К делу №
ФИО3 ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО5
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2020 года <адрес>
ФИО3 городской суд Республики ФИО5 в составе:
председательствующего судьи Сташ И.Х.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием:
истицы ФИО2,
представителя истицы ФИО8,
представителя ответчика ФИО9,
помощника военного прокурора ФИО3 гарнизона ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 к Военному комиссариату Республики ФИО5 о возложении обязанности по перерасчету пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд к Военному комиссариату Республики ФИО5 о возложении обязанности по перерасчету пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что является вдовой ФИО1, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем, истица с 1999 года является получателем пенсии по случаю потери кормильца, выплату которой осуществляет ответчик.
Истица считала, что размер выплачиваемой ей пенсии незаконно занижен ответчиком и подлежит перерасчету.
Так, смерть прапорщика ФИО1, занимавшего должность начальника контрольно-технического пункта, наступила в период его службы в войсковой части 42746, правопреемником которой впоследствии являлась войсковая часть 09332, и связана с исполнением последним обязанностей военной службы.
Пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая истице за погибшего супруга, исчисляется из оклада по воинскому званию «прапорщик», должностного оклада по 4 тарифному разряду «начальника контрольно-технического пункта технической части», в то время, как первоначальные документы, являющиеся основанием для начисления пенсии по случаю потери кормильца, содержат сведения о том, что занимаемая ФИО10 должность «начальника контрольно-технического пункта технической части» соответствует 6 тарифному разряду, военно-учетная специальность – ВУС № а именно: справка о наступлении страхового случая и сведения о застрахованном от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная войсковой частью № ответ уполномоченного по правам человека в Республике ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого пенсию по случаю потери кормильца исчисляется истице из оклада по воинскому званию «прапорщик», должности «начальник контрольно-технического пункта технической части», должностного оклада по 6 тарифному разряду; ответ ВрИО командира войсковой части 09332; справка Военкомата Республики ФИО5 № № от ДД.ММ.ГГГГ о размере пенсии, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице выплачивалась пенсия из расчета оклада по должности по 6 тарифному разряду, однако с декабря 2013 года пенсия исчисляется из оклада по 4 тарифному разряду; решение ФИО3 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истице выплачено единовременное пособие, в связи с гибелью супруга, рассчитанное с учетом 6 тарифного размера должностного оклада.
Таким образом, вышеуказанные документы свидетельствуют о том, что должность погибшего супруга истицы - «начальника контрольно-технического пункта технической части» соответствовала 6 тарифному разряду, однако по неизвестным причинам пенсия по случаю потери кормильца истице исчисляется ответчиком исходя из 4 тарифного разряда по занимавшей ФИО10 должности.
Истица просила обязать Военный комиссариат Республики ФИО5 произвести перерасчет выплачиваемой ей пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 с момента назначения с 1999 года, исходя из должностного оклада ФИО1 по 6 тарифному разряду, взыскать с Военного комиссариата Республики ФИО5 в свою пользу недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 1999 года по день исполнения решения суда, а также компенсацию морального вреда в размере 500 000,00 рублей.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования, просила обязать Военный комиссариат Республики ФИО5 произвести перерасчет выплачиваемой ей пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 с момента назначения с 1999 года, исходя из должностного оклада ФИО1 по 6 тарифному разряду, взыскать с Военного комиссариата Республики ФИО5 в свою пользу сумму недополученной пенсии по случаю потере кормильца за период с октября 1999 года по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 088 565,00 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 500 000,00 рублей.
В судебном заседании ФИО2 и её представитель ФИО11 просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата Республики ФИО5 ФИО9 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что пенсию по случаю потери кормильца выплачивается истице, исходя из расчета должностного оклада погибшего супруга ФИО1 по 4 тарифному разряду, в соответствии с требованиями законодательства, с учетом из сведений личного дела военнослужащего. Начисление указанной пенсии из расчета должностного оклада погибшего супруга ФИО1 по 6 тарифному разряду производилось ответчиком ошибочно, после предоставления истицей в 2003 году справок об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном от ДД.ММ.ГГГГ, а также о денежном довольствии от ДД.ММ.ГГГГ, выданных войсковой частью №, в которых ошибочно был указан оклад денежного содержания ФИО1 исчисленного по 6 тарифному разряду. Однако, после проведенной проверки, ответчиком был пересчитан размер пенсии исходя из оклада ФИО1 рассчитанного по 4 тарифному разряду.
Помощник военного прокурора ФИО3 гарнизона ФИО12 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица ФКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЮФО» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении я дела извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истица ФИО2 является вдовой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходившего военную службу в войсковой части № правопреемником которой впоследствии являлась войсковая часть № в воинском звании «прапорщик».
Из послужного списка ФИО1 усматривается, что приказом 9 мотострелковой дивизии имени Верховного совета Грузинской ССР №-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность начальника контрольно-технического пункта технической части 428 мотострелкового полка 9 мотострелковой дивизии имени Верховного совета Грузинской ССР, с присвоением военно-учетной специальности - №
Приказом командира 9 мотострелковой дивизии №-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик ФИО1, начальник контрольно-технического пункта технической части 428 мотострелкового полка 9 мотострелковой дивизии имени Верховного совета Грузинской ССР исключен из списка прапорщиков Вооруженных Сил СССР в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ внесены исправления в приказ командира войсковой части № №-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ в части указания причин смерти ФИО1: «смерть связана с исполнением обязанностей военной службы».
Вышеуказанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истица является получателем пенсии по случаю потери кормильца ФИО1
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, что истица получала пенсию по случаю потери кормильца с 1989 по 2012 годы из расчета оклада ФИО1 по должности «контрольно-технического пункта технической части», ВУС – № который соответствовал 4 тарифному разряду, установленный в соответствии с Приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что вышеуказанная пенсия была назначена ответчиком в соответствии Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно ст. 50 вышеназванного закона, заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу п. «а» ст. 36, ст. 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах: семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В судебном заседании установлено, что перед исключением погибшего супруга истицы ФИО1 из списков личного состава, занимавшего должность начальника контрольно-технического пункта, его должностной оклад составлял 150 рублей, что соответствовало 4 тарифному разряду, установленному в соответствии с приказом Министра обороны СССР № ОТ 1977 года.
Судом установлено, что с января 2013 года размер пенсии по потере кормильца, получаемой истицей, был пересчитан из расчета должностного оклада ФИО1 по 6 тарифному разряду, на основании представленных истицей справки об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки о денежном довольствии от ДД.ММ.ГГГГ, выданных войсковой частью №, согласно которых оклад денежного содержания ФИО1исчислялся по 6 тарифному разряду.
Как установлено судом, вышеуказанные справки были получены истицей в 2003 году для получения единовременного пособия
Вступившим в законную силу решением ФИО3 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО2 к войсковой части № о выплате единовременного пособия, в связи с гибелью военнослужащего: в пользу ФИО2 с войсковой части № взыскано единовременное пособие в размере 245 088,00 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами (в том числе, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе), и размеров окладов по ним», должности «начальник контрольно-технического пункта», номер военно-учетной специальности – 824-827 соответствует 4 тарифный разряд, что подтверждается соответствующей выпиской из указанного приказа.
Также, в соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» указано, что согласно приложению № к приказу Министра обороны СССР
№ от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении денежного содержания прапорщиками, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, должности «начальник контрольно-технического пункта», номер военно-учетной специальности – 20721,21721 соответствует 4 тарифный разряд.
При этом материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения настоящего дела сведения о прохождении ФИО10 военной службы, об его тарифном разряде, а также о выдаче истице справок о наступлении страхового случая в войсковой части № отсутствуют, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ №о на запрос суда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с доводами иска, основаниями для перерасчета размера пенсии по случаю потери кормильца служат: справка о наступлении страхового случая и сведения о застрахованном от ДД.ММ.ГГГГ №; ответ уполномоченного по правам человека в Республике ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; ответ ВрИО командира войсковой части 09332; справка Военкомата Республики ФИО5 № № от ДД.ММ.ГГГГ о размере пенсии, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице выплачивалась пенсия из расчета оклада по должности по 6 тарифному разряду, однако с декабря 2013 года пенсия исчисляется из оклада по 4 тарифному разряду, а также решение ФИО3 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истице выплачено единовременное пособие, в связи с гибелью супруга, рассчитанное с учетом 6 тарифного размера должностного оклада.
К вышеуказанным доводам искового заявления суд относиться критически, так как из решения ФИО3 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, не усматривается, что при рассмотрении соответствующего дела судом были исследованы обстоятельства начисления пенсии по случаю потери кормильца, о тарифном разряде погибшего ФИО1, порядке и размера указанной пенсии. К другим основаниям для перерасчета пенсии, указанными истицей, суд также относиться критически, так как данные основания - ответы ВрИО командира войсковой части 09332 и уполномоченного по правам человека в Республике ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, не могут служить основаниями при назначении пенсии по потере кормильца, в соответствии с требованиями законодательства. При этом, суду не представлено доказательств признания незаконными приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами (в том числе, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе), и размеров окладов по ним», должности «начальник контрольно-технического пункта», а также приложения № к приказу Министра обороны СССР № от 13.05.1977 «О повышении денежного содержания прапорщиками, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, должности «начальник контрольно-технического пункта». Иных доказательств, подтверждающих необходимость перерасчета пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой ответчиком истице, суду не представлено. Размер пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой истице, установлен в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, исследовав представленные доказательства в совокупности с пояснениями сторон, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Военному комиссариату Республики ФИО5 о возложении обязанности по перерасчету пенсии, взыскании недополученной суммы пенсии и компенсации морального вреда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО5 через ФИО3 городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись И.Х.Сташ
УИД 01RS0№-92
Подлинник находится в материалах дела №
В ФИО3 городском суде РА