Дело № 3а-8/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Булгаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 марта 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по иску Бородина А.Г., Гарифулина А.Т., Тельманова Ю.С. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Бородин А.Г., Гарифулин А.Т., Тельманов Ю.С. 28 ноября 2018 г. обратились в Курганский областной суд с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска Бородин А.Г., Гарифулин А.Т., Тельманов Ю.С. указывали, что являются участниками общей долевой (по 1/3 доли в праве у каждого) собственности на здание гостиницы «№», назначение: нежилое, общей площадью 3678,1 кв.м, количество этажей: 6, в том числе подземных:1, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость здания, определенная по состоянию на 27 июня 2012 г., составляет 84945 541,2 руб.
Согласно отчету ООО «ДЛЛ» (выполнен оценщиком Е.В.) рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 27 июня 2012 г. составила 30486 200 руб.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», истцы считали свои права нарушенными необходимостью несения бремени повышенной налоговой нагрузки, находящейся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости принадлежащего им объекта, в связи с чем просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, равном рыночной, а именно в сумме 30 486 200 руб.
В судебном заседании административные истцы Бородин А.Г., Гарифулин А.Т., Тельманов Ю.С. участия не принимали, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили; их представитель А.Ю., действующая на основании доверенностей, поддержала заявленные в административном иске требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал по существу административного иска, поддержав доводы и ходатайство об отказе в иске к учреждению, как административному ответчику по административному иску, ранее изложенные в письменных возражениях представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности И.В.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в том числе посредством размещения информации о движении административного дела на сайте суда; ранее представитель по доверенности М.В. в письменном отзыве возражений по существу административного иска не приводила, разрешение вопроса по иску оставляла на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области по доверенности Я.В. в судебном заседании согласился с заключением судебной оценочной экспертизы относительно величины рыночной стоимости объекта, по существу против удовлетворения административного иска не возражал.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере, равном рыночной, подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Бородину А.Г., Гарифулину А.Т., Тельманову Ю.С. на праве собственности, по 1/3 доли в общей долевой собственности, принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером № – здание гостиницы «<...>», назначение: нежилое, общей площадью 3678,1 кв.м, количество этажей: 6, в том числе подземных: 1, расположенный по адресу: <адрес>
Право собственности Бородина А.Г., Гарифулина А.Т., Тельманова Ю.С. на указанный объект возникло в результате сделки купли-продажи от 11 ноября 2004 г. и было зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Курганской области 19 ноября 2004 г., запись регистрации №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 ноября 2018 г. кадастровая стоимость принадлежащего Бородину А.Г., Гарифулину А.Т., Тельманову Ю.С. объекта недвижимого имущества составляет 84945541,2 руб.
Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма содержится и в ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом согласно положениям данной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 по состоянию на 27 июня 2012 г.
На кадастровый учет принадлежащий истцам объект недвижимости поставлен до 27 июня 2012 г.; кадастровая стоимость объекта определена приложением 1 (№) постановления Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586.
Таким образом, рыночная стоимость спорного объекта также может быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, то есть на 27 июня 2012 г.
Согласно отчету об оценке объекта от 16 октября 2018 г., подготовленного оценщиком Е.В., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, составляет 30486 200 руб.; заключением судебной экспертизы, выполненной ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирования» (эксперт А.А.) рыночная стоимость здания на указанную даты определена в размере 33637000 руб.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости принадлежащего административным истцам объекта недвижимости и его рыночной стоимости.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации среди прочих установлен налог на имущество физических лиц (гл. 32).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в ч. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 ч. 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 ч. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ч. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 646-р от 18 ноября 2015 г., № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г., № 813-р от 29 декабря 2018г. установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 г., 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно.
В указанные перечни на 2016г. и 2017г. включен и принадлежащий административным истцам объект недвижимости с кадастровым номером №.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают права и обязанности собственников имущества Бородина А.Г., Гарифулина А.Т., Тельманова Ю.С., поскольку принадлежащий административным истцам объект недвижимости является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется из кадастровой стоимости объекта.
В силу положений статьи 62, части 5 статьи 247, статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце.
В судебном заседании представитель административных истцов А.Ю. выразила согласие с заключением судебной оценочной экспертизы, выполненной на основании определения суда от 25 декабря 2018г. ООО «Бюро независимой экспертизы, оценки и бизнес-планирования», и просила принять его в качестве доказательства рыночной стоимости здания.
Представителем Правительства Курганской области, выступавшего инициатором проведения судебной экспертизы по административному делу, возражений против ее результатов в судебном заседании не высказано.
От вызова и допроса в судебном заседании оценщика Е.В. и эксперта А.А., проводивших исследования и пришедших к различным выводам, представители участвующих в деле лиц отказались.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы судебной экспертизы недостоверными и не принимать данное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Бородиным А.Г., Гарифулиным А.Т., Тельмановым Ю.С. административных исковых требований об установлении по состоянию на 27 июня 2012 г. кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно заключению судебной экспертизы в сумме 33637000 руб.
Вместе с тем, в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанности внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (на основании внесенных Федеральным законом от 03 июля 2016г. № 361-ФЗ изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» правильным следует указывать Единый государственный реестр недвижимости) судом отказывается.
Положения ст.ст. 65, 66 ЗК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентируют материальное основание, а нормы КАС РФ – процессуальный порядок реализации права лица определить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной, однако реализация данного права не означает, что у административного истца само по себе возникает право в порядке административного судопроизводства требовать от органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными полномочиями, исполнения обязанностей, не обусловленных их противоправными решениями, действиями либо бездействием.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра судом, выступает решение суда, вступившее в законную силу.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной, будет является основанием для внесения в государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
При этом возложения на орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, дополнительной обязанности исполнения судебного акта не требуется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов в части возложения на административного ответчика обязанности внесения в государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером №.
Судом отказывается в удовлетворении ходатайства представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области об исключении учреждения из числа административных соответчиков по делу, поскольку удовлетворение настоящим судебным решением административных требований каких-либо последствий, в том числе финансовых, определяемых процессуальным положением лица в административном судопроизводстве, непосредственно для ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, формально выступающим по настоящему административному делу в процессуальном статусе административного соответчика, не влечет.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Бородина А.Г., Гарифулина А.Т., Тельманова Ю.С., обратившихся в Курганский областной суд 28 ноября 2018 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания гостиницы «<...>», назначение: нежилое, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 33637000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» о возложении обязанности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, Бородину А.Г., Гарифулину А.Т., Тельманову Ю.С. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Д.В. Пшеничников