Судья Курганский А.М. дело № 7-42/2021
(в суде 1 инст. № 12-1/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
18 марта 2021 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Панеш Ж.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Красногвардейское» директора ФИО1 на решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 14.01.2021 и постановление от 06.11.2020, вынесенное главным инспектором труда (по охране труда) ФИО3, принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
постановлением от 06.11.2020, вынесенным главным инспектором труда (по охране труда) ФИО3 (далее - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 14.01.2021, юридическое лицо - МП ЖКХ «Красногвардейское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, законный представитель МП ЖКХ «Красногвардейское» директор ФИО1 просит изменить указанные акты, заменив МП ЖКХ «Красногвардейское» наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав доводы представителя МП ЖКХ «Красногвардейское» по доверенности ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, помощника прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея Трахова З.Ш., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
В соответствии с частью первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Пунктом 6 части 2 статьи 22 ТК РФ определена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно положениям статей 136, 236 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно положениям статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Как усматривается из материалов дела, МП ЖКХ «Красногвардейское», являясь работодателем, допустило нарушения требований трудового законодательства, а именно:
- в нарушение статьи 147 ТК РФ электрогазосварщику ФИО6, занятому на работах с вредными и опасными условиями труда, не произведена выплата компенсации к заработной плате за период 19.09.2016-14.09.2020 в общей сумме 27 223,91 рублей;
- в нарушение статьи 136 ТК РФ заработная плата за январь 2020 года выплачена 17.02.2020 и 19.02.2020, заработная плата за февраль 2020 года выплачена 17.03.2020 и 19.03.2020, заработная плата за март 2020 года выплачена 15.04.2020 и 30.04.2020, заработная плата за апрель 2020 года выплачена 22.05.2020, заработная плата за май 2020 года выплачена 16.06.2020 и 17.06.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МП ЖКХ «Красногвардейское» к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом - МП ЖКХ «Красногвардейское» указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние МП ЖКХ «Красногвардейское» квалифицировано по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и трудового законодательства.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Указание в жалобе на выполнение обязательств по выплате заработной платы работнику до вынесения постановления о назначении наказания, не является безусловным основанием к замене назначенного штрафа предупреждением.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МП ЖКХ «Красногвардейское» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований трудового законодательства.
Назначенное административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для признания назначенного обществу административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания отсутствуют. Административное наказание определено в пределах санкции части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и не является максимальной мерой данного вида наказания.
Учитывая конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, посягающего на гарантии реализации трудовых прав граждан и причинившего материальный ущерб работникам МП ЖКХ «Красногвардейское», членам их семей, оснований для назначения наказания в виде предупреждения судьей районного суда установлено не было, не усматривается таких оснований и при рассмотрении жалобы в Верховном суде Республики Адыгея.
Довод жалобы о том, что при назначении МП ЖКХ «Красногвардейское» административного наказания подлежат применению положения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 и частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ правонарушениях, не усматривается.
Государственный и муниципальный контроль осуществляется в случаях и порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При этом указанный закон не применяется при осуществлении прокурорского надзора.
Поскольку объективная сторона вменяемого юридическому лицу административного правонарушения выражается в нарушении трудового законодательства, оно также малозначительным признано быть не может (статья 2.9 КоАП РФ), поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Руководствуясь статьей 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 14.01.2021 оставить без изменения, жалобу директора МП ЖКХ «Красногвардейское» ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Панеш Ж.К.