Дело (УИД) № 19RS0010-01-2019-001202-95
Производство № 2 – 72/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Укачикова Д.Г.,
при помощнике судьи Почикаеве Е.С.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Ширинского района Ильиной И.К.,
представителя ответчика ООО «Теплоресурс» – Абдиной Н.В., действующей на основании доверенности от 09 января 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по информации Енисейского Управления Ростехнадзора о готовности теплоснабжающих организаций района к отопительному сезону 2019-2020 годов. Теплоснабжение населения с. Коммунар осуществляется через централизованную систему теплоснабжения посредством котельных, находящиеся в муниципальной собственности администрации Коммунаровского сельсовета и переданного на основании концессионного соглашения № 49-д от 07 октября 2019 года ООО «ТеплоРесурс» которое оказывает услуги теплоснабжения населению и учреждениям соцкультбыта с. Коммунар Ширинского района. На территории Коммунаровского сельсовета имеются объекты социальной инфраструктуры, многоквартирные дома обеспечиваемые теплоснабжением котельными: котельная «ДК», расположенная по адресу: с. Коммунар, ул. 50 лет ВЛКСМ, 6А; котельная «Теремок», расположенная по адресу: с. Коммунар, ул. 50 лет ВЛКСМ, 13А; котельная «Баня», расположенная по адресу: с. Коммунар, ул. Фабричная, 71А. При проведении плановой проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2019-2020 годов комиссией Енисейского управления Ростехнадзора 16 октября 2019 года выдан отрицательный акт готовности к отопительному периоду администрации Коммунаровского сельсовета в связи с невыполнением мероприятий, намеченных экспертной организацией по результатам обследования дымовых труб и зданий котельных «Баня» и «Теремок». Согласно экспертным заключениям ООО «ДИ ЭКС-ЭНЕРГО-ГПМ» от 14 декабря 2018 года, здания котельной «Баня», котельной «Теремок» могут быть допущены к дальнейшей эксплуатации сроком на пять лет при условии выполнения мероприятий по устранению дефектов и повреждений строительных конструкций, то есть необходимо произвести капитальный ремонт зданий и кровли котельных. Котельные «Баня» и «Теремок» с. Коммунар являются одними из единственных источников тепла системы теплоснабжения, который обеспечивает отоплением и горячим водоснабжением население и учреждения соцкультбыта с. Коммунар Ширинского района. Указанные котельные относится к первой категории надежности. На основании изложенного, прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, просит обязать ответчиков выполнить мероприятия по устранению дефектов повреждений зданий и кровли котельных.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. исковые требования уточнила, пояснив, что котельные «Баня» и «Теремок» относятся ко второй категории надежности. Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на необходимость проведения мероприятий по устранению дефектов повреждений зданий и кровли указанных котельных. В остальном заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, надлежащим образом уведомленный о дате и времени судебного заседания, отсутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Коммунаровского сельсовета. Направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, где указал, что котельные «Баня» и «Теремок» относятся ко второй категории надежности. Кроме того, указал, что на период непредвиденных обстоятельств, аварийных ситуаций существует резервная схема подключения тепловых сетей от данных котельных к центральной котельной ДК, мощности которой хватит, чтобы компенсировать работу котельных «Баня» и «Теремок». Указал, с учетом того, что концессионное соглашение по теплоснабжению с. Коммунар было заключено только 07 октября 2019 года, выполнить ремонтные мероприятия не представилось возможным. Отметил, что администрация Коммунаровского сельсовета, как концендент, вправе поддерживать объект соглашения в пределах лимитов бюджетной обеспеченности. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», указывает, что органы прокуратуры не могут подменять иные государственные органы, в данном случае Енисейское Управление Ростехнадзора, и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Представитель ответчика ООО «Теплоресурс» - Абдина Н.В., действующая на основании доверенности от 09 января 2020 года, в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, пояснила, что совместно с администрацией Коммунаровского сельсовета в срок, заявленный в исковом заявлении, устранят дефекты повреждений зданий и кровли котельных.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из п. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 года №84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются отдельные вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения теплоснабжения населения.
Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация систем тепловых сетей должна обеспечивать надежность теплоснабжения потребителей, обеспечивать потребителю бесперебойную подачу тепла в соответствии с нормами. Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п. 3.3.1. Правил).
Положения ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривают, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории муниципального образования Коммунаровский сельсовет по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Коммунар, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 13А, располагается здание котельной «Теремок»; по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Коммунар, ул. Фабричная, 71А, находится котельная «Баня». Указанные котельные принадлежат администрации Коммунаровского сельсовета на праве собственности. Ответчиками данный факт не оспаривается.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Реализуя свои полномочия по организации теплоснабжения, администрацией Коммунаровского сельсовета с ООО «Теплоресурс» заключено концессионное соглашение № 49-д от 07 октября 2019 года, согласно которому концессионер обязуется за свой счет и за счет привлеченных средств реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в приложении № 1 Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять эксплуатацию и обслуживание данного имущества, а также деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользований объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с приложением № 1 концессионного соглашения администрацией Коммунаровского сельсовета переданы ООО «Теплоресурс» сети теплоснабжения, в том числе оборудование котельной «Баня», оборудование котельной детского сада «Теремок».
Пунктом 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в обязанности концессионера входит поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Согласно п. 2 Раздела V? концессионного соглашения, заключенного между администрацией Коммунаровского сельсовета и ООО «Теплоресурс», предусмотрено, что концессионер обязан поддерживать объект Соглашения и имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения и имущества.
Пунктами 2, 11 Раздела V??? названного соглашения предусмотрено, что концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствие с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 Соглашения, осуществлять оказание услуг по регулируемым ценам (тарифам) и (или) в соответствии с установленными надбавками ценам (тарифам).
При проведении плановой проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2019-2020 годов комиссией Енисейского управления Ростехнадзора 16 октября 2019 года выдан отрицательный акт готовности к отопительному периоду администрации Коммунаровского сельсовета в связи с невыполнением мероприятий, намеченных экспертной организацией по результатам обследования дымовых труб и зданий котельных «Баня» и «Теремок».
Согласно выводам экспертного заключения № ЗС-021/2018 от 14 декабря 2018 года, составленного ООО «ДИ ЭКС-ЭНЕРГО-ГПМ» по техническому обследованию строительных конструкций здания котельной «Баня», расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Коммунар, ул. Фабричная, д. 71А, изложенных в пунктах 8.1. и 8.2 заключения, здание котельной находится в ограниченно – работоспособном состоянии и может быть допущено к дальнейшей эксплуатации сроком на 5 лет при условии выполнения мероприятий по устранению дефектов и повреждений строительных конструкций, указанных в разделе 9.
В соответствии с разделом 9 заключения для устранения выявленных дефектов и повреждений необходимо выполнить следующие мероприятия:
- выполнить вертикальную планировку прилежащей к зданию территории;
- выполнить отмостку с соблюдением требуемого уклона и проектной ширины;
- установить маяки и вести постоянный мониторинг трещин в стенах в осях «В/1-2». При стабилизации трещин заделать трещины цементно-песчаным раствором (микроцементом). При отсутствии стабилизации выполнить обследование оснований и фундаментов с последующим их усилением;
- выполнить ремонт кирпичной кладки (в том числе фронтонов крыши) и монолитных участков, поврежденных атмосферными водами;
- выполнить ремонт плит покрытия (очистить бетон и арматуру от коррозии, восстановить защитный слой бетона цементно-песчаным раствором);
- после выполнения ремонтных работ выполнить косметический ремонт стен и перекрытий;
- привести конструкции крыши в соответствии с требованиями НТД;
- удалить наружную коррозию с металлоконструкций, восстановить антикоррозионное покрытие.
Согласно выводам экспертного заключения № ЗС-017/2018 от 14 декабря 2018 года, составленного ООО «ДИ ЭКС-ЭНЕРГО-ГПМ» по техническому обследованию строительных конструкций здания котельной «Теремок», расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Коммунар, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 13А, изложенных в пунктах 8.1. и 8.2 заключения, здание котельной находится в ограниченно – работоспособном состоянии и может быть допущено к дальнейшей эксплуатации сроком на 5 лет при условии выполнения мероприятий по устранению дефектов и повреждений строительных конструкций, указанных в разделе 9.
В соответствии с разделом 9 заключения для устранения выявленных дефектов и повреждений необходимо выполнить следующие мероприятия:
- очистить прилегающую к зданию территорию и выполнить вертикальную планировку;
- выполнить отмостку с соблюдением требуемого уклона и проектной ширины;
- после восстановления отмостки и приведения кровли в работоспособное состояние выполнить ремонт кирпичной кладки наружных стен;
- выполнить ремонт кирпичной кладки внутренних стен в осях «Б-В/1»;
- выполнить ремонт плит покрытия (очистить бетон и арматуру от коррозии, восстановить защитный слой бетона цементно-песчаным раствором);
- выполнить ремонт штукатурного слоя деревянного покрытия (отбить слой штукатурки до дранки с заменой пришедших в негодность частей обрешетки, заново оштукатурить);
- выполнить заделку непроектных отверстий бетонными смесями;
- после выполнения ремонтных работ выполнить косметический ремонт стен и перекрытий;
- выполнить ремонт (заменить) деревянные дверные заполнения;
- удалить наружную коррозию с металлоконструкций, восстановить антикоррозионное покрытие;
- выполнить ремонт (замену) покрытий полов;
- привести конструкции кровель в соответствие с требованиями СП 17.13330.2011.
Оснований не доверять представленным экспертным заключениям у суда не имеется, поскольку исследование проводилось экспертной организацией, имеющей соответствующие полномочия на ее проведение. Причин для выявления факта предвзятости со стороны экспертов не установлено. Представленные в заключениях выводы обоснованы, мотивированы, ответчиками не оспариваются. При таких обстоятельствах суд, оценив вышеуказанные заключения в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, признаёт их доказательственное значение.
Доказательств обратного, что указанные в заключениях мероприятия в котельных «Теремок» и «Баня» ответчиками проведены, суду не представлено.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, администрация Коммунаровского сельсовета, в собственности которой находится указанные котельные, обязана поддерживать их в исправном техническом состоянии, осуществлять работу по их ремонту, улучшению их производственных характеристик.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурор Ширинского района не вправе подменять иные государственные органы, в данном случае Енисейское Управление Ростехнадзора, и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, судом не рассматриваются, поскольку дела о защите прав и законных интересов организаций, возникающих из иных публичных правоотношений и связанных с обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий рассматриваются в ином порядке, в рамках заявленных требований.
Обязанность ООО «Теплоресурс» поддерживать котельные «Баня» и «Теремок» в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание данных котельных, вытекает из положений концессионного соглашения (п. 2 Раздела V? Соглашения), а также из требований федерального законодательства (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ).
Изложенное дает основания полагать, что бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по ремонту зданий котельных «Баня, «Теремок» в течение 2019 года, создает угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на безопасное проживание, может привести к чрезвычайной ситуации в сфере обеспечения бесперебойного снабжения тепловой энергией объектов социального значения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обращение прокурора правомерно, заявленные требования основаны на законе и обоснованы по сути.
В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая обстоятельства дела, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения судебного решения до 01 сентября 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ширинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» в срок до 01 сентября 2020 года выполнить мероприятия по устранению дефектов и повреждений здания и кровли котельной «Баня», расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Коммунар, ул. Фабричная, д. 71А:
- выполнить вертикальную планировку прилежащей к зданию территории;
- выполнить отмостку с соблюдением требуемого уклона и проектной ширины;
- установить маяки и вести постоянный мониторинг трещин в стенах в осях «В/1-2», при стабилизации трещин заделать трещины цементно-песчаным раствором (микроцементом). При отсутствии стабилизации выполнить обследование оснований и фундаментов с последующим их усилением;
- выполнить ремонт кирпичной кладки (в том числе фронтонов крыши) и монолитных участков, поврежденных атмосферными водами;
- выполнить ремонт плит покрытия (очистить бетон и арматуру от коррозии, восстановить защитный слой бетона цементно-песчаным раствором);
- после выполнения ремонтных работ выполнить косметический ремонт стен и перекрытий;
- привести конструкции крыши в соответствии с требованиями НТД;
- удалить наружную коррозию с металлоконструкций, восстановить антикоррозионное покрытие.
Обязать администрацию Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» в срок до 01 сентября 2020 года выполнить мероприятия по устранению дефектов и повреждений здания и кровли котельной «Теремок», расположенной по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Коммунар, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 13А:
- очистить прилегающую к зданию территорию и выполнить вертикальную планировку;
- выполнить отмостку с соблюдением требуемого уклона и проектной ширины;
- после восстановления отмостки и приведения кровли в работоспособное состояние выполнить ремонт кирпичной кладки наружных стен;
- выполнить ремонт кирпичной кладки внутренних стен в осях «Б-В/1»;
- выполнить ремонт плит покрытия (очистить бетон и арматуру от коррозии, восстановить защитный слой бетона цементно-песчаным раствором);
- выполнить ремонт штукатурного слоя деревянного покрытия (отбить слой штукатурки до дранки с заменой пришедших в негодность частей обрешетки, заново оштукатурить);
- выполнить заделку непроектных отверстий бетонными смесями;
- после выполнения ремонтных работ выполнить косметический ремонт стен и перекрытий;
- выполнить ремонт (заменить) деревянные дверные заполнения;
- удалить наружную коррозию с металлоконструкций, восстановить антикоррозионное покрытие;
- выполнить ремонт (замену) покрытий полов;
- привести конструкции кровель в соответствие с требованиями СП 17.13330.2011.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.
Председательствующий Д.Г. Укачикова
Мотивированное решение составлено и подписано 02.02.2020 г.
Председательствующий Д.Г. Укачикова