Дело № 3а-6/2020
УИД 21OS0000-01-2019-000073-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
при участии в судебном заседании представителей административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствовой М.Г., заинтересованного лица администрации г.Канаш Чувашской Республики Сладковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВегаСтрой» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
ООО «ВегаСтрой» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равной его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственно-хозяйственной деятельности, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 4 606 893 руб. 63 коп.
На основании отчета об оценке № от 17 декабря 2018 года, составленного ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, составляет 761 000 руб.
Ссылаясь на то, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, и, указывая на нарушение прав внесением в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости, несоответствующей его рыночной стоимости, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственно- хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 761 000 руб.
Представители административного истца ООО «ВегаСтрой», административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованных лиц Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствова М.Г. и заинтересованного лица администрации г.Канаш Чувашской Республики Сладкова С.Н. в судебном заседании удовлетворение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено, что ООО «ВегаСтрой» является собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года № 396 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, и внесены в кадастр недвижимости 1 января 2014 года.
По сведениям ЕГРН кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по состоянию на 1 января 2013 года составляет 4606 893 руб. 63 коп.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и статей 373, 388 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации. К числу оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 248 Кодекса относит недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в силу абзаца третьего пункта 5 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» судам следует учитывать, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 1 января 2013 года.
С настоящим иском ООО «ВегаСтрой» обратилось в суд 24 мая 2019 года, то есть с пропуском установленного статьей 245 КАС РФ срока.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
На момент обращения административного истца в суд в государственный кадастр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки.
В этой связи пропущенный административным истцом соответствующий пятилетний срок подлежит восстановлению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет от 17 декабря 2018 года №, составленный ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2013 года составляет 761 000 руб.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 15 октября 2019 года по ходатайству заинтересованного лица – администрации г.Канаш Чувашской Республики была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Эксперт Плюс».
Согласно заключению эксперта № от 27 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2013 составляет 937280, 00 рублей.
Таким образом, заключение ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы», и экспертное заключение ООО «Эксперт Плюс» содержат расхождение в части выводов о размере рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд в соответствии с положениями ст.82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы от 27 января 2020 года соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Судебная экспертиза назначена определением суда от 15 октября 2019 года в соответствии со статьей 77 КАС РФ, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами и, руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2013 года на основании результатов судебной экспертизы в размере 937280, 00 рублей. Указанная кадастровая стоимость подлежит применению до 31 декабря 2019 года, поскольку утверждены новые результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики с 01 января 2020 года.
Каких-либо объективных доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка в указанном размере, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к заключению судебной экспертизы, административными истцом и ответчиками, заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении повторной экспертизы или вызове в суд экспертов не заявлено.
В соответствии с абзацем 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в связи с обязательным досудебным порядком урегулирования спора, установленного для юридических лиц, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
На основании изложенного, суд считает необходимым указать дату подачи ООО «ВегаСтрой» заявления о пересмотре кадастровой стоимости, дату обращения с заявлением в комиссию – 19 декабря 2018 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «ВегаСтрой» процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2013 года в размере 937 280 (девятьсот тридцать семь тысяч двести восемьдесят) рублей на период до 31 декабря 2019 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Александрова
Мотивированное решение суда изготовлено 03 марта 2020 года.