Дело № 2-973/2020
УИД 70RS0002-01-2020-003082-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Родичевой Т.П.,
помощнике судьи Ряковском Н.А., при секретаре Ильиной И.Н.,
с участием представителя истцов Махрова В.В., представителя ответчика МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска Афрюткиной А.А., представителя ответчика ДАГ администрации Города Томска Герасимова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Дмитриевой В.М., Дмитриева В.В., несовершеннолетней Дмитриевой Ю.А. в лице законного представителя Дмитриевой И.В., Дмитриевой Т.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, комитету по формированию земельных участков о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, установлении границ земельного участка,
установил:
административные соистцы Дмитриева В.М., Дмитриев В.В., несовершеннолетняя Дмитриева Ю.А. в лице законного представителя Дмитриевой И.В., Дмитриева Т.А. обратились с требованиями к административным ответчикам муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, просили: признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу <адрес обезличен> выраженный в ответе от 12.05.2020 исх. № 02-19/4392; установить следующие границы земельного участка, общей площадью 1452 кв.м., для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу <адрес обезличен>
Обозначение точки |
Координаты | |
X |
Y | |
1 |
354234,08 |
4324453,15 |
2 |
354234,32 |
4324454,23 |
Н1 |
354240,29 |
4324481,85 |
н2 |
354240,29 |
4324486,69 |
Н3 |
354239,76 |
4324488,90 |
н4 |
354238,87 |
4324490,93 |
н5 |
354214,51 |
4324497,36 |
3 |
354206,69 |
4324500,31 |
4 |
354201,08 |
4324482,72 |
5 |
354196,43 |
4324470,31 |
6 |
354195,03 |
4324465,08 |
7 |
354197,27 |
4324463,89 |
8 |
354200,59 |
4324463,30 |
9 |
354207,36 |
4324460,14 |
10 |
354207,7 |
4324461,12 |
11 |
354216,92 |
4324456,98 |
12 |
354222,85 |
4324454,94 |
13 |
354223,33 |
4324456,32 |
В обосновании заявленных требований указывают, что истцы Дмитриева В.М., Дмитриев В.В. и Дмитриева Ю.А. являются долевыми сособственниками квартиры №1, площадью 52,8 кв.м., а истец Дмитриева Т.А. - собственником квартиры № 2, площадью 41 кв.м., расположенных в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен> Общая площадь дома (кадастровый номер <номер обезличен>) составляет 93,8 кв.м., дом расположен на земельном участке, находящемся в территориальной зоне ОЖ, границы которого не определены и земельный участок для эксплуатации многоквартирного жилого дома не образован. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находится в собственности МО «Город Томск». Все смежные с ним земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет (<номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен>). Своим ответом Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от 12.05.2020 исх. № 02-19/4392 фактически отказал в формировании земельного участка под многоквартирным домом по причине отсутствия разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта межевания.
Ранее, в ответе от 31.10.2016 исх. № 01-01-19/12402 Департамент указал ориентировочный срок разработки документации по планировке территории за счет бюджета г. Томска - 2019г. В ответе от 08.06.2017 исх. № 01-01-19/6314 Департамент указал на то, что земельный участок по <адрес обезличен> не образован, его границы и размеры не определены. В ответе от 01.08.2018 исх. № 01-01-19/4980 Департамент отказал в образовании земельного участка по причине отсутствия разработанного и утвержденного проекта межевании территории. В ответе от 13.11.2019 исх. № 01-01-19/7372 Департамент отказал в формировании земельного участка под многоквартирным домом по причине отсутствия разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории.
Отказ департамента нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса, статье 16 Вводного закона, пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса, что в силу ст.ст. 218, 227 КАС РФ является основанием для признания его незаконным. Проект межевания территории кадастрового квартала 70:21:0100022 не утвержден в соответствии с ГрК РФ.
Согласно Заключения кадастрового инженера К.Н.М. от 30.01.2020 возможно формирование земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома без наложений на другие участки и отсутствии красных линий и обременений на нем, общей площадью 1452 кв.м.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ). Следовательно, именно на Департаменте лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
При указанных условиях Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Поскольку подготовка проекта межевания территории (квартала) зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на администрацию г.Томска, собственники квартир в многоквартирном жилом доме не должны нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории (квартала).
Учитывая, что на Департамент возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, Департамент не вправе был отказать в формировании земельного участка в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на котором расположен жилой дом.
Определением суда от 30.06.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен комитет по формированию земельных участков ДАГ администрации города Томска.
Определением суда от 30.06.2020 производство по административному исковому заявлению Дмитриевой В.М., Дмитриева В.В., несовершеннолетней Дмитриевой Ю.А. в лице законного представителя Дмитриевой И.В., Дмитриевой Т.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, комитету по формированию земельных участков о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, установлении границ земельного участка было прекращено, дело передано для рассмотрения по существу по правилам ГПК РФ.
Соистцы Дмитриева В.М., Дмитриев В.В., несовершеннолетняя Дмитриева Ю.А. в лице законного представителя Дмитриевой И.В., Дмитриева Т.А., будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не просили об отложении дела.
Представитель соистцов Махров В.В., действующий на основании доверенности от 04.06.2020, в судебном заседании требования иска поддержал по основаниям, изложенном в иске, просил их удовлетворить.
|
Представитель ответчиков ДАГ администрации Города Томска, комитета по формированию земельных участков Департамента Герасимов В.В., действующий на основании доверенности от 09.01.2020 в судебном заседании требования иска не признал, указал, что обращение истцов было сделано в форме заявления, в связи с этим департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска были даны разъяснения по поставленным заявителями вопросам. Департаментом решения об отказе в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес обезличен> не принималось. Напротив, заявителям было сообщено, что в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, принято постановление администрации Города Томска от 05.06.2018 № 207-з «О подготовке проектов межевания территорий применительно к застроенным территориям в границах общественно-жилого назначения (ОЖ), определенных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденными решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687», а также в настоящее время заключен муниципальный контракт с ООО «Терпланпроект» на разработку проектной документации. Проект планировки территории, в границах которой находится многоквартирный дом отсутствует, в связи с чем, земельный участок не может быть сформирован. В настоящее время в рамках заключенного контракта межевые работы были проведены, ведется работа по проведению мероприятий по публичным слушаниям.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ определив рассмотреть гражданское дело при данной явке, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Статья 11.10 ЗК РФ (пункты 1, 2, 4, 13, 14) предусматривает, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу пункта 36 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены строения этих собственников, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации для приобретения земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В соответствии со ст. 43 ГрК РФ обязательным условием для начала реализации процесса формирования земельного участка является наличие подготовленных и утвержденных проектов межевания территорий, разрабатываемых на основе проекта планировки территории.
Следовательно, формирование земельного участка под многоквартирным домом возможно только после установления границ данного участка посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.
На основании ч. 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с ГрК РФ органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры и землепользования на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. Предметом деятельности департамента является обеспечение в рамках своей компетенции решения, в том числе вопросов подготовки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории муниципального образования "Город Томск", что следует из Положения о департаменте архитектуры и градостроительства
администрации Города Томска, утвержденного решением Думы города Томска
от 30.10.2007 N 683 (в ред. решений Думы г. Томска от 25.04.2014 N 998, от 07.10.2014 N 1126, от 03.02.2015 N 1239, от 02.02.2016 N 139, от 02.07.2019 N 1126).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы Дмитриева В.М., Дмитриева Ю.А., Дмитриев В.В. являются общедолевыми (по 1/3 доли) собственниками квартиры №1 расположенной по адресу: <адрес обезличен> а истец Дмитриева Т.А. является собственником квартиры №2, расположенной по адресу: <адрес обезличен> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> является многоквартирным домом, что следует из выписок из ЕГРН от 31.01.2020.
Земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом не сформирован, что сторонами не оспаривается.
16.04.2020 Дмитриева В.М., Дмитриев В.В., Дмитриева Ю.А., Дмитриева Т.А. обратились в администрацию Города Томска с заявлением, в котором просили сформировать земельный участок для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> установить границы земельного участка, общей площадью 1452 кв.м. в соответствии с заключением кадастрового инженера К.Н.М. от 30.01.2020.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12).
Рассмотрев обращение заявителей начальником департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска был дан ответ за №02-19/4392 от 12.05.2020, из которого следует, что в отношении интересующей территории выдано постановление администрации Города Томска от 05.06.2018 №2-07-з «О подготовке проектов межевания территорий применительно к застроенным территориям в границах территориальных зон общественно-жилого назначения, определенных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 №687». В настоящее время заключен муниципальный контракт между департаментом и ООО «Терпланпроект» на разработку проектной документации, ориентировочный срок утверждения проектной документации – декабрь 2020 года. В адрес разработчика будет направлено заявление с просьбой рассмотреть возможность формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> информацию о сроках утверждения проекта межевания можно получить в комитете по формированию земельных участков.
Согласно имеющегося в материалах дела постановления администрации Города Томска от 05.06.2018 №2-07-з «О подготовке проектов межевания территорий применительно к застроенным территориям в границах территориальных зон общественно-жилого назначения, определенных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 №687» департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска постановлено организовать подготовку проектов межевания территорий применительно к застроенным территориям в границах территориальных зон общественно-жилого назначения.
17.03.2020 между ДАГ администрации Города Томска и ООО «Терпланпроект» заключен муниципальный контракт №2020.96, предметом которого является разработка градостроительной документации объёмом и характеристиками, определенным в техническом задании на выполнение работ, срок действия контракта – по 31.12.2020.
В рамках указанного контракта подрядчиком ООО «Терпланпроект» был составлен проект межевания территорий применительно к застроенным территориям в границах территориальных зон общественно-жилого назначения, определенных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 №687, где отображена экспликация образуемых земельных участков, в том числе и участка, расположенного под многоквартирным домом истцов (условный номер ЗУ <номер обезличен>, площадь земельного участка 1452 кв.м., координаты совпадают с теми, которые установил кадастровый инженер К.Н.М.), и направлен в Департамент, что следует из представленного в судебное заседание приложения к постановлению администрации Города Томска и сопроводительного письма от 30.06.2020 за №447.
Таким образом, в судебном заседании нашел своё подтверждение довод представителя ответчика Департамента о том, что заявление истцов с заключением кадастрового инженера было направлено подрядчику ООО «Терпланпроект», что бы последний учел пожелание заявителей при подготовке проектов межевания территорий, в настоящее время проект межевания территорий применительно к застроенным территориям в границах территориальных зон общественно-жилого назначения подготовлен.
Вместе с тем в настоящее время проект межевания рассматриваемого элемента планировочной структуры (квартала), на котором расположен, в том числе, спорный земельный участок, в установленном порядке не утверждался.
Представитель ответчика Афрюткина А.А. пояснила, что ведется работа по проверке установленных координат ЗУ и подготовки документа к публичным слушаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Таким образом, оценив представленные доказательства суд приходит к выводу, что Департаментом по заявлению истцов в сроки установленные законом были даны исчерпывающие ответы на постановленные вопросы, отказ в формировании испрашиваемого земельного участка письмо от 12.05.2020 за № 02-19/4392 не содержит, нарушений прав, свобод и законных интересов истцов в ходе рассмотрения дела не установлено, следовательно, требования истцов о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес обезличен> выраженный в ответе от 12.05.2020 исх. №02-19/4392 удовлетворению не подлежит.
Разрешая требование истцов об установлении границ земельного участка, общей площадью 1452 кв.м., для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу <адрес обезличен> по координатам, установленным кадастровым инженером К.Н.М. суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 60 Земельного Кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 33 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 3 названной статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
Согласно частям 1, 2 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Действующим земельным законодательством при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании предусмотрено обеспечение учета законных интересов граждан, права которых могут быть затронуты межеванием. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования в силу статьи 64 ЗК РФ разрешаются в судебном порядке.
Истцами заявлено требование об установлении границ земельного участка, при этом доводы истцов и их представителя сводятся к несогласию с отказом в формировании земельного участка в указанных истцами границах, полагая свои права на получение во владение земельного участка нарушенными.
По смыслу действующего земельного законодательства спор об установлении границ земельного участка подлежит разрешению в случае отсутствия соглашения между землепользователями смежных участков о границах таких земельных участков. При несогласии с установленными границами в ходе межевания, либо внесенными в реестр государственного кадастра недвижимости сведениями о границах того или иного земельного участка, границы земельного участка могут быть установлены в судебном порядке.
В настоящем случае такое основание отсутствует.
Так, из представленных стороной истца заключения кадастрового инженера, следует, что разногласия о границах спорного земельного участка между землепользователями отсутствуют, что так же подтверждается представленными сведениями о регистрации прав на смежные со спорным земельные участки.
Верность установленных кадастровым инженером границ земельного участка, расположенного под квартирами истцов, не оспаривается кем – либо.
Не оспариваются границы испрашиваемого истцом земельного участка и ответчиками, что следует как из содержания сообщения Департамента от 12.05.2020 исх. №02-19/4392, так и пояснений представителей ответчиков, данных в судебном заседании, согласно которым истцу не отказано в формировании земельного участка, а данный вопрос будет решен после утверждения проекта межевания территории, на которой расположен земельный участок истца.
Поскольку границы земельного участка установлены истцами без процедуры формирования земельного участка, доказательства соответствия границ проекту межевания, схемы расположения земельного участка не представлено.
Согласно разъяснению к ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 №119-Фз, изложенному в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Таким образом, истцам принадлежит лишь право на владение и пользование земельным участком, необходимым для его эксплуатации, а не установлению границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по фактическому землепользованию, в связи с чем требования истцов об установлении границ земельного участка удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дмитриевой В.М., Дмитриева В.В., несовершеннолетней Дмитриевой Ю.А. в лице законного представителя Дмитриевой И.В., Дмитриевой Т.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, комитету по формированию земельных участков о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес обезличен> выраженный в ответе от 12.05.2020 исх. №02-19/4392 и установлении границ земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Т.П. Родичева
Мотивированный текст решения суда изготовлен 07 августа 2020 г.
Верно
Судья Т.П.Родичева
Секретарь И.Н.Ильина