Дело № 2-899/2020
УИД 13RS0023-01-2019-001777-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июня 2020 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца Цапленкова А. А.,
ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, его представителя Макшановой Н. А., действующей на основании доверенности от 18.12.2019 года № 40/50,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цапленкова А. А. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о зачете периода прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении,
установил:
Цапленков А.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о зачете периода прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении.
В обоснование заявленных требований указано, что в настоящее время он занимает должность оперуполномоченного по особо важным делам Управления наркоконтроля МВД по Республике Мордовия.
06.11.2019 года он направил рапорт на имя Министра внутренних дел по Республике Мордовия с указанием оснований на право зачета периода прохождения военной службы на льготных условиях и с просьбой дать указание Управлению по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия предоставить официальный ответ на его рапорт от 01.10.2019 на увольнение в связи с льготной выслугой лет, дающей право на получение пенсии.
Однако в письме от 27.12.2019 г. № 3/195211451045 ему было отказано со ссылкой на ст. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел не включен период прохождения военной службы с 02.02.2004г. по 19.01.2006г. на льготных условиях (один месяц за три).
Полагает, что не включение указанного периода в стаж службы на льготных условиях противоречит закону, поскольку он проходил военную службу в качестве офицера в Вооруженных Силах Министерства Обороны Российской Федерации и с 02.02.2004г. по 19.01.2006г. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в Республике Таджикистан.
Просит обязать Министерство внутренних дел по Республике Мордовия засчитать Цапленкову А. А. в стаж службы (выслугу лет) период прохождения военной службы с 02.02.2004 г. по 19.01.2006 г. в Республике Таджикистан на льготных условиях, как один месяц службы за три месяца.
В судебном заседании Цапленков А.А. исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика Макшанова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оснований для удовлетворения заявленных требований не находит, исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что Цапленков А.А. занимает должность оперуполномоченного по особо важным делам Управления наркоконтроля МВД по Республике Мордовия.
Согласно ответу МВД по Республике Мордовия от 13.03.2020 года стаж службы (выслуга лет) Цапленкова А.А. в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет на 11.03.2020 года составляет в календарном исчислении 15 лет 07 месяцев 02 дня, в льготном исчислении 17 лет 05 месяцев 24 дня, из них:
период обучения в педагогическом институте им. М.Е.Евсевьева по очной форме, исчисляемый из расчета два месяца учебы за один месяц службы: 02 года 04 месяца 26 дней;
служба в Вооруженных силах Российской Федерации в календарном исчислении 02 года 00 месяцев 00 дней;
служба в Управлении федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия в календарном исчислении 07 лет 05 месяцев 02, в льготном исчислении 09 лет 04 месяца 07 дней;
период со дня увольнения в связи с переводом в другой государственный орган до дня приема на службу в ОВД в календарном исчислении 00 дней 00 месяцев 17 дней;
служба в органах внутренних дел в календарном исчислении 03 года 08 месяцев 04 дня.
Из искового заявления и объяснений Цапленкова А.А. следует, что он не согласен с ответчиком в части включения периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с 25 января 2004 года по 25 января 2006 года в выслугу лет в календарном исчислении, поскольку службу он проходил в качестве офицера.
Согласно послужного списка Цапленков А.А. с 25.01.2004 года в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и на основании Указа Президента РФ от 10.04.2000 года № 660 призван на военную службу сроком на 24 месяца и зачислен в распоряжение командующего войсками Приволжского военного округа. Уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока военной службы по призыву (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона).
Выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в Российской Федерации в Республике Таджикистан с 02.02.2004 года по 20.01.2006 года. В соответствии с приказом МОРФ № 9 от 04.01.1996 года указанный период службы засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях: один месяц военной службы за три. В соответствии со ст. 2 закона РФ от 21.01.1993 года № 4328-1 период военной службы с 20.01.2006 года по 25.01.2006 года засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях: один месяц военной службы за полтора месяца службы.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Приказа Министра обороны РФ по личному составу № 792 от 01.10.2003 года, выпиской из Приказа военного комиссара Октябрьского района № 15 от 20.01.2004 года, выпиской из Приказа Командира войсковой части ПП 28804 № 21 от02.02.2004 года, выпиской из Приказа Командира войсковой части ПП 28804 № 8 от 19.01.2006 года, архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации».
Таким образом установлено, что Цапленков А.А. в указанный период проходил военную службу по призыву, что не оспаривается сторонами.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 названного Закона Российской Федерации установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Закона № 4468-1 время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 данного Закона.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в статье 1 Закона № 4468-1 не указаны.
Постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям, определив обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
В частности, абзацем первым пункта 5 данного постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях:
б) один месяц службы за три месяца: при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 17 июля 2003 г. N 268-О, от 15 апреля 2008 г. N 313-О-О, от 26 октября 2017 г. N 2350-О, от 26 ноября 2018 г. N 2913-О и др.) установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в том числе при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (ред. от 25 февраля 2009 г.) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
На основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, другие министерства и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на территориях, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на данных территориях.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания. При этом дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, предоставляются только за время фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Доказательств, непосредственного участия истца в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а также прохождения военной службы по контракту в спорный период, Цапленковым А.А. в суд не представлено. Сам по себе факт нахождения войсковой части в зоне вооруженного конфликта не дает право военнослужащему, проходившему службу на данной территории, на расчет выслуги лет в льготном исчислении.
Указание в послужном списке Цапленкова А.А. на зачет ему в выслугу лет на льготных условиях спорного периода является основанием для включения указанного периода в льготном исчислении в трудовой стаж для назначения пенсии, а не пенсии на льготных условиях.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что спорный период с 25.02.2004 года по 25.02.2006 года подлежит включению в выслугу лет Цапленкову А.А. в календарном исчислении, поскольку он проходил военную службу по призыву, в виду чего исковые требования Цапленкова А.А. не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Цапленкова А. А. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о возложении обязанности засчитать в выслугу лет период прохождения военной службы с 02.02.2004 года по 19.01.2006 года в Республике Таджикистан на льготных условиях как один месяц за три месяца, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова
мотивированное решение суда изготовлено 30 июня 2020 года
судья Е.Ю.Догорова