Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/2021 (2-6/2020; 2-172/2019;) ~ М-48/2019 от 18.01.2019

Гражданское дело № 2-2/21

УИД 24RS0034-01-2019-000055-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Шалинское                                         25 июня 2021 г.

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре судебного заседания Говоровой А.В.,

с участием представителя ответчика Администрации Шалинского сельсовета Манского района Боровцова О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя соответчика Администрации Манского района Красноярского края Резников С.Г., действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,

ответчиков Ивановой Л.Г., Трегубов И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2/21 по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации Манского района Красноярского края, Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, Степанов М.А., Иванова Л.В., Трегубов И.М., Сапега А.В., Баранов А.И., Петрова Н.С., Петров А.С., Мациенко В.А., Волкова Е.В., Ларикова С.В., Сукач Т.М., Терская Г.А. о признании недействительным договоров аренды, договоров уступки прав аренды, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) обратилось в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Администрации Манского района Красноярского края (далее - Районная администрация), Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, (далее - Шалинский сельсовет), Степанов М.А., Иванова Л.В., Трегубов И.М., Сапега А.В., Баранов А.И., Петрова Н.С., Петров А.С., Мациенко В.А., Волкова К.В., Терская Г.А., Ларикова С.В., Сукач Т.М., о признании недействительным договоров аренды, договоров уступки прав аренды, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков.

Исковые требования Агентства аргументированы тем, что, согласно сведениям ЕГРН, муниципальным образованием Шалинский сельсовет в лице поселковой администрации осуществлена передача по договорам аренды ряда земельных участков гражданам, в том числе: земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , однако заключенные договоры аренды являются недействительными (ничтожными) сделками, поскольку спорные земельные участки являются земельными участками лесного фонда, в связи с чем не могут переданы в аренду гражданам по договорам аренды с Шалинским сельсоветом. ФГБУ «Рослесинфорг» осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства с местонахождением Спорных земельных участков и по результатам указанного совмещения выявлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , пересекаются с землями лесного фонда Манского лесничества Шалинского сельского участкового лесничества СТОО «Красный Октябрь», при этом по итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на спорные земельные участки Агентством принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов РФ в отношении данных объектов недвижимости. Спорные земельные участки, как считает Агентство, из-за пересечений с землями лесного фонда находятся в незаконном пользовании Степанов М.А., Иванова Л.В., Трегубов И.М., Сапега А.В., Баранов А.И., Петрова Н.С., Петров А.С., Мациенко В.А., Волкова Е.В., Ларикова С.В., Сукач Т.М., Терская Г.А., поскольку: 1) эти участники относятся к землям лесного фонда, находящимся в собственности РФ, и их отчуждение в частную собственность в соответствии с действующим законодательством не допускается без перевода в категорию земель, позволяющих их отчуждение в частную собственность; 2) документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в Государственном лесном реестре (далее - ГЛР); 3) в лесоустроительных материалах (копия планшета лесоустройства СТОО «Красный Октябрь», копия таксационного описания) земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , полностью и частично включены в квартал <адрес>; 4) факт наложения границ оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда подтверждается заключениями ФГБУ «Рослесинфорг» ; 5) постановка на кадастровый учет Спорных земельных участков была произведена в нарушение ст. ст. 39, 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и должна быть признана ничтожной, а это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в ЕГРН должны быть внесены изменения по границам согласно координатам, указанным в просительной части искового заявления; 6) действующее законодательство рассматриваемом случае предусматривает приоритет сведений ГЛР над сведениями в ЕГРН.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, Агентство, с учетом поданных уточнений, просит суд:

1) признать недействительным в силу ничтожности: договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., кадастровый номер , заключенный между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Степанов М.А., и договор уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Степанов М.А. и Мациенко В.А.; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., кадастровый номер , заключенный между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Иванова Л.В.; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., кадастровый номер , заключенный между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Петрова Н.С., и договор уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Петрова Н.С. и Волкова Е.В.; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., кадастровый номер , заключенный между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Сапега А.В., и договор уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Сапега А.В. и Ларикова С.В.; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., кадастровый номер , заключенный между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Петров А.С., и договор уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Петров А.С. и Терская Г.А.; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., кадастровый номер , заключенный между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Трегубов И.М.; договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., кадастровый номер , заключенный между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Баранов А.И., и договор уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Баранов А.И. и Сукач Т.М.;

2) истребовать из незаконного владения Мациенко В.А., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 5000 кв.м., входящий в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

2.1) указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., к землям лесного фонда;

3) истребовать из незаконного владения Иванова Л.В. в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., входящий в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

3.1) указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., к землям лесного фонда;

4) истребовать из незаконного владения Волкова К.В., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., входящий в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

4.1) указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., к землям лесного фонда;

5) истребовать из незаконного владения Ларикова С.В., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> площадью 2 500 кв.м., входящий в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

5.1) указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., к землям лесного фонда.

6) истребовать из незаконного владения Терская Г.А., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2 491 кв.м., входящий в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

6.1) указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 491 кв.м., к землям лесного фонда.

7) истребовать из незаконного владения Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Трегубов И.М. в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

7.1) указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., к землям лесного фонда.

8) истребовать из незаконного владения Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Сукач Т.М., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельного участка кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

8.1) указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., к землям лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение, на основании которого к участию в рассмотрении гражданского дела привлечены в качестве: 1) соответчика Администрация Манского района Красноярского края (далее - Районная администрация); 2) третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - Управление Росимущества в Красноярском крае), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (через филиал по Красноярскому краю) (далее - Федеральная кадастровая палата).

ДД.ММ.ГГГГ на основании вынесенного судом определения к участию рассмотрении гражданского дела привлечены в качестве соответчиков: Сукач Т.М., Терская Г.А., Ларикова С.В., Волкова Е.В., Мациенко В.А..

Шалинский сельсовет, а также Трегубов И.М., Иванова Л.В., реализуя полномочия ответчиков, подали возражения на исковое заявление Агентства, и в этих возражениях указанные лица просят суд оказать в удовлетворении заявленных исковых требований Агентства, поскольку нарушений процедуры выделения земельных участков Шалинским сельсоветом не допущено, сами земельные участки относятся к землям поселений Шалинского сельсовета, в связи с чем не могут включаться в границы земель лесного фонда, и к тому же данные земельные участки находятся в границах поселения д. Сосновка, которые существуют на местности более 18 лет.

Министерство в рамках реализации полномочий третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ознакомившись с исковыми требованиями Агентства, предоставило на них свой отзыв, в котором поддерживает исковые требования Агентства, поскольку данные из информационного письма ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» от 20 августа 2018 г. № 03-70/3019 подтверждают наложение земель гослесфонда на Спорные земельные участки.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания: 1) представитель истца Агентства, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства, Управления Росреестра по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства в зал судебного заседания не явились, согласно поданным ходатайства, просят рассмотреть гражданское дело в их отсутствие; 2) представители ответчиков Шалинского сельсовета Боровцова О.Н., Районной администрации Резников С.Г., ответчики Иванова Л.М., Трегубов И.М. настояли на рассмотрении гражданского по существу, с исковыми требованиями Агентства не согласилась, просили в удовлетворении исковых требований Агентства отказать, дали объяснения аналогичные ранее направленным возражениям, обратили внимание суда на то, что территория по месту нахождения спорных земельных участков, в том числе принадлежащих Иванова Л.М., Трегубов И.М., относится к территории <адрес>, сами границы территории этого населенного пункта существуют на местности более 18 лет и были определены в соответствии с положениями действующего на тот момент законодательства, согласованы со всеми заинтересованными государственными, муниципальными органами, учреждениями, и к тому же безосновательность требований Агентства, в том числе и по давностному формированию границ д. Сосновка, нашла свое подтверждение в выводах судебной землеустроительной экспертизы ЧОУ ДПО «Институт кадастра» от ДД.ММ.ГГГГ , которая отвечает требованиям относимости и допустимости доказательства, основана на материалах гражданского дела; 3) представитель ответчиков Трегубов И.М., Иванова Л.М. в лице Боровцовой О.А., ответчики Степанов М.А., Сапега А.В., Баранов А.И., Петрова (Муравьева) Н.С., Петров А.С., соответчики Сукач Т.М., Терская Г.А., Ларикова С.В., Мациенко В.А., Волкова Е.В., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росимущества в Красноярском крае, Федеральная кадастровая палата, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату не заявили, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.

Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 157, 167 ГПК РФ, проводит в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Рассмотрев представленные материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, дав им правовую оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Агентства не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ в чч. 1- 3 ст. 35 закреплено, что:1) право частной собственности охраняется законом; 2) каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; 3) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Положениями п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) закреплено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Правилами п. 1 ст. 15 ЗК РФ регламентировано, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

ЗК РФ в подпп. 8, 11 ст. 1 закреплены принципы: 1) деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 2) сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Положениями п. 1 ст. 7 установлено, что земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правилами п. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что: 1) земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; 2) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) ст. ст. 301, 304 определено, что собственник: 1) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; 2) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения, и не были соединены с лишением владения.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 1, 2 ст. 60 ЗК РФ).

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступившим в силу с 01 января 2017 г. в связи с отменой Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») в ч. 7 ст. 1 установлено понятие «государственного кадастрового учета недвижимого имущества, под которым понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

ГК РФ в ст. 210 закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ЕГРН, как следует из представленных выписок, регистрационных, реестровых дел, представленных структурными подразделениями Управления Росреестра по, содержит сведения о том, что:

1) по адресу: <адрес>, расположен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 2 500+/-18 кв.м., (далее - земельный участок :), находится в аренде у Сукач Т.М., при этом суд учитывает и то, что: 1) период действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлена, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка:

№ точки

X

Y

(т. 1 л.д. 33-34, т.2 л.д. 96-103);

2) по адресу: <адрес><адрес>, расположен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 5 000+/-25 кв.м., (далее - земельный участок :), находится в аренде у Трегубов И.М., при этом суд учитывает и то, что: 1) период действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлена, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка:

№ точки

X

Y

(т. 1 л.д. 32, т. 2 л.д. 104-111);

3) по адресу: <адрес>, расположен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 2 500+/-18 кв.м., (далее - земельный участок :), находится в аренде у Терская Г.А..А., при этом суд учитывает и то, что: 1) период действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлена, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка:

№ точки

X

Y

(т. 1 л.д. 29-31, т. 2 л.д. 112-120);

4) по адресу: <адрес>, расположен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 2 500+/-18 кв.м., (далее - земельный участок :), находится в аренде у Ларикова С.В., при этом суд учитывает и то, что: 1) период действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлена, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка:

№ точки

X

Y

(т. 1 л.д. 27-28, т. 2 л.д. 121-128);

5) по адресу: <адрес>, расположен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 2 500+/-18 кв.м., (далее - земельный участок :), находится в аренде у Волкова Е.В., при этом суд учитывает и то, что: 1) период действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлена, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка:

№ точки

X

Y

(т. 1 л.д. 25-26, т. 2 л.д. 129-136);

6) по адресу: <адрес> расположен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 5 000+/-25 кв.м., (далее - земельный участок ), находится в аренде у Иванова Л.В., при этом суд учитывает и то, что: 1) период действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлена, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка:

№ точки

X

Y

(т. 1 л.д. 23-24, т. 2 л.д. 137-144);

7) по адресу: <адрес>, расположен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , площадью 5 000+/-25 кв.м., (далее - земельный участок ), находится в аренде у Мациенко В.А., при этом суд учитывает, что: 1) период действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлена, имеются сведения о характерных точках границы земельного участка:

№ точки

X

Y

(т. 1 л.д. 21-22, т. 2 л.д. 145-152).

ФФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» представлены заключения №, приложенные к письму от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что: 1) при сопоставлении границ испрашиваемых земельных участков и материалов лесоустройства (планшеты Манского лесничества, Шалинского сельского участкового лесничества, СТОО «Красный Октябрь», масштаб 1:25000, год лесоустройства 2000 г. (далее - Материалы лесоустройства 2000 г.)) земельные участки , , :, :, : относятся к землям лесного фонда, а земельные участки :, : частично относятся к землям лесного фонда; 2) работы по лесоустройству осуществлялись в 2000 г. (т. 1 л.д.35 - 50).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Красноярскому краю, Федеральной кадастровой палатой, Шалинским сельсоветом представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, а также реестровые (кадастровые) дела, выписки из ЕГРН на указанные спорные объекты недвижимости, из которых, с учетом данных информационного ресурса «Публичная кадастровая карта», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следует, что (т. 1 л.д. 127 - 180, 183 - 247, т. 2 л.д. 2 - 93, 94 - 175):

1) земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и изначально был предоставлен в аренду Степанов М.А. на основании постановления Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, и заключенного с ним договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ , однако в последующем этот объект недвижимости был передан во временное владение и пользование Мациенко В.А. по договору уступки права аренды от ДД.ММ.ГГГГ;

2) земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и предоставлен в аренду Иванова Л.В. на основании постановления Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, и заключенного с ней договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ ;

3) земельный участок : поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и изначально был предоставлен в аренду Петрова Н.С. на основании постановления Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, и заключенного с ней договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ , однако в последующем этот объект недвижимости был передан во временное владение и пользование Волкова Е.В. по соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;

4) земельный участок : поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и изначально был предоставлен в аренду Сапега А.В. на основании постановления Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, и заключенного с ним договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ , однако в последующем этот объект недвижимости был передан во временно владение и пользование Ларикова С.В. по соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;

5) земельный участок : поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и был изначально предоставлен в аренду Петров А.С. на основании постановления Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, и заключенного с ним договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ , однако в последующем этот объект недвижимости был предоставлен во временное владении по пользование Терская Г.А. по соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;

6) земельный участок : постановлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и предоставлен в аренду Трегубов И.М. на основании постановления Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка, и заключенного с ним договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ ;

7) земельный участок : поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и был изначально предоставлен в аренду Баранов А.И. на основании постановления Шалинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , и заключенного с ним договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ , однако в последующем этот объект недвижимости был передан во временное владение и пользование Сукач Т.М. по соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в ч. 9 ст. 38, утратившей силу с 01 января 2017 г., предусматривалось, что: 1) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; 2) в случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Положениями ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» приведены практически в неизменном виде и в ныне действующей ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Правилами ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утратившими силу с 01 января 2017 г., было регламентировано, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являлись: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в чч. 1, 2 ст. 61 предусмотрены понятия: 1) «технической ошибки», под которой понимается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (далее - техническая ошибка в записях); 2) «реестровой ошибки», под которой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном этим Федеральным законом.Правилами чч. 3 - 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что: 1) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 14 этого Федерального закона; 2) правила ч. 3 ст. 14 этого Федерального закона применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г. (ч. 3); 3) земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08 августа 2008 г.: 3.1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 3.2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3.3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка (ч. 4); 3) положения ч. 4 ст. 14 этого Федерального закона применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 08 августа 2008 г. (ч. 5).

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ч. 6 ст. 14 закреплено, что положения ч. 3 ст. 14 этого Федерального закона не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

21 сентября 2017 г. Конституционным Судом РФ вынесены Определения № 1793-О и № 1794-О, в которых выявлен смысл положений ст. 7 ЛК РФ и определено, что: 1) установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта РФ, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра; 2) рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из владения к гражданам, чье право собственности на них зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в ст. 302 ГК РФ законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 22 июня 2017 г. № 16-П).

ДД.ММ.ГГГГ суд для определения площади и действительного местонахождения земельных участков , , :, :, :, :, :, а также для определения полномочий руководителей лесхозов (межхозяйственных) лесхозов по согласованию границ населенных пунктов сельских поселений за период с 1981 по 1999 гг. включительно, и установления действительно пересечения границ спорных земельных участков с землями лесного фонда назначил по гражданскому делу судебную землеустроительную экспертизу, производство которой поручил ЧОУ ДПО «Институт кадастра» (т. 3 л.д. 182 - 186).

ЧОУ ДПО «Институт кадастра» в соответствии с вынесенным определением от ДД.ММ.ГГГГ подготовило заключение судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (т. 4 л.д. 39-134), и из этого заключения, следует, что:

в ходе проведения экспертизы определены фактические границы земельного участка , существующие на местности: 2.1) местоположение фактических границ земельного участка определено по объектам искусственного происхождения (заборам, ограждениям), существующим на местности, а именно (см. приложение 2): по северной границе в точках 1-2 по прямой по существующему на местности забору (приложение , фото №,3); по восточной фасадной границе в точках 2-3 по прямой по существующему на местности забору (приложение , фото №,4); по южной границе в точках 3-4-5-6 по существующему на местности забору (приложение , фото №,5); по западной границе в точках 6-1 по прямой по существующему на местности забору (приложение , фото № ,2); 2.2) по результатам полученных измерений значения координат характерных (поворотных) точек, значения внутренних углов линий и горизонтальных приложений, фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером , вычислены аналитическим способом с применением программы «NanoCAD»; 2.3) фактическая площадь земельного участка составляет 5 183 кв.м., площадь по сведениям ЕГРН - 5 000 кв.м. (то есть разница составляет 183 кв.м., что превышает предельно допустимую погрешность определения площади земельного участка (АР), м2 - 25 кв.м.,); 2.4) в границах земельного участка расположено (см. приложение ): брусовой жилой дом (не завершенный строительством), площадь застройки составляет 95,4 кв.м, (приложение , фото ); нежилое строение, площадь застройки составляет 19,9 кв.м, (приложение , фото ); 2.4) при визуальном исследовании территории земельного участка выявлено, что участок в целом не залесен, за исключением наличия отдельных деревьев (приложение , фото );

местоположение фактически существующих границ остальных земельных участков с кадастровыми номерами , :,    :, :, :, : экспертами не определялось, поскольку по периметру они не обозначены заборами (ограждениями), за исключением южной границы 1-2 земельного участка с кадастровым номером ((см. приложение ) (данная граница обозначена на местности забором, огораживающим земельный участок )), в связи с чем за фактические границы данных участков принимаются границы, сведения о которых содержатся в ЕГРН;

объектов капитального строительства на участках с кадастровыми номерами , :, :, :, :, : не имеется;

в ходе проведения экспертизы в соответствии со сведениями из ЕГРН осуществлен вынос в натуру всех характерных точек поворота границ единственного земельного участка, границы которого обозначены на местности заборами (ограждениями), то есть в отношении земельного участка , в результате сопоставления фактических границ и границ данного участка по сведениям ЕГРН выявлено их несоответствие, однако пересечений с границами иных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН не выявлено;

пересечений границ участков , , :, :, :, :, : с границами участка 24:24:0000000:2426 лесного фонда по сведениям ЕГРН не имеется, поскольку сведения о местоположение границ такого лесного участка в ЕГРН отсутствуют, однако информация о пересечении границ исследуемых участков, сведения о границах которых содержатся в ЕГРН, с границами участка лесного фонда, сведения о которых содержатся в Материалах лесоустройства 2000 г., представлена в заключениях, имеющихся в гражданском деле, подготовленных филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» и приложенных к письму от ДД.ММ.ГГГГ;

вынос в натуру характерных точек поворота границ всех исследуемых земельных участков в соответствии со сведениями из ГЛР не осуществлялся в связи с отсутствием таких сведений;

в ходе экспертизы установлено, что первоначально территория, на которой в настоящее время располагаются земельные участи ; ; :; :; :; :; :, :, относилась к землям СТОО «Красный Октябрь» (т.е. данная территория входила в границы указанного сельскохозяйственного предприятия);

первично в 1991 г. территория, на которой в настоящее время располагаются земельные участки , , :, :, :, :, :, хоть и не входила в черту населенного пункта д. Сосновка (см. приложение, на чертеже показана красным цветом), но находилась вне ее черты на землях, выделенных для огородничества, сенокошения и пастьбы скота (см. приложение , на чертеже показана пунктиром синего цвета), была передана в ведение сельского Совета народных депутатов с прекращением права всех предыдущих землевладельцев (землепользователей) такой территорией и с правом распоряжения сельскими Советами народных депутатов; утверждение такой передачи осуществлено решением исполнительного комитета Манского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д.53), а в дальнейшем - постановлением Районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д.155 - 157) в связи с увеличением площади передаваемых земель; включение в границы населенного пункта д. Сосновка в 1998 -1999 г. территории (см. приложение ), на которой в настоящее время располагаются земельные участки , , :, :, :, :, :, обосновано передачей такой территории из земель СТОО «Красный Октябрь» в 1991 - 1993 гг. в ведение сельских Советов народных депутатов Манского района Красноярского края, и закреплением прав по распоряжению такой землей в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, также подтверждено материалами перераспределения земель СТОО «Красный Октябрь» (CD-диск);

на представленном в гражданское дело чертеже установления границ сельских населенных пунктов и передачи их в ведение Шалинского сельсовета 1998 - 1999 гг.. (корректировка) имеется отметка о согласовании корректив, представленных на чертеже, со всеми заинтересованными лицами (имеются соответствующие подписи полномочных представителей сторон и печати), в том числе проведенные коррективы были согласованы с директором Манского лесхоза Мельниченко М.П., с директором Манского межхозяйственного лесхоза Сухарникова А.М.; также имеется отметка о согласовании сведений о границах, содержащихся в проекте перераспределения земель СТОО «Красный Октябрь», в т.ч. с директором Манского лесхоза Мельниченко М.П., с директором Манского межхозяйственного лесхоза Сухарникова А.М. (CD-диск), при этом проект перераспределения земель СТОО «Красный Октябрь» утвержден постановлением Районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ ;

лесхозы, как считают эксперты, в рамках своих полномочий имели право владения, пользования и распоряжения государственным лесным фондом, в том числе и правом выдачи материалов и заключений по вопросам отвода земель из гослесфонда для государственных, общественных и других надобностей, в связи с чем чертеж установления границ сельских населенных пунктов и передачи их в ведение Шалинского сельсовета 1998 - 1999 гг. (корректировка) считается согласованным (на нем присутствует соответствующая надпись, заверенная печатью и подписью директора Манского лесхоза Мельниченко М.П.);

межхозяйственные лесхозы, как считают эксперты, в рамках своих полномочий не занимались вопросами отвода земель из гослесфонда для государственных, общественных и других надобностей, однако в силу норм, установленных постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о колхозных лесах (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) колхозы/совхозы и (или) межхозяйственные предприятия (лесхозы) по ведению лесного хозяйства являются полноправными пользователями таких лесов и несут ответственность за правильное ведение хозяйства в них, при этом согласование установления границ сельских населенных пунктов и передача их в ведение Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края 1998 - 1999 гг. (корректировка) не является нарушением, чертеж считается согласованным (на нем присутствует соответствующая надпись, заверенная печатью и подписью директора Манского межхозяйственного лесхоза Сухарникова А.М.);

в гражданском деле имеются документы по отнесению территории, на которой в настоящее время расположены земельные участки , , :, :, :, :, :, к землям запаса, а также документы, подтверждающие в 1991-1993 гг. процедуру передачи территории, на которой в настоящее время расположены земельные участки , , :, :, :, :, :, в ведение сельского Совета народных депутатов, также имеются материалы по включению в 1998- 1999 гг. данной территории в границы населенного пункта д. Сосновка с согласованием такого включения с лесхозом и межхозяйственным лесхозом Манского района Красноярского края, а соответственно в материалы гражданского дела представлены документы, подтверждающие обоснованное включение данной территории, на которой в настоящее время расположены земельные участки , , :, :, :, :, :, в границы населенного пункта д. Сосновка;

в гражданском деле не имеется документов, обосновывающих при подготовке и проведении лесоустройства в 2000 г. отнесение данной территории, на которой в настоящее время расположены земельные участки , , :, :, :, :, :, к лесному фонду, также не имеется документов, подтверждающих передачу данной территории в ведение государственных органов управления лесным хозяйством;

Нарушений требований ст. ст. 85 - 87 ГПК РФ со стороны ЧОУ ДПО «Институт кадастра» при установлении границ земельных участков , , :, :, :, :, :, а также при определения их местонахождения на территории населенного пункта д. Сосновка в рамках судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ не допущено, а поскольку изложенные в заключении выводы: 1) основаны на материалах гражданского дела, в том числе и на принятых Шалинским сельсоветом и Районной администрацией нормативно-правовых актах, определяющих территории д. Сосновка, начиная с 1991 г.; 2) соотносятся со сведениями по фактическому местонахождению Спорных земельных участков; 3) даны лицами, имеющими специальными познаниями в сфере картографии и землеустройства, которые предварительно были предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение по ст. 307 УК РФ, и в рамках экспертных исследований всем лицам, заинтересованным в установлении границ земельных участков была предоставлена возможность участия в данной экспертизы и принесения своих возражений по существу проводимых экспертами исследований на местности, то при таких данных суд учитывает выводы судебной землеустроительной экспертизы при разрешении спорных правоотношений.

ЧОУ ДПО «Институт кадастра» в рамках проведенной судебной экспертизы проведен анализ нормативно-правовых актов, связанных с перераспределением земель СТОО «Красный Октябрь», из которых в том числе были сформированы границы территории д. Сосновка, в том числе и по месту расположения Спорных земельных участков, и суд соглашается с указанными выводами по следующим основаниям:

1) в соответствии с решением исполнительного комитета Манского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д.53) из состава земель госхозов, лесохозяйственных предприятий и земель запаса, в ведение сельских Советов народных депутатов были переданы земельные угодья;

2) на основании ст. 20 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. (далее - ЗК РСФСР от 1991 г.) было установлено, что в компетенцию районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений входило: 1) предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со ст. ст. 23, 58, и 59 ЗК РСФСР; 2) регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков; 3) организация ведения земельного кадастра; 4) планирование использования земель, находящихся в их ведении; 5) организация разработки и осуществления генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства городов и других населенных пунктов; 6) изъятие земельных участков (в том числе выкуп и принудительный выкуп у собственников) для государственных нужд в соответствии со ст. 23 ЗК РСФСР; 7) взимание платы за землю; 8) установление границ территории земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов по согласованию с ними; 9) государственный контроль за использованием и охраной земель; 10) защита прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; 11) разрешение земельных споров.

3) согласно ст. 16 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» было определено, что установление границ территории земель и передача таких территорий в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов по сути осуществляло закрепление прав по распоряжению такой землей за местными Советами народных депутатов.

4) ЗК РСФСР в ст. 5 определял, что отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую производился в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель (в частности, такой случай предусматривался ст. 16 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе», при которой на первом этапе за местными Советами народных депутатов осуществлялось закрепление прав по распоряжению землей, а на втором этапе осуществлялась передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям).

4) 25 марта 1991 г. заместителем Председателя Госкомзема РСФСР были утверждены Методические рекомендации о порядке передачи земель в ведение Сельских советов народных депутатов (далее - Методические рекомендации 1991 г.), согласно которым:

А) пп. 1.2, 1.3 - в состав земель, подлежащих передаче в ведение сельских Советов народных депутатов, включались земли, находящиеся в черте всех населенных пунктов, расположенных на территории сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий, которые по данным статистических органов отнесены к категории "Сельские населенные пункты", дополнительные земельные участки для развития (расширения) личного подсобного хозяйства, индивидуального и общественного жилищного, культурно-бытового и иного строительства, а также огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота граждан независимо от того, примыкают эти земельные участки непосредственно к населенному пункту или они расположены чересполосно.

Б) п.1.7 - включение земельных участков в состав земель сельских населенных пунктов и передача их в ведение сельских Советов народных депутатов влекла прекращение права землевладения (землепользования) колхоза, межхоза, госхоза и другого землевладельца (землепользователя) приусадебными землями колхозников, приусадебными землями рабочих, служащих и других граждан.

В) п. 1.10 - передача земель в ведение сельских Советов народных депутатов осуществлялась в два этапа: на первом этапе проводилось оформление материалов по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов; на втором этапе выполнялись работы по закреплению в натуре (на местности) установленной черты сельских населенных пунктов и границ дополнительных земельных участков, включенных в состав земель, передаваемых в ведение сельских Советов народных депутатов.

Г) п.2.3.3. - по каждому населенному пункту в отдельности или на группу населенных пунктов, расположенных на территории одного землевладения (землепользования), оформлялся чертеж установления границ земель, передаваемых в ведение сельских Советов народных депутатов, и если к данному сельскому Совету приписаны сельские населенные пункты нескольких хозяйств, оформляли (по возможности) единый чертеж на все населенные пункты сельского Совета народных депутатов.

Д) п.2.4.6 - для лесохозяйственных предприятий подготавливалась копия чертежа установления границ земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов, к которому прилагалась ведомость площадей угодий, где указывались площади: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; изымаемые из состава земель лесохозяйства; остающиеся в пользовании после изъятия земель, с выделением в том числе расположенных в черте сельского населенного пункта, а также земель, подлежащих изъятию по мере необходимости.

5) в период с 1981 по 1993 гг. действовали Общие положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденные приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08 января 1971 г. № 6 (далее - Общие положения о лесхозах в РСФСР), в которых в пп. 3, 8 было закреплено, что:

А) в непосредственном ведении лесхозов, осуществлявших ведение лесного хозяйства, находился государственный лесной фонд в границах лесхоза;

Б) лесхозы осуществляли непосредственное управление государственным лесным фондом на своей территории;

В) в соответствии с основными задачами в области управления гослесфондом и охраны леса на лесхозы возлагался учет лесного фонда и всех происходящих изменений в его составе, в т.ч. подготовка и представление предложений, материалов и заключений по вопросам отвода земель из гослесфонда для государственных, общественных и других надобностей, приема земель в состав гослесфонда, перевода лесов из одной группы в другую, отнесения лесов к разрядам такс, создания зеленых зон вокруг городов и ^промышленных центров, установления запретных полос вдоль рек, по берегам каналов и водохранилищ, а также защитных полос вдоль дорог и изменения их границ;

6) Рослесхозом издан Приказ от 10 сентября 1993 г. № 238 «Об утверждении Общего положения о лесхозах федеральной службы лесного хозяйства» (далее - Общие положения о лесхозах в РФ) Общие положения о лесхозах в РСФСР признаны утратившими силу, и согласно пп. 2.2, 5.3 Общих положений о лесхозах в РФ, лесхозы являлись владельцами лесного фонда в границах установленной территории, в соответствии с возложенными на них задачами осуществляли функции, в том числе, были вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и средствами, закрепленными за ними, в соответствии с законодательством.

Шалинским сельсоветом, равно как и Районной администрацией представлены сведения о том, что вопрос о границах населенного пункта (д. Сосновка) по месту нахождения земельных участков , , :, :, :, :, : был согласован в 1991 - 1993 г. с Манским лесхозом и Манским межхозяйственным лесхозом, которые, в свою очередь, были уполномочены производить отчуждение земель государственного лесного фонда в ведение поселений (для обеспечения для развития (расширения) личного подсобного хозяйства, индивидуального и общественного жилищного, культурно-бытового и иного строительства, а также огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота граждан), а поскольку границы территории д. Сосновка по месту нахождения Спорных земельных участков были указаны, не только в материалах по передаче земель в ведение Шалинского сельского Совета народных депутатов Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленных Восточно-Сибирским государственным проектным институтом по землеустройству «Востсибгипрозем» по договору от ДД.ММ.ГГГГ , но и приведены в ведомости, приложенной к постановлению Районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ , то при таких обстоятельствах суд в условиях недоказанности незаконности этого постановления, а также из-за недоказанности незаконности решения исполнительного комитета Манского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , постановления Районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ :

1) признает недостоверными сведения, указанные в заключениях №, приложенных к письму ФФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» от ДД.ММ.ГГГГ относительно пересечения границ Спорных земельных участков с границами земель лесного фонда (и это с учетом того, что Агентством для проведения экспертных исследований не были представлены документы, на основании которых составлялись Материалы лесоустройства 2000 г.);

2) полагает, что категория Спорных земельных участков, а также их целевое назначение, указанные в ЕГРН, в соответствии с положениями чч. 3 - 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», исходя из времени постановки данных объектов недвижимости на государственный кадастровый учет (2016 г.), в совокупности с давностным существованием границ д. Сосновка исключает возможность расторжения договоров аренды, заключенных Шалинским сельсоветом с гражданами во исполнение постановлений от 2016, 2017 гг. о предоставлении земельных участков;

3) устанавливает, что выявленное Агентством пересечение границ Спорных земельных участков с границами земель лесного фонда не нашло свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, в том числе и по результатам судебной землеустроительной экспертизы;

4) признает, что внесение в ГЛР сведений о местоположении границ земель лесного фонда на основании Материалов лесоустройства 2000 г., без учета давностного формирования границ д. Сосновка, как населенного пункта Манского р-на Красноярского края, за период с 1991 г. по 1999 г. (по нормативно-правовым актам Шалинского сельсовета и Районной администрации), свидетельствует о том, что в сведениях ГЛР имеется реестровая (кадастровая) ошибка (ч. 10 ст. 22, чч. 1, 2 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Ивановой Л.Г.,В., Трегубов И.М., а также Сукач Т.М., Терская Г.А., Ларикова С.В., Волкова К.В., Мациенко В.А. владеют Спорными земельными участками на условиях аренды, и эти земельные участки, хотя и были поставлена на государственный кадастровый учет в 2016 г., однако их местоположение определено в пределах границ д. Сосновка, существовавших по состоянию на 1991 - 1993 г., в связи с чем суд, учитывая принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, установленный п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также положения ст. 60 ЗК РФ, правовой смысл, изложенный в Определениях Конституционного Суда РФ № 1793-О и № 1794-О, отказывает в удовлетворении исковых требований Агентства в полном объеме.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации Манского района Красноярского края, Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, Степанов М.А., Иванова Л.В., Трегубов И.М., Сапега А.В., Баранов А.И., Петрова Н.С., Петров А.С., Мациенко В.А., Волкова Е.В., Ларикова С.В., Сукач Т.М., Терская Г.А.:

1) о признании недействительными в силу ничтожности: договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., кадастровый номер , заключенного между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Степанов М.А., и договора уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Степанов М.А. и Мациенко В.А.; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., кадастровый номер , заключенного между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Иванова Л.В.; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., кадастровый номер , заключенного между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Петрова Н.С., и договора уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Петрова Н.С. и Волкова Е.В.; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., кадастровый номер , заключенного между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Сапега А.В., и договора уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Сапега А.В. и Ларикова С.В.; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., кадастровый номер , заключенного между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Петров А.С., и договора уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Петров А.С. и Терская Г.А.; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., кадастровый номер , заключенного между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Трегубов И.М.; договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., кадастровый номер , заключенного между Администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Баранов А.И., и договора уступки прав аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Баранов А.И. и Сукач Т.М.;

2) об истребовании из незаконного владения Мациенко В.А., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5000 кв.м., входящий в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

с указанием на то, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5000 кв.м., к землям лесного фонда;

3) об истребовании из незаконного владения Иванова Л.В. в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

с указанием на то, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5000 кв.м., к землям лесного фонда;

4) об истребовании из незаконного владения Волковой Е.В., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

с указанием на то, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., к землям лесного фонда;

5) об истребовании из незаконного владения Ларикова С.В., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

с указанием на то, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2500 кв.м., к землям лесного фонда;

6) об истребовании из незаконного владения Терская Г.А., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 491 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

с указанием на то, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 491 кв.м., к землям лесного фонда.

7) об истребовании из незаконного владения Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и Трегубов И.М., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 5 000 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

с указанием на то, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5000 кв.м., к землям лесного фонда.

8) об истребовании из незаконного владения Администрации Шалинского сельсовета <адрес> и Сукач Т.М., в пользу Федерального агентства лесного хозяйства земельного участка кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., входящего в состав лесного фонда СТОО «Красный Октябрь» Шалинского сельского участкового лесничества Манского лесничества Красноярского края, имеющий следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

с указанием на то, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 500 кв.м., к землям лесного фонда

- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                 А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом нахождения судьи Мордвинова А.П. на карантине с КОВИД-19 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Копия верна

судья Манского районного суда <адрес>                 А.П. Мордвинов

2-2/2021 (2-6/2020; 2-172/2019;) ~ М-48/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Администрация Манского района Красноярского края
Волкова Екатерина Васильевна
Администрация Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края
Ларикова Светлана Владимировна
Петров Андрей Сергеевич
Мациенко Виктор Александрович
Трегубов Иван Михайлович
Сапега Артем Викторович
Сукач Татьяна Михайловна
Баранов Александр Игоревич
Степанов Михаил Александрович
Петрова Наталья Сергеевна
Терская Галина Алексеевна
Иванова Лариса Владимировна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картиграфии по Красноярскому краю
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасии т Республике Тыва
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
18.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2019Передача материалов судье
22.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2019Подготовка дела (собеседование)
21.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2019Предварительное судебное заседание
15.05.2019Предварительное судебное заседание
03.07.2019Судебное заседание
25.09.2019Предварительное судебное заседание
24.10.2019Предварительное судебное заседание
25.10.2019Предварительное судебное заседание
21.05.2021Производство по делу возобновлено
21.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
29.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее