Копия: Дело № 2-1-26/2020
40RS0005-01-2019-001-304-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2020 года город Кондрово
Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Глазуновой Е.В., при секретаре Родиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Калужской области, Министерству экономического развития Калужской области, Комитету ветеринарии при Правительстве Калужской области о возложении обязанности принять сибиреязвенные скотомогильники в государственную собственность Калужской области и выполнить мероприятия по их обустройству,
У С Т А Н О В И Л:
29 октября 2019 года прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, уточнив который, просил обязать Правительство Калужской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить принятие в государственную собственность сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования сельского поселения «Никольское» Дзержинского района Калужской области в районе в районе д. Адамовское; обеспечить включение указанного имущества в реестр государственной собственности Калужской области и обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет сибиреязвенного скотомогильника.
Осуществить работы по содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории МО СП «Никольское» Дзержинского района Калужской области в районе д. Адамовское, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 56 от 13.05.2010 г., Ветеринарными правилами ВП 13.3.1320-96, утв. Госкомсанэпиднадзором России № 11 от 31.05.1996 г., Минсельхозпродом России № 23 от 18.06.1996 г., Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, а именно: установить глухое ограждение по всему периметру высотой не менее 2 м, исключающее случайный доступ людей и животных,
сформировать по всему внутреннему периметру канаву глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта; обозначить предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; обустроить курган над скотомогильником высотой не менее 0,5 м над поверхностью земли, принять меры по обеззараживанию почвы в месте захоронения трупа животного, павшего от сибирской язвы; возвести над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м; обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
В обосновании иска указал, что в д. Адамовское МО СП «Никольское» Дзержинского района Калужской области расположен сибиреязвенный скотомогильник, права на который в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы. Скотомогильник находится в неудовлетворительном ветеринарно-санитарном состоянии. Скотомогильник расположен примерно в 700 метрах от границы д. Адамовское и в 200 метрах от автодороги Адамовское-Никольское, на границе лесного массива в кадастровом квартале 40:04:192101. Территория не благоустроена, не огорожена, заросла растительностью, имеются остатки деревянного ограждения и конструкций. Площадь захоронения составляет 30 кв.м. Место захоронения неоканавлено, ограждение, табличка «Сибирская язва» отсутствуют, что не исключает случайный доступ людей и животных. Санитарно-защитная зона скотомогильника также не установлена, не обеспечен контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний среди населения. Указанные нарушения ветеринарно-санитарных правил способны повлечь загрязнение окружающей среды, заражение человека и животных сопорами сибирской язвы и явиться причиной человеческих жертв, ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Представитель истца – старший помощник прокурора прокуратуры Дзержинского района Калужской области Бубнова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Правительства Калужской области Егорова Ю.Н. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Калужской области. Полагала, что надлежащими ответчиками являются Министерство экономического развития Калужской области и Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области.
Представитель ответчика – Министерства экономического развития Калужской области Михайлова М.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика - Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области Красильников П.Ю. исковые требования признал.
Представитель третьего лица – Управления Россельхознадзора по Калужской области Барсукова И.Г. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица: Управление Роспотребнадзора по Калужской области, Управление Росреестра по Калужской области, Министерство финансов Калужской области в судебное заседание не явились, о дне судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Распределение названных полномочий и обязательств между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации применительно к исследуемым правоотношениям произведено в подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления названных полномочий согласно подп. «ц»HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=B9836BA78C2DEC3A9628E18AF1CE63DBE6585D85AA0CA04269BE8610A5B46A76EF76FB44C820998F0AB38D68DE73B856229DAE04VDhCF" п. 2 ст. 26.11 названного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Санитарными правилами 3.1.7.2629-10. «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 56 от 13.05.2010 года, определено (п.7.1), что организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 года №13-7/469, главой 5 установлены правила размещения и строительства скотомогильников (биотермических ям).
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, полученным от Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области, в д. Адамовское МО СП «Никольское» Дзержинского района Калужской области расположен сибиреязвенный скотомогильник, права на который в ЕГРН не зарегистрированы. Установлено, что скотомогильник в д. Адамовское Дзержинского района расположен примерно в 700 м от границ д. Адамовское в 200 метрах от автодороги Адамовское-Никольское, на границе лесного массива, на земельном участке № Территория не благоустроена, не огорожена, заросла растительностью, имеются остатки деревянного ограждения и конструкции. Санитарное состояние неудовлетворительное. По результатам мониторинга составлены акты от 28.05.2019 года и от 07.06.2019 года.
Истцом совместно с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области, Комитетом ветеринарии при Правительстве Калужской области, Управлением Росреестра по Калужской области 06.11.2019 года проведен осмотр сибиреязвенного захоронения, расположенного на территории Дзержинского района Калужской области.
Сибиреязвенный скотомогильник расположен в кадастровом квартале № в районе д. Адамовское Дзержинского района Калужской области. Площадь захоронения составляет 30 кв.м., территория заросла травяной и кустарниковой растительностью. Место захоронения неоканавлено (л.д. 52-55, 57).
Согласно письму Министерства экономического развития Калужской области от 21.11.2019 года сибиреязвенный скотомогильник, расположенный по адресу: Калужская область, Дзержинский район, д. Адамовское, кадастровый квартал №, в Реестр государственной собственности не внесен, в собственности муниципальных образований не находится (л.д.48, 49,51). В Управлении Росреестра Калужской области также отсутствуют сведения об объекте недвижимости «сибиреязвенный скотомогильник» расположенном в кадастровом квартале № и зарегистрированных правах на него (л.д. 53).
Представитель истца Пилькова Е.Г. в судебном заседании 20 декабря 2019 года пояснила, что подпунктами 5,49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. В соответствии со ст. 7 Закона Калужской области №192-ОЗ от 07.04.2003 года «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Калужской области» Правительство Калужской области осуществляет полномочия по управлению и распоряжению областной собственностью. В том числе отнесенные к ведению органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области. Поскольку Правительство Калужской области является единственным постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Калужской области, обеспечивающим любые полномочия, отнесенные к ведению Калужской области, за исключением полномочий, входящих в компетенцию Законодательного Собрания. В связи с чем наличие исполнительных органов специальной компетенции в сфере управления имуществом и ветеринарии не освобождает Правительство Калужской области от исполнения возложенных на Калужскую область полномочий, указанных в исковых требованиях.
Представитель ответчика - Правительства Калужской области Егорова Ю.Н. в судебном заседании пояснила, что ст. 21 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ, определены основные полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Полномочиями по проведению мероприятий в части благоустройства сибиреязвенных скотомогильников высший орган исполнительной власти частью 2 ст. 21 ФЗ №-184 не наделен. В соответствии с п.п. «о» ч.1 ст. 4 Закона Калужской области «О Правительстве Калужской области» к ведению Правительства Калужской области отнесены вопросы по осуществлению полномочий, отнесенных законодательством к ведению органов государственной власти субъектов РФ. При этом вопросы ведения Правительства Калужской области могут быть переданы Правительством Калужской области иным органам исполнительной власти, за исключением полномочий, отнесенных законодательством к исключительным полномочиям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Поскольку Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области и Министерство экономического развития Калужской области являются уполномоченным органами в сфере исполнения требований заявленных истцом, а кроме того, Правительством Калужской области принято Постановление №746 от 25.11.2019 года «Об организации процесса обращения бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность Калужской области» и Постановление №824 от 20.12.2019 года «Об уполномоченном органе исполнительной власти Калужской области в сфере ветеринарии, в том числе в сфере обеспечения безопасности скотомогильников и биотермических ям (включая сибиреязвенные), полагала, что исполнение требований истца должно быть возложено на ответчиков - Министерство экономического развития Калужской области и Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области.
Постановлением Правительства Калужской области №746 от 25 ноября 2019 года постановлено:
1. Комитету ветеринарии при Правительстве Калужской области в отношении бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям, взятых на учет с присвоением индивидуального номера и оформления ветеринарно-санитарной карточки в соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - бесхозяйные скотомогильники), для организации процесса принятия указанного имущества в государственную собственность Калужской области:
1.1. В срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления осуществить подготовку, сбор и передачу в министерство экономического развития Калужской области необходимой документации, включая информацию об отводе земельных участков для размещения бесхозяйных скотомогильников и занимаемой ими территории, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о данных объектах.
1.2. Обеспечить до установления балансодержателя бесхозяйных скотомогильников соблюдение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469, по устройству, санитарному состоянию и оборудованию этих объектов.
2. Министерству экономического развития Калужской области принять бесхозяйные скотомогильники в казну Калужской области, осуществить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о данных объектах, закрепить на соответствующем праве указанное имущество за комитетом ветеринарии при Правительстве Калужской области и (или) его подведомственными организациями.
Постановлением Правительства Калужской области №824 от 20 декабря 2019 года постановлено:
Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере ветеринарии, в том числе на:
1.1. Организацию проведения на территории Калужской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, в том числе в сфере обеспечения безопасности скотомогильников и биотермических ям (включая сибиреязвенные).
1.8. Проведение мероприятий в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56 "Об утверждении СП 3.1.7.2629-10" (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2017 N 45), Ветеринарными правилами ВП 13.3.1320-96, утвержденными Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 31.05.1996 N 11, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 18.06.1996 N 23, в отношении сибиреязвенных скотомогильников, взятых на учет в соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (в ред. приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.08.2007 N 400, с изм., внесенными определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N КАС06-193).
1.9. Осуществление контроля за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенных скотомогильников для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
2. Комитету ветеринарии при Правительстве Калужской области обеспечить:
2.1. Реализацию пункта 1.8 настоящего Постановления в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.
2.2. Включение ежегодно бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по обеспечению безопасности скотомогильников и биотермических ям (включая сибиреязвенные), в том числе в рамках реализации ведомственных целевых программ.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Калужской области от 13.04.2011 N 200 "О наделении комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области отдельными полномочиями".
Представитель ответчика – Министерства экономического развития Калужской области Михайлова М.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указала, что сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в д. Адамовское Дзержинского района Калужской области не может быть принят и включен в реестр государственной собственности поскольку, указанный объект не идентифицирован, не прошел кадастровый учет, права на него не зарегистрированы.
Вышеуказанный довод представителя Министерства экономического развития Калужской области суд признает необоснованным, поскольку наличие или отсутствие объекта «скотомогильника» в ЕГРН как недвижимости не является юридически значимым обстоятельством по делу, поскольку спорный сибиреязвенный скотомогильник имеет уточненные географические координаты: адрес, кадастровый квартал, площадь.
В соответствии с Законом п.1 ст. 4 Закона Калужской области от 26.09.1996 года №51 «О Правительстве Калужской области» к ведению Правительства Уставом Калужской области и настоящим Законом отнесено в том числе, осуществление полномочий, отнесенных законодательством к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных законодательством к ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы ведения Правительства Калужской области, определенные пунктом 1 настоящей статьи, могут быть переданы Правительством Калужской области иным органам исполнительной власти Калужской области, за исключением полномочий, отнесенных законодательством к исключительным полномочиям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Существование на территории области бесхозяйного скотомогильника в условиях отсутствия уполномоченной собственником организации не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, что представляет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации биологического характера и причинения вреда природной среде и здоровью населения, поскольку сибирская язва представляет собой особо опасную бактериальную инфекционную болезнь.
Оценивая представленные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований к Правительству Калужской области надлежит отказать. При этом Министерство экономического развития Калужской области и Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку Правительством Калужской области приняты нормативные акты, в виде Постановлений Правительства № 824 от 20.12.2019 года и №746 от 25.11.2019 года которыми Правительством Калужской области полномочия по принятию бесхозяйных скотомогильников в казну Калужской области и внесению сведений о данных объектах в ЕГРН переданы Министерству экономического развития Калужской области. Организация проведения мероприятий по обустройству сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и обеспечения контроля за санитарно-защитной зоной сибиреязвенных скотомогильников возложена на Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованы, закреплены нормами закона, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Обязать Министерство экономического развития Калужской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в государственную собственность сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования сельского поселения «Никольское» Дзержинского района Калужской области в районе в районе д. Адамовское, кадастровый квартал №;
включить указанное имущество в реестр государственной собственности Калужской области;
обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет сибиреязвенного скотомогильника.
Обязать Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить работы по содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории МО СП «Никольское» Дзержинского района Калужской области в районе д. Адамовское, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 56 от 13.05.2010 г., Ветеринарными правилами ВП 13.3.1320-96, утв. Госкомсанэпиднадзором России № 11 от 31.05.1996 г., Минсельхозпродом России № 23 от 18.06.1996 г., Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, а именно:
установить глухое ограждение по всему периметру высотой не менее 2 м, исключающее случайный доступ людей и животных,
сформировать по всему внутреннему периметру канаву глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта,
обозначить предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»;
обустроить курган над скотомогильником высотой не менее 0,5 м над поверхностью земли, принять меры по обеззараживанию почвы в месте захоронения трупа животного, павшего от сибирской язвы,
возвести над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м;
обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
В удовлетворении исковых требований к Правительству Калужской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий подпись
Копия верна: судья Е.В. Глазунова