63RS0№-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 07 июня 2019 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,
при секретаре Белюсевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2674/2019 по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено, указав, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> мониторинга сети Интернет выявлен сайт с доменным именем <данные изъяты>, на странице которого размещена информация о продаже для употребления «жиросжигателя» DNS, содержащего химическое вещество 2,4 динитрофенол (ДНФ), при этом вещество ДНФ используется при производстве красителей (для пропитки дерева и тканей) и не предназначено для приема внутрь.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 1 и п.6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее 1ФЗ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст.55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Государственное регулирование производства и оборота лекарственных средств осуществляются в целях защиты жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила продажи товаров дистанционным способом.
В п.5 Правил установлен запрет на продажу дистанционным способом лекарственных средств, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
В частности, п.1 ст.55 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «О лекарственных средствах» установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
Согласно п.7.4.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).
Производство, ввоз в страну, реализация и применение пищевых добавок и вспомогательных средств допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего безопасность продукции и вышеуказанных СанПиН.
Статья 14.2 КоАП РФ предусматривает незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Объектом в данном правонарушении являются общественные отношения в сфере торговли.
В соответствии со ст.238 УК РФ, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе мониторинга сети Интернет выявлен сайт <данные изъяты>.
На странице указанного сайта размещена информация о продаже для употребления «жиросжигателя» DNS, содержащего химическое вещество 2,4 динитрофенол (ДНФ), при этом вещество ДНФ используется при производстве красителей (для пропитки дерева и тканей) и не предназначено для приема внутрь.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, и, в первую очередь, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на образование, в первую очередь несовершеннолетних граждан, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере образования.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет - пользователь.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным бездействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются:
1)доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2)сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Установить владельца сайта не представилось возможным, в связи с администрированием аккаунта на территории иностранного государства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту <данные изъяты> следует ограничить путем включения указанных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора <адрес> - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ сетевого адреса <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Г.В.Космынцева
Копия верна:
Судья