дело № 2-350/2020
УИД 26RS0014-01-2020-000184-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2020 года г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сивцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Дерябиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по исковому заявлению истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонного) к ответчикам Зарудневу Г.С., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм по инвалидности и единовременной выплаты, обязании исключить из Федерального реестра инвалидов информацию о признании инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился начальник ГУ УПФ РФ по Новоалександровскому району СК (межрайонного) Сипачева Е.А. к ответчику Зарудневу Г.С. с требованиями:
- признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности № № от 28.03.2013 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии № № от 28.03.2013, выданные Бюро №1 - филиал Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Зарудневу Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу: <адрес> установлена вторая группа инвалидности бессрочно;
- взыскать с Заруднева Г.С. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (межрайонного) незаконно полученные пенсию по инвалидности за период 28 марта 2013 года по 30 апреля 2018 года в сумме 325170 руб. 59 коп., за период с 02 апреля 2013 года по 30 апреля 2018 года, ежемесячную денежную выплату в сумме 131438 руб. 03 копеек, а также единовременную выплату за январь 2017 года в сумме 5000 рублей;
- обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из Федерального реестра инвалидов информацию о признании Заруднева Г.С. инвалидом.
В ходе рассмотрения дела требования начальником ГУ УПФ РФ по Новоалександровскому району СК (межрайонного) Сипачевой Е.А. были уточнены, просила:
- признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности № № от 28.03.2013 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии № № от 28.03.2013, выданные Бюро № - филиал Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», согласно которым Зарудневу Г.С.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу: <адрес> установлена вторая группа инвалидности бессрочно;
- взыскать с Заруднева Г.С. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонного) незаконно полученные пенсию по инвалидности за период 28 марта 2013 года по 30 апреля 2018 года в сумме 325170 руб. 59 коп., за период с 02 апреля 2013 года по 30 апреля 2018 года ежемесячную денежную выплату в сумме 131438 руб. 03 копеек, а также единовременную выплату за январь 2017 года в сумме 5000 рублей;
- обязать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» исключить из информационного ресурса информацию о признании Заруднева Г.С. инвалидом.
Требования мотивированы тем, что в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Изобильненскому району Ставропольского края 02.04.2013 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «инвалид 2 группы» обратился гражданин Заруднев Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>, предоставив при этом справку серии № № от 28.03.2013, выданную бюро № 1 - филиал ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» (далее - бюро МСЭ). Согласно указанной справки Заредневу Г.С. 28.03.2013 года была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Из бюро МСЭ в Управление 11.04.2013 года также поступила выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № № от 28.03.2013, согласно которой гражданину Зарудневу Г.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
На основании указанных документов решением начальника Управления ПФР от 11.04.2013 года гражданину Зарудневу Г.С. с 02.04.2013 года была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».
Заруднев Г.С. 04.04.2013 также обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке решением Управления ПФР от 22.04.2013 года Зарудневу Г.С. с 28.03.2013 была назначена трудовая пенсия инвалидности по категории «инвалид 2 группы».
Согласно информации, поступившей в государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 10.04.2018 №) стало известно, что в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования гражданина Заруднева Г.С., а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2012 2212880 от 26.03.2013 года, выданных бюро МСЭ, на основании которых Зарудневу Г.С. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МС - филиала № ФГУ «ГБ МСЭ» по Ставропольскому краю имеется следующая запись: фамилия, имя, отчество, адрес - Заруднев Г.С.; Акт освидетельствования №; группа инвалидности - 3; причина инвалидности - общее заболевание; дата освидетельствования - 01.04.2013; срок окончания инвалидности - 05.2014 года, а согласно имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от 28.03.2013 серии МСЭ-2012 № гражданину Зарудневу Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Полученные сведения свидетельствуют о том, что Заруднев Г.С. не проходил медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и знал об этом при предъявлении недействительной справки в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат ответчику с 01.05.2018 в соответствии с п.п. 3 г 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принимая во внимание открывшиеся обстоятельства, в целях предотвращения необоснованного расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Управлением ПФР выплата пенсии гражданину Зарудневу Г.С. была прекращена с 01.05.2018.
Зарудневым Г.С. незаконно получены за период с 28.03.2013 и 30.04.2018 пенсия по инвалидности в сумме 325170 руб. 59 коп., за период с 02.04.2013 по 30.04.2018 ежемесячная денежная выплата в сумме 131438 руб. 03 коп., а также единовременная выплата за январь 2017 года в сумме 5000 рублей.
Органу Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», являющемуся одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, необходимо удалить информацию о признании ответчика инвалидом. Просила удовлетворить исковые требования.
В судебное заседание истец Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонное) не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка его представителя, уважительных причин неявки не представил.
Ответчик Заруднев Г.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении ему заказных писем с судебными извещениями, уважительных причин неявки не представил, как и возражений на иск.
Ответчик ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Овчинникова И.М. представила ходатайство, в котором просила рассмотреть иск в отсутствие представителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, также представила возражения на иск, в которых просила рассмотреть дело на усмотрение суда, указала, что в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Заруднева Г.С. за 2013. Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро №1 - филиала Учреждения.
Однако в Учреждении сохранился журнал протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала №1 Учреждения от 13.03.2013г. №4 согласно записи, которой, Заруднев Г.С., проживающий <данные изъяты>; пов., был освидетельствован 01.04.2013, протокол №, акт освидетельствования №; группа инвалидности до освидетельствования - 3; группа инвалидности после освидетельствования - 3; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности - 05.14.
Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Зарудневу Г.С. была выдана справка МСЭ № от 28.03.2013.
В Учреждении существует информационный ресурс для загрузки архивной информации по инвалидам (реестр архивной информации). Учреждение не имеет доступа к Федеральному реестру инвалидов, следовательно, не имеет технической возможности вносить изменения.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся истца, ответчиков.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Согласно п. 6 данных Правил наличие одного из указанных в п. 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или реабилитационных мероприятий.
В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пп. 15 - 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или реабилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 г. N 59-н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
В соответствии с п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 г. N 77 или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 г. N 874 (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
В силу положений п. 27 вышеуказанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (п. 11 Административного регламента).
Исходя из вышеуказанного следует, что для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Согласно п. 8 Классификаций и критериев, утв. Приказом Минтруда России от 17.12.2015 г. N 1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификаций и критериев).
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Из вышеприведенных законоположений следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.
Согласно ст. 9 приведенного Закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п. 2 ст. 25 ФЗ N 400-ФЗ).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ N 400-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена обязанность лица, виновного в причинении Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий.
Таким образом, для взыскания с лица причинившего Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно справке серии № от 28.03.2013 и выписке из акта освидетельствования серия № от 28.03.2013, выданным Бюро N 1 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю", Зарудневу Г.С. впервые установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание.
На основании указанных документов решением начальника Управления ПФР от 11.04.2013 года гражданину Зарудневу Г.С. с 02.04.2013 года была пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы».
Заруднев Г.С. 04.04.2013 также обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности. На основании вышеуказанных документов и документов о стаже и заработке решением Управления ПФР от 22.04.2013 года Зарудневу Г.С. с 28.03.2013 была назначена трудовая пенсия инвалидности по категории «инвалид 2 группы».
За период с 28.03.2013 и 30.04.2018 Зарудневым Г.С. были получены пенсия по инвалидности в сумме 325170 руб. 59 коп., за период с 02.04.2013 по 30.04.2018 ежемесячная денежная выплата в сумме 131438 руб. 03 коп., а также единовременная выплата за январь 2017 года в сумме 5000 рублей.
Согласно информации, поступившей в адрес истца из федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 10.04.2018 № 01-02/2165), в архиве бюро МСЭ нет дела освидетельствования гражданина Заруднева Г.С., а сведения, указанные в справке и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии № от 26.03.2013 года, выданных бюро МСЭ, на основании которых Зарудневу Г.С. были назначены пенсия по инвалидности и ЕДВ, не соответствуют информации, имеющейся в протоколе заседаний бюро МСЭ. Так, в протоколе заседаний бюро МС - филиала № 1 ФГУ «ГБ МСЭ» по Ставропольскому краю имеется следующая запись: фамилия, имя, отчество, адрес - Заруднев Г.С.; Акт освидетельствования №; группа инвалидности - 3; причина инвалидности - общее заболевание; дата освидетельствования - 01.04.2013; срок окончания инвалидности - 05.2014 года, а согласно имеющейся в Управлении ПФР выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от 28.03.2013 серии МСЭ-2012 № гражданину Зарудневу Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Указанное свидетельствует о том, что Заруднев Г.С. в службу медико-социальной экспертизы не направлялся и не проходил медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд исходит из того, что ответчиком Зарудневым С.Г. не представлено доказательств прохождения им в установленном порядке в 2013 г. медико-социальной экспертизы в Бюро N 1 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю", а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у истца, являющееся основанием для установления второй группы инвалидности без срока переосвидетельствования, что свидетельствует о незаконном получении Зарудневым Г.С. справки МСЭ, без проведения освидетельствования. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком Зарудневым Г.С. не представлено.
Установив изложенное, суд приходит к выводу о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Зарудневу Г.С. второй группы инвалидности.
Принимая во внимание, что безосновательное получение ответчиком справки МСЭ об установлении инвалидности второй группы бессрочно, а также недобросовестность в его действиях установлены в ходе рассмотрения дела, суд считает необходимым взыскать с последнего незаконно полученную страховую пенсию по инвалидности, ежемесячную денежную выплату, а также единовременную выплату в указанном истцом размере.
Ввиду того, что орган Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» является одним из поставщиков информации в Федеральный реестр инвалидов, на него необходимо возложить обязанность по исключению ответчика Заруднева Г.С. из Федерального реестра инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонного) к ответчикам Зарудневу Г.С., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм по инвалидности и единовременной выплаты, обязании исключить из Федерального реестра инвалидов информацию о признании инвалидом - удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности № от 28.03.2013 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2012 № от 28.03.2013, выданные Бюро №1 - филиал Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольском} краю», согласно которым Зарудневу Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу: <адрес> установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Взыскать с Заруднева Г.С. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому району Ставропольского края (межрайонного) незаконно полученные пенсию по инвалидности за период 28 марта 2013 года по 30 апреля 2018 года в сумме 325 170 (триста двадцать пять тысяч сто семьдесят) рублей 59 копеек, за период с 02 апреля 2013 года по 30 апреля 2018 года ежемесячную денежную выплату в сумме 131 438 (сто тридцать одна тысяча четыреста тридцать восемь) рублей 03 копейки, а также единовременную выплату за январь 2017 года в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» исключить из информационного ресурса информацию о признании Заруднева Г.С. инвалидом.
На решение суда в соответствии с ч.2 ст.321 ГПК РФ может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Изобильненский районный суд в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда.
Согласно ч.1 ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
председательствующий судья: С.А. Сивцев