Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-40/2015 (2-3989/2014;) ~ М-3484/2014 от 14.11.2014

Дело № 2-40/15

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2015 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи             Кигана С.В.,

при секретаре                     Федун Н.В.,

с участием

истцов Васильева А.В., Васильевой Н.Д.,

представителя ответчика Терсинских Н.Е.,

представителей третьих лиц Мироновой Н.В., Фомичева М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева А.В., Васильевой Н.Д. к открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о возложении обязанностей сохранить расчетную схему за остаточное отопление, произвести перерасчет за коммунальную услугу «отопление»,

УСТАНОВИЛ:

Васильев А.В., Васильева Н.Д. обратились в суд с иском к открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее – ОАО «Мурманэнергосбыт»), обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» (далее ООО «ЕРЦ») о возложении обязанностей сохранить расчетную схему за остаточное отопление, произвести перерасчет за коммунальную услугу «отопление». В обоснование заявленных требований указали, что с 11 апреля 2014 года являются собственниками жилого помещения – квартиры в доме по <адрес> в городе Североморске. С октября 2008 года указанная квартира переведена на электроотопление. Процедура согласования, предусмотренная нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» была выполнена предыдущим собственником в полном объеме. Проект и техническая документация установки автономной (электрической) системы теплоснабжения выполнен организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ. Согласно расчету остаточного отопления от открыто проложенных в квартире стояков, количество остаточного тепла составляет 0,2345 Гкал/мес. Работы по переустройству выполнены в точном соответствии с проектом: демонтированы батареи центрального отопления и установлены электроконвекторы. подписан акт приемки. Считают, что количество потребляемой тепловой энергии не может быть больше, чем приведенное в расчете. До мая 2014 года начисление за отопление составляло <данные изъяты> в месяц, в мае 2014 года выставлен счет на <данные изъяты> Ссылаясь на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации полагают, что изменение формы собственности на жилое помещение не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги. ОАО «Мурманэнергосбыт» в сохранении расчетной схемы за остаточное отопление им было отказано. С мая 2014 года ООО «ЕРЦ» выставляет счета за отопление в полном объеме, а ОАО <данные изъяты> - за электроэнергию на электроотопление квартиры по показаниям счетчика. Просили обязать ОАО «Мурманэнергосбыт» сохранить расчетную схему за остаточное отопление в квартире по адресу: <адрес>, действующую до 08 апреля 2014 года; обязать ООО «ЕРЦ» произвести перерасчет начислений за отопление в период с 01 мая 2014 года по 30 октября 2014 года и в дальнейшем производить начисление по отоплению за фактически полученное количество остаточного тепла.

Истцы в судебном заседании поддержали заявленные требования по доводам, приведенным в исковом заявлении. Пояснили, что в результате демонтажа отопительных приборов системы централизованного водяного отопления в квартире истцов услуга «отопление» им предоставляется в объемах, соответствующих расчету остаточного теплопотребления от проходящих транзитом через квартиру трубопроводов (стояков) отопления – 0,2345 Гкал/мес. Считали, что в объемах, выставляемых в квитанциях, услуга «отопление» им не предоставляется. Дополнили, что объем системы отопления уменьшился на объем демонтированных радиаторов, в связи с чем объем поступающей в дом тепловой энергии также уменьшился. Указали, что расчет остаточного теплопотребления квартиры произведен в рамках разработки проектной документации на перепланировку и переоборудование квартиры, на основании которой предыдущим собственником квартиры получено разрешение Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск на переустройство. Просили заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «Мурманэнергосбыт» Терсинских Н.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Полагала, что истцу обоснованно производится начисление за коммунальную услугу «отопление» в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011. Каких либо исключений для помещений, переведенных на электрообогрев, Правила не содержат. Полагала, что освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу «отопление» фактически нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по уплате за отопление в большем размере с учетом общедомовых нужд. Считала, что демонтаж части системы отопления фактически является реконструкцией системы отопления в доме, которая возможна только с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, однако общего собрания по вопросу демонтажа части системы отопления не проводилось, соответствующее решение собственниками помещений в многоквартирном доме не принималось. Также пояснила, что система отопления многоквартирного дома является единой, взаимосвязанной системой, в связи с чем изменения в указанной системе, сделанные в отдельно взятом жилом помещении, отражаются на теплопотреблении в других помещениях многоквартирного дома. Указала, что объем подаваемой тепловой энергии на многоквартирный дом, несмотря на демонтаж радиаторов в квартире истца, не изменился, истцу услуга «отопление» продолжает предоставляться, поскольку тепло в квартиру истца поступает от трубопроводов (стояков) отопления, от смежных жилых помещений с централизованной системой отопления, через ограждающие конструкции помещения. Указала, что истцами не представлено доказательств ненадлежащего оказания им данной услуги, что являлось бы основанием для изменения размера платы за отопление согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354. Полагала, что представленный истцом расчет остаточного теплопотребления не может быть принят за основу расчета платы за отопление, поскольку нормативы потребления устанавливаются Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, истец либо иные лица, за исключением уполномоченных органов, не наделены полномочиями производить расчет теплопотребления для отдельных жилых помещений.

Представитель ответчика ООО «ЕРЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства против заявленных требований возражал по тем основаниям, что начисление платы за услугу отопление истцам производится в полном соответствии с действующим законодательством, устанавливающим единый порядок расчета размера платы за указанную услугу.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Мурманской области Миронова Н.В., действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что норматив потребления коммунальной услуги «отопление» устанавливается в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, при этом в указанном нормативе заложены расходы на общедомовые нужды. Порядок расчета платы за отопление установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, в которых не предусмотрен порядок расчета платы за отопление в жилых помещениях, переведенных на электрообогрев, а также порядок расчета остаточного теплопотребления для таких жилых помещений. Норматив остаточного теплопотребления какими-либо нормативными актами не предусмотрен. Согласно Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в связи с чем, при выполнении расчета размера платы за отопление в жилом помещении без учета площади жилых помещений, переведенных на электрообогрев, требования законодательства нарушаются, в связи с чем Инспекцией в адрес исполнителей коммунальных услуг выданы предписания об устранении нарушений порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении независимо от перевода жилого помещения на обогрев.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск Фомичев М.Ю., в судебном заседание оставил разрешение спора на усмотрение суда. Пояснил, что по имеющимся в Комитете сведениям в орган, в полномочия которого входит согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений – МКУ <данные изъяты> заявлений о переустройстве жилого помещения по адресу: <адрес>, не поступало, решений о согласовании не принималось.

Представитель третьего лица ООО «Североморскжилкомхоз» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Васильев А.В., Васильева Н.Д. с 08 апреля 2014 года являются собственниками жилого помещения – <данные изъяты> квартиры, расположенной на 7 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Из объяснений сторон, представителя КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск, данных в ходе судебного разбирательства установлено, что собственники выбрали способ управления указанным многоквартирным домом в виде непосредственного управления, организацией обслуживающей общее имущество многоквартирного дома является ООО «Североморскжилкомхоз».

Теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома по <адрес> является ОАО «Мурманэнергосбыт», организацией, формирующей единые платежные документы на оплату коммунальных услуг и получающей платежи - ООО «ЕРЦ».

Коллективный прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме не введен в эксплуатацию, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа, что следует из объяснений представителей сторон. Жилое помещение истца индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано, из объяснений представителя ответчика следует, что техническая возможность оборудования индивидуальными приборами учета тепловой энергии отдельного жилого помещения при данном типе системы отопления отсутствует.

Установлено, что решением Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 21 ноября 2008 года предыдущему собственнику квартиры - ФИО8 согласовано переустройство жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно которому получено согласие на переустройство (установку дополнительных электробогревателей) в соответствии с представленным проектом (л.д.14).

Указанным рабочим проектом, разработанным ООО <данные изъяты> по заказу собственника, решено отопление квартиры электронагревательными приборами, предусмотрен демонтаж существующих приборов отопления с прокладкой стояков «сквозняком» через этаж после демонтажа приборов отопления (л.д.28-32).

Представленным по запросу суда актом от 12 февраля 2009 года, составленным комиссией КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск, зафиксировано, что батареи отопления в квартире демонтированы, установлены новые участки стояков, отопление ванной комнаты осталось от существующей системы отопления. установлены три электрообогревателя.

Таким образом, установлено, что в принадлежащей в настоящее время истцам квартире демонтированы нагревательные приборы водяной системы отопления сетей центрального отопления (радиаторы), стояки отопления проходят через квартиру истца транзитом, что зафиксировано актом от 12 февраля 2009 года. Указанное обстоятельство ответчикам не оспаривалось.

Из материалов дела также следует, что до мая 2014 года начисление за отопление по указанному жилому помещению составляло <данные изъяты> в месяц исходя из потребленной тепловой энергии в размере 0,028 Гкал, в мае 2014 года ООО «ЕРЦ» истцам выставлен счет на <данные изъяты> исходя из потребленной тепловой энергии в размере 0,936 Гкал (л.д.19-21).

Как следует из пояснений в ходе судебного разбирательства истца Васильева А.В., он обратился в ООО «ЕРЦ» за разъяснениями по вопросу начисления с мая 2014 года оплаты за теплоснабжение в полном объеме, на что получил устную рекомендацию обратится к поставщику услуги для заключения договора на остаточное отопление, в заключении которого ОАО «Мурманэнергосбыт» ему было отказано.

Согласно адресованному истцу ответу ОАО «Мурманэнергосбыт» от 07 июля 2014 года, расчет размера платы за отопление установлен утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 Правилами предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, которые каких-либо исключений для жилых помещений, переведенных на электрообогрев, не содержат (л.д.22).

В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на те обстоятельства, что услуга «отопление» в связи с демонтажем радиаторов, с мая 2014 года в указанном в единых платежных документах объемах им не предоставляется. Полагают, что с учетом демонтажа приборов отопления в своей квартире и прохождения трубопроводов (стояков) системы отопления транзитом через квартиру, у них имеется обязанность только по оплате остаточного тепла, поступающего через стояки отопления, согласно расчету остаточного водяного отопления, произведенному ООО <данные изъяты>.

Оценивая доводы истца в данной части, суд приходит к следующему.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, основные положения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги определяются Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норма жилищного законодательства, при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Согласно Правилам, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11).

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).

В Мурманской области нормативы утверждены приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 11.03.2013 N 34 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению». Данным приказом утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для населения Мурманской области в соответствии с приложениями: приложение N 1 - дифференциация муниципальных образований Мурманской области по климатическим условиям; приложение N 2 - нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии приборов учета.

В соответствии с указанным Приказом ЗАТО г.Североморск отнесен к климатическим условиям группы 6, для многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки, материал стен – панель, блок, более 7 этажей, норматив потребления установлен в размере 0,02605 Гкал на 1 м2 общей площади жилого помещения в месяц.

Постановлением Правительства Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Так, в соответствии с пунктом 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.

На основании пункта 42 (1) Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Согласно пункту 2 Приложения № 2 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:

,

где:

- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в Правилах № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению одинаковый для всех потребителей. Исключения, в том числе для потребителей помещений, которые переведены на электрообогрев, указанными Правилами не предусмотрены.

Установлено, что на основании агентского договора начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе отопление, подготовке и доставку платежных документов потребителям многоквартирного дома по <адрес> в г.Североморске осуществляет ООО «Единый расчетный центр».

Согласно пояснениям представителя ООО «ЕРЦ» в ходе судебного разбирательства, при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению ООО «ЕРЦ» руководствуется приложением № 3 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2011 № 34, в соответствии с которым расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется равными долями в течение года, с применением в расчетах коэффициента периодичности платежа, который определяется путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году – при условии, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления тепловой энергии; постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 28.06.2013 № 21/2, которым установлен тариф; приложением № 1 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 31.05.2013 № 71, которым установлены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, применяемые в случае отсутствия приборов учета.

Из представленных истцами платежных документов и выписки по лицевому счету следует и не оспаривалось ответчиками, что оплата услуги «отопление» истцами с мая 2014 года производится в полном объеме исходя из объема индивидуального потребления, выставляемого истцам – 0,936 Гкал/мес., рассчитанного на основе норматива – 0,02605 Гкал на 1 кв.м площади жилого помещения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что объем индивидуального потребления определяется истцу по формулам, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354, исходя из норматива потребления, установленного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области № 34 от 11.03.2013 для многоквартирных домов климатической группы № 6 до 1999 года постройки с материалом стен панель, блок, а также общей площади жилого помещения истца.

Нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» для квартир, переведенных на электрообогрев, указанным приказом, а также иными нормативными правовыми актами органов федеральной власти либо органов государственной власти субъектов Российской Федерации не предусмотрены.

Иной порядок, расчета платы за услугу «отопление», помимо установленного Правилами № 354, а также невозможность применения установленных в Правилах формул либо изменение указанных формул, изменение каких-либо их величин, в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев, закон не предусматривает.

Также законом не предусмотрена и возможность возложения или передачи части государственных полномочий, к которым, в том числе, относится определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, на исполнителей коммунальных услуг.

В связи с этим, представленный истцом расчет остаточного теплопотребления в качестве основания для расчета истцу размера платы за потребленную тепловую энергию судом не принимается. Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанный расчет выполнен на основании Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Роскоммунхозом 22.02.1994.

Указанная методика предназначена для использования коммунальными теплоснабжающими предприятиями (предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, предприятия тепловых сетей, электросетей, районных и квартальных котельных с тепловыми сетями, находящимися на самостоятельном балансе) при текущем планировании потребности в энергоресурсах и затрат на топливо, электроэнергию и воду. Указание на то, что указанная методика подлежит применению при определении объемов потребления тепловой энергии населением, в методических рекомендациях отсутствует.

Кроме того, указанная Методика расчета расхода топлива на котельных, примененная в расчете остаточного теплопотребления, представленном истцом,
с 2003 года не применяется, поскольку Госстроем России 12 августа 2003 года утверждена «Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения».

При этом согласно пункту 1.2 Методики Госстроя России от 12 августа 2003 года, данная методика не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей).

Также установлено, что представленным истцом расчетом определено количество остаточного тепла от стояков, проходящих через квартиру, однако не определена подлежащая оплате доля в отоплении на общедомовые нужды, расходы на которые собственник несет в силу статей 210,289,290 ГК РФ, в связи с чем суд приходит к выводу, что указанный расчет не отвечает установленным принципам расчета платы за отопление. Кроме того, в представленном истцами расчете не учтено, что отопление ванной комнаты, согласно представленному проекту, осталось от существующей системы отопления.

Согласно пункту 15 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354, качество услуги отопление определяется обеспечением нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).

Доказательств того, что услуга «отопление» истцам предоставляется ненадлежащего качества, суду не представлено.

Доводы истцов о получении в установленном порядке разрешения на установку электронагревательных приборов, по мнению суда, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения их от оплаты коммунальной услуги «отопление», начисленной в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354, поскольку такие основания, с учетом того, что жилое помещение истцов расположено в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой водяного отопления, действующим жилищным законодательством не предусмотрены.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что факт демонтажа радиаторов водяного отопления не может служить безусловным основанием для вывода о непредоставлении истцу спорной коммунальной услуги, поскольку установлено, что через квартиру истца проходят трубопроводы отопления, при этом отопление ванной комнаты осталось от существующей системы отопления. Кроме того, суд учитывает, что квартира истца не лишена теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома. Доказательств непредоставления коммунальное услуги «отопление», предоставления указанной услуги ненадлежащего качества, суду истцами не представлено.

Также, суд принимает во внимание, что расчет платы за услугу «отопление» производится потребителям исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а расчет размера платы за услуги по отоплению без учета площади квартир, переведенных на электрообогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного лома, являющихся потребителями такой коммунальной услуги (отопление), поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению жилых помещений (и на общедомовые нужды) в большем размере.

Основания для изменения размера платы за коммунальные услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354.

Пунктом 98 указанных Правил предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Иных оснований для изменения размера платы за коммунальные услуги, к которым относится и отопление, действующим законодательством не предусмотрено.

Ссылку истцов на положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги, суд находит необоснованной, поскольку, размер платы за услугу по отоплению в данном случае установлен истцам, как и иным собственникам помещений в указанном многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, приобретение истцами по договору купли-продажи жилого помещения по адресу: <адрес>, изменения формы собственности на указанное жилое помещение не повлекло.

Таким образом, поскольку расчет платы за отопление истцам производится в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, устанавливающими единый порядок расчета без каких-либо исключений для помещений с установленными электрообогревательными приборами, расчет выполняется исходя из установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его полномочиями норматива потребления коммунальной услуги «отопление», оснований для удовлетворения требований Васильева А.В., Васильевой Н.Д. к открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о возложении обязанностей сохранить расчетную схему за остаточное отопление, произвести перерасчет за коммунальную услугу «отопление», не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Васильева А.В., Васильевой Н.Д. к открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» о возложении обязанностей сохранить расчетную схему за остаточное отопление в квартире по адресу: <адрес>, действующую до 08 апреля 2014 года; произвести перерасчет начислений за отопление в период с 01 мая 2014 года по 30 октября 2014 года и в дальнейшем производить начисление по отоплению за фактически полученное количество остаточного тепла – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                     С.В. Киган

2-40/2015 (2-3989/2014;) ~ М-3484/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильева Надежда Дмитриевна
Васильев Артем Васильевич
Ответчики
Открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт"
Общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр"
Другие
Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск
ООО "Североморскжилкомхоз"
Государственная жилищная инспекция Мурманской области
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Киган Сергей Викторович
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
14.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2014Передача материалов судье
18.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2014Предварительное судебное заседание
24.12.2014Судебное заседание
13.01.2015Судебное заседание
19.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2015Дело оформлено
03.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее