Дело № 12-2/2020
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
31 января 2020 года г. Кизел
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Балуева Е.В.,
при секретаре Верзаковой Ю.Р.,
с участием защитников генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е.В.: Базан С.Н, действующего по доверенности от 22.01.2020 г., и Кац Р.Ю., действующего по доверенности от 22.01.2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е. В. на постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 ноября 2019 года №02-04/42-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 ноября 2019 года №02-04/42-19, генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Капитал-3» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, генеральный директор ООО «Капитал-3» Бакунов Е.В. обратился с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что в качестве доказательств вины, положен акт осмотра лесного участка, который является недопустимым доказательством, поскольку в нарушение п.п.3-4 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ, п. 4 Порядка осмотра лесосеки требований утвержденного Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367, Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 № 130, представитель ООО «Капилал-3 не был приглашен для осмотра лесосеки.
Акт осмотра лесосеки составлен не по установленной форме утвержденной Приказом Минприроды N° 367.
06.07.2018 г., был составлен акт по результатам осмотра мест рубок, в результате данного осмотра вышеуказанного лесного участка было выявлено нарушение в виде «невыполнения или несвоевременного выполнения работ по очистке площадки в объеме 0,7 га», что явилось основанием для направления в адрес Общества претензионного письма за подписью директора ГКУ «Кизеловское лесничество» Фатыхова P.P. о взыскании договорной неустойки в размере 25 410 руб. Замечания к качеству работ по освидетельствованию мест рубок в претензионном письме и акте осмотра лесосеки отсутствовали. Нарушений в виде незаконной рубки лесных насаждений в процессе осмотра лесного участка не было установлено. Полагает, что акт осмотра лесосеки от 06.07.2018г. является доказательством отсутствия вменяемого административного правонарушения. Иной причинно- следственной связи между нахождением лесного участка в аренде у ООО «Капитал-3» и обнаружением незаконной рубки материалы дела не содержат. Действий по установлению лиц, причастных к незаконной рубке административный орган не предпринимал.
В судебном заседании защитники генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е.В.- Базан С.Н. и Кац Р.Ю., жалобу поддержали, по приведенным в ней доводам, добавили, что при проведении проверки был нарушен Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля. На момент поверки в июне 2019г. делянка была сдана год назад, должностные лица не предприняли мер к установлению лиц, виновных в незаконной рубке.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитников генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е.В.- Базан С.Н. и Кац Р.Ю., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила), определено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Согласно ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Капитал-3», является арендатором лесного участка на территории Кизеловского лесничества ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» на основании договора аренды от 25.12.2009 г. № 439.
Согласно лесной декларации от 19.12.2016 г. № 5097/7 ООО «Капитал-3» в период с 31.12.2016г. по 30.12.2017г., осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок на делянке 2 в выделах 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества (площадь лесосеки в соответствии с лесной декларацией - 50,2 га).
Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 10.01.2018 г. № СЭД-30-01-25.4-35 ООО «Капитал-3» согласовано изменение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесному участку, расположенному на делянке 2 в выделах 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества в части продления на срок до 24.12.2018 года.
На основании приказа Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края от 07.06.2019 года № СЭД-30-01-02-699, должностными лицами Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края и Кизеловского лесничества при проведении контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве, с целью контроля за незаконными рубками, при натурных осмотрах лесосеки, проведенных 18, 20 и 25 июня 2019 г. был установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на делянке 2 в выделе 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества в период с 31.12.2016 года по 24.12.2018 года, выразившийся в превышении разрешенного объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев, не предназначенных для рубки: деревьев породы «ель» в объеме 477,7 м?.
Факт незаконной рубки лесных насаждений в пределах выдела 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества подтверждается: приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 07.06.2019 года № СЭД-30-01-02-699; актом осмотра лесного участка от 18, 20 и 25 июня 2019 г.; ведомостями перечета деревьев (пней) №1 от 18.06.2019 г, № 2 от 30.06.2019 года и № 3 от 25.06.2019 года; распечаткой навигационного трека; справкой расчета ущерба от 28.06.2019 г.; актом о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины от 28.06.2019 года; актом по итогам проведения контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве ГКУ ПК «Управление лесничеством Пермского края» от 12.07.2019 года; определением о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 22.10.2019 года; протоколом об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 14.11.2019 года.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 07.06.2019 года № СЭД-30-01-02-699 должностным лицам Министерства поручено провести контрольные мероприятия в Кизеловском лесничестве ГКУ ПК «Управление лесничеством Пермского края». Целью проведения указанных мероприятий является проверка соблюдения требований лесного законодательства в части касающейся привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, проверки обоснованности назначения мероприятий по защите лесов, усиление контроля за незаконными вырубками.
Как следует из акта осмотра лесного участка от 18, 20 и 25 июня 2019 г., на момент осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) проведен обход по периметру лесосеки площадью 50,2 га, разработанной способом выборочных (рубка погибших и поврежденных лесных насаждений) рубок ООО «Капитал -3» в период с 31.12.2016 г по 24.12.2018 г. Лесосека отграничена визирными затесами. Конфигурация волоков пасек и погружной площадки соответствует технологической карте лесосечных работ. На лесосеке обнаружены не очистка от порубочных остатков на площади 10 га. Проведен сплошной попенный перечет срубленных ликвидных деревьев (пней).
Результаты перечета и измерений приведены в прилагаемых к указанному акту перечетных ведомостях №1 от 18.06.2019 г, № 2 от 30.06.2019 года и № 3 от 25.06.2019 года, а также распечатке навигационного трека.
Всего на делянке 2 в выделах 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества незаконно вырублена древесина породы «ель» в объеме 477,7 м3, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 9927212 рублей, что подтверждается справкой расчета ущерба, произведенной старшим государственным лесным инспектором Пермского края Рышковым Д.В. 28.06.2019 г.
Из Акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 06.07.2018 года следует, что при осмотре должностным лицом ГКУ Кизеловское лесничество в выделах 1, 2, 6, 8 квартала 68 Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества не было выявлено нарушений в виде незаконной рубки лесных насаждений.
Согласно Акту о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины от 28.06.2019 года, в котором изложены обстоятельства установления факта незаконной рубки на спорных лесных участках в период с 31.12.2016 г по 24.12.2018 г., был признан ничтожным Акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 06.07.2018 г.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
В соответствии пунктом 18 Правил заготовки древесины в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку ( лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
Согласно пункту 19 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосеки обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Частью 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Факт незаконной рубки лесных насаждений зафиксирован в установленном порядке и установлен при производстве по делу об административном правонарушении.
Оснований для признания акта осмотра лесного участка от 18,20,25 июня 2019 года и Акта от 28.06.2019 года о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины от 06.07.2018 года, недопустимыми доказательствами не имеется.
Указанные акты составлены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках осуществления государственного лесного контроля и надзора, предусмотренного статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394, во исполнение приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 07.06.2019 года № СЭД-30-01-02-699.
Требования об обязательном извещении арендатора о проводимых контрольных мероприятиях применительно к рассматриваемому случаю законодательно не закреплены.
Довод защитников о нарушении должностными лицами требований Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, является не состоятельным. Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении должностного лица- генерального директора ООО «Капитал-3», что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу установлено, что проверка проводилась без взаимодействия административного органа с юридическим лицом – ООО «Капитал-3», и на данное юридическое лицо не возлагалась обязанность по предоставлению информации, которая явилась поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в связи с чем, применению Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не подлежал.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е.В. к административной ответственности) положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
То обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностным лицом не допущено.
Положения ст. 16.1 Лесного кодекса РФ, Порядка осмотра лесосеки требований утвержденного Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367, и Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов", утвержденных Приказом Гослесхоза от 01.11.1983 N 130, на что указано в жалобе, к возникшим отношениями не применимы, поскольку они предусматривает исключительно порядок контрольного освидетельствования в целях контроля за качеством работ по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов.
Поскольку актом о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины от 28.06.2019 года признан ничтожным акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 06.07.2018 года, следует отклонить доводы жалобы о том, что актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 06.07.2018 года опровергается вина Бакунова Е.В. как генерального директора Общества.
По смыслу лесного законодательства, именно ООО «Капитал-3», которому выдана лесная декларация и с которым заключен договор аренды лесного участка, является лицом, использующим лесной участок для заготовки древесины и, следовательно, является ответственным за соблюдением Правил заготовки древесины при использовании лесов, а Бакунов Е.В. являясь генеральным директором ООО «Капитал-3»( что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Капилал-3») в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, в отсутствии контроля за соблюдением требований лесного законодательства при организации и проведении работ по рубке лесных насаждений не принял меры по контролю за действиями лиц, осуществляющих заготовку древесины по недопущению с их стороны нарушений лесного законодательства.
Обоснованность привлечения Бакунова Е.В., как должностного лица к административной ответственности сомнений не вызывает.
Согласно договору аренды лесного участка арендатор ООО «Капитал-3» обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, и принимать меры к охране лесов от самовольных рубок со стороны иных лиц.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Бакунов Е.В. является генеральным директором ООО «Капитал-3», его привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ в связи с выявленным нарушением, допущенным юридическим лицом в ходе заготовки древесины, соответствует требованиям ст. 2.4 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности прихожу к выводу, что действия генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, поскольку являясь должностным лицом им допущены действия по несоблюдению требований лесного законодательства при заготовке древесины.
Доказательств соблюдения Бакуновым Е.В. законодательства при осуществлении заготовительной деятельности и принятия всех зависящих от него как руководителя юридического лица мер по исполнению требований закона, включая и охрану лесов от самовольных рубок со стороны иных лиц, не представлено.
Таким образом, доводы жалобы о недоказанности вины генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е.В. в совершении административного правонарушения, по существу сводятся к переоценке выводов должностного лица, вынесшего постановление и не свидетельствуют о неправильности постановления по делу об административном правонарушении от 27 ноября 2019 года №02-04/42-19.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Доводы жалобы отмену оспариваемого постановления не влекут, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ и недоказанности его вины.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Трефиловой Е.А. от 27 ноября 2019 года №02-04/42-19 в отношении генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Капитал-3» Бакунова Е. В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.
Судья: подпись
ВЕРНО
Судья Е.В.Балуева
Секретарь: Ю.Р.Верзакова
УИД 59RS0022-01-2019-001070-19
подлинный документ подшит
в административном деле №12-2/2020
Кизеловского городского суда
Пермского края