицом Инспекции не был соблюден установленный Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и Трудовым кодексом Российской Федерации порядок проведения мероприятий по контролю, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ООО «Мегагрупп» не был осведомлен о проведении в отношении юридического лица проверки, что ставит под сомнение наличие вины в бездействии этого юридического лица.
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru №), почтовое отправление с названным запросом получено ООО «Мегагрупп» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мегагрупп» в Государственную инспекцию труда в Тюменской области были представлены все истребованные документы.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Мегагрупп» к Государственной инспекции труда в Тюменской области о признании незаконным акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Признать незаконными акт Государственной инспекции труда в Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 17 декабря 2018 года.
Судья А.А. Жижин