Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сочи 02 июня 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ефанова В.А.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1502/20 по административному исковому заявлению Киселевой Т. Н. к администрации г. С., Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С., Департаменту имущественных отношений администрации г. С. о признании незаконным действие органа местного самоуправления, выразившееся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Киселева Т.Н. обратилась в суд с административным иском к административным ответчиком, в котором просит суд признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. от ДД.ММ.ГГГГ №.01-21/32423, незаконным; считать утвержденной схему расположения земельного участка на
кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, расположенного в границах кадастрового квартала № по адресу: город Сочи, район Центральный, по <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью 350 кв.м., с видом разрешенного использования - жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), категория земель-земли населенных пунктов; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный учет земельного участка на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в местной системе координат г. С.:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
1т.: Х-45106.53, Y-58133.03, выполненной: ООО «Земля-Воздух»; расположенного в границах кадастрового квартала № по адресу: город Сочи, район Центральный, по <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью 350 кв.м., с видом разрешенного использования - жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), категория земель - земли населенных пунктов; обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с Киселевой Т. Н. договор купли-продажи земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала № по адресу: город Сочи, район Центральный, по <адрес>, в районе <адрес>, общей площадью 350 кв.м., с видом разрешенного использования - жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), категория земель - земли населенных пунктов, после постановки на государственный кадастровый учет и регистрацией данного земельного участка в установленном порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по цене, установленной пунктом 4.2. Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, утвержденного решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установления порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках».
В административном иске указано, что истец с целью реализации права на получение земельного участка, закрепленного в ст. 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельный участок, площадью 350 кв.м. из числа свободных муниципальных земель, расположенный в Центральном районе города Сочи, согласно прилагаемой Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была изготовлена за собственные денежные средства истца и сдана в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. через МАУ МФЦ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. ей было отказано по формальным причинам.
Административный ответчик отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт С., утвержденными решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так же ответчик, ссылаясь на Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт С., пишет, что земельный участок, расположен в территориальной зоне «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка и вид\ разрешенного использования такой как «индивидуальное жилищное строительство» является условно разрешенным.
Считает данный отказ незаконным и нарушающим права истца по следующим основаниям.
Согласно Земельному Кодексу РФ, статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Кроме того, в п. 12.1 (Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства) Главы 12 (Градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства) ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ С. говорится, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, составляют:
- для индивидуального жилищного строительства - от 400 до 1 000 кв. м;
- для строительства от 2 до 10 блокированных жилых домов - от 100 до 300 кв.м. за
каждым индивидуальным блоком, включая площадь строения;
-для ведения личного подсобного хозяйства - до 1200 кв. м.
В предоставленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории вид разрешенного земельного участка указан как участок для жилого дома, состоящего из нескольких блоков (сблокированный жилой дом).
Таким образом, площадь и вид разрешенного испрашиваемого земельного участка 350 кв.м. не противоречит градостроительному регламенту города Сочи и Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт С..
Как надуманным и необоснованным является утверждение ответчика относительно невозможности рационального использования земель и отношение к придомовой территории многоквартирного жилого дома, которое никакими данными не подтверждено и противоречит представленными мною документам. При изучении предоставленной административному ответчику схемы видно, что участок сформирован так, чтобы исключить вклинивание, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Учитывая вышеизложенные доводы, считает, что формальный подход ответчика к рассмотрению представленной схемы привел к бездействию ответчика, выразившееся в игнорировании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка не законными и нарушающим законные права истца.
В судебное заседание представитель административного истца не явилась, о времени и месте, которого была извещена надлежаще, причины неявки суду неизвестны, явка не признана судом обязательной.
Представитель административного ответчика администрации г. С. и представитель за интересованного лица УФСГР КиК в г. С. возражали против удовлетворения требований, поддержали правовую позицию, изложенную в отказе на обращение административного истца.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. С., Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. в судебное заседание не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны, явка не признана судом обязательной.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, представленные процессуальные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец с целью реализации права на получение земельного участка, закрепленного в ст.39.14 Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельный участок, площадью 350 кв.м из числа свободных муниципальных земель, расположенный в Центральном районе г. С., согласно прилагаемой Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была изготовлена за собственные денежные средства административного истца и сдана в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. через МАУ МФЦ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С. административному истцу было отказано.
В силу п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема) предлагается образовать земельный участок площадью 350 кв.м. по <адрес>, в районе <адрес> Центрального района г. С., с видом разрешенного использования - для сблокированный жилой дом.
Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., утв. Решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства - от 400 кв.м до 1000 кв.м.
Кроме того, по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, предлагаемый к образованию земельный участок площадью 350 кв.м., расположен в территориальной зоне "Ж-4" -многоэтажная жилая застройка до 36 м.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С., вид разрешенного использования земельного участка - "индивидуальное жилищное строительство в территориальной зоне "Ж-4" является условно разрешенным (предоставляется заинтересованному лицу на основании решения администрации г. С. по результатам публичных слушаний).
В силу пп. 4 п. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в том числе вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения.
В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить, в том числе, к невозможности размещения объектов недвижимости, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Кроме того, предложенное Схемой образование земельного участка площадью 350 кв.м приведет к изломанности границ образуемого земельного участка, невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, нерациональному использованию муниципальных земель данной территории, т.к. по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и публичной кадастровой карты видно, что в границах образуемого земельного участка площадью 350 кв.м., расположены строения, предположительно относящиеся, к придомовой территории многоквартирного жилого дома, граница под которым не установлена в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ в состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Следовательно, представленная Схема выполнена без учета требований к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ и разработана с нарушением, предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, что в соответствии с п.п.26 п.32 административного регламента "Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением администрации г. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Кроме того, как видно из Схемы и фрагмента дежурного плана г. С. на формируемом земельном участке расположены строения, что в силу пп. 2 и пп. 3 п. 32 административного регламента "Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением администрации г. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, также является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд, оценивая доказательства по административному делу в их совокупности, не усматривает оснований для удовлетворения административного иска и при таких обстоятельствах полагает отказ администрации г. С. правомерным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства, ввиду чего оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Киселевой Т. Н. к администрации г. С., Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. С., Департаменту имущественных отношений администрации г. С. о признании незаконным действие органа местного самоуправления, выразившееся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через, Центральный районный суд города Сочи.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2020.
Председательствующий судья: