ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2947/2020 (2а- 423/2020)
строка №.020 а
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам ФИО2 областного суда в составе:
председательствующего ФИО11
судей ФИО10, Сухова Ю.П.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сааида Нариман к ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> о признании незаконным решения от года об отказе в продлении срока временного убежища Сааида Нариман и несовершеннолетнему ребенку Мохаммад Яре, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от года о продлении срока временного убежища на территории РФ Сааида Нариман и несовершеннолетнему ребенку Мохаммад Яре, по апелляционной жалобе Сааида Нариман на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи ФИО10, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Сааиду Нариман (перевод осуществлял переводчик ООО ОЦ «Академ-класс» ФИО1), ее адвоката ФИО6, представителя ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> ФИО7, судебная коллегия
(судья ФИО8)
У С Т А Н О В И Л А:
Сааида Нариман обратилась в суд с иском о признании незаконным решения от года об отказе в продлении срока временного убежища Сааида Нариман и несовершеннолетнему ребенку Мохаммад Яре, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от года о продлении срока временного убежища на территории РФ Сааида Нариман и несовершеннолетнему ребенку Мохаммад Яре.
В обоснование иска указала, что она является гражданкой Сирийской Арабской Республики, опасаясь за свою жизнь и здоровье, в связи с боевыми действиями, она со своей семьей прибыла в РФ. года она обратилась в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ ей и ее несовершеннолетнему ребенку. Решением УМВД ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> от года л/д № Сааида Нариман и ФИО12 Было предоставлено временное убежище на территории РФ до года. года ФИО9 обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> с заявлением о продлении временного убежища на территории РФ. Решением УВМ ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> от года л/д № ФИО13 и ФИО12 было отказано в продлении временного убежища на территории РФ, это и послужило основанием для обращения в суд. Просит признать незаконным решение от года и обязать ответчика повторно рассмотреть заявление от года.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Сааида Нариман просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что Сааида Нариман, года рождения, и М., года рождения, являются гражданами Сирийской Арабской Республики.
года ФИО13, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО12, обратилась в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, в связи с тем, что на Родине им грозит опасность.
Решением УВМ ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> от года л/д № ФИО13 и несовершеннолетней МохаммадЯ. было предоставлено временное убежище на территории РФ на один год из гуманных соображений, в связи с наличием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах» от ДД.ММ.ГГГГ № в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №160-ФЗ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» и выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на декабря на территории РФ до года.
года ФИО13 обратилась в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> с заявлением о продлении временного убежища на территории РФ.
Решением УВМ ГУ МВД России по ФИО2 <адрес> от года л/д № ФИО13 и несовершеннолетней ФИО12 было отказано в продлении временного убежища на территории РФ в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 12 Федерального Закона «О беженцах» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории РФ определяется ФЗ «О беженцах» от ДД.ММ.ГГГГ
№.
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку Сааида Нариман свое правовое положение на территории России не урегулировала в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ
№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», путем оформления разрешения на временное проживание, а также не представила убедительных доказательств, свидетельствующих об угрозах опасности в связи с террористическими актами либо ввиду наличия политических убеждений, риска стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, наличия заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения, оснований для продления ей и ее несовершеннолетнему ребенку срока временного убежища на территории РФ у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Несогласие автора жалобы с принятым решением должностного лица, не свидетельствует о его незаконности и невозможности пребывания на территории Сирии, кроме того, как следует из материалов дела, в Сирийской Арабской Республике остались отец, мать, брат и три сестры. Существенных доказательств невозможности пребывания на территории Сирии, административным истцом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Ссылка в жалобе на возможность иметь одновременно разрешение на временное проживание и временное убежище, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку эти понятия с различными способами получения и правовыми последствиями.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Сааида Нариман - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии: