Судья Муравьева Е.А. 33а-1026/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.
при секретаре Дубровиной Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-1601/2020, УИД 44RS0001-01-2020-001107-54) по апелляционному представлению прокурора Жигулина Е.М., участвовавшего в рассмотрении дела, на решение Свердловского районного суда города Костромы от 20 марта 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Опекунова Владимира Николаевича.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим изменению по доводам апелляционного представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что Опекунов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, осужден приговором Макарьевского районного суда Костромской области от 24 января 2020 года по части 1 статьи 314.1 УК РФ к 5 месяцам лишения свободы, и отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области, начало срока – 04 февраля 2020 года, конец срока – 17 мая 2020 года. За период отбывания наказания Опекунов В.Н. взысканий и поощрений не имеет, характеризуется удовлетворительно. Ссылаясь на то, что преступление, за которое Опекунов В.Н. отбывает наказание, совершено им в период нахождения под административным надзором, просил установить за ним административный надзор на срок, установленный законодательством, с ограничениями: являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства; запретить выезд за установленные судом пределы территории.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 20 марта 2020 года в отношении Опекунова В.Н. установлен административный надзор на срок до погашения судимости (три года) по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 24 января 2020 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; на период административного надзора Опекунову В.Н. установлены административные ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные этим органом; запрета выезда за пределы территории муниципального образования Макарьевский район Костромской области; срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В апелляционном представлении участвовавший в административном деле прокурор Жигулин Е.Н. просит решение суда изменить, установить в отношении Опекунова В.Н. административный надзор на срок до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 11 февраля 2010 года. Указывает, что при определении срока административного надзора суд не учел положения статьи 3, части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которым при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора, в связи с чем неверно установил административный надзор по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 24 января 2020 года, срок погашении судимости по которому наступит ранее, чем по приговору того же суда от 11 февраля 2010 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, и не просивших о рассмотрении дела с их участием, приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регламентированы главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно статье 2 данного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (пункт 2); совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (пункт 4).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела усматривается, что приговором Макарьевского районного суда Костромской области от 11 февраля 2010 года (с учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от 01 апреля 2010 года) Опекунов В.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 139, частью 1 статьи 105 УК РФ, в соответствии с частью 3 статьи 69 УК РФ ему назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима со штрафом в размере 10 000 руб. Наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. постановлено исполнять самостоятельно.
Указанным приговором установлено, что преступление совершено Опекуновым В.Н. при особо опасном рецидиве преступлений.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 16 мая 2018 года в отношении Опекунова В.Н. установлен административный надзор сроком до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 11 февраля 2010 года с административным ограничением в виде явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Из мест лишения свободы, где отбывал наказание по вышеуказанному приговору суда, Опекунов В.Н. освобожден 28 сентября 2018 года. Судимость по данному приговору не снята и не погашена.
После освобождения из мест лишения свободы Опекунов В.Н. как лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в определенный администрацией исправительного учреждения срок не прибыл и не встал на учет в МО МВД России «Макарьевский».
Приговором Макарьевского районного суда Костромской области от 24 января 2020 года Опекунов В.Н. признан виновным в совершении преступления предусмотренного частью 1 статьи 314.1 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 5 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По данному приговору Опекунов В.Н. освободился из мест лишения свободы 17 мая 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор, установленный в отношении Опекунова В.Н. вышеназванным решением суда, в связи с его осуждением к лишению свободы и направлением к месту отбывания наказания прекращен.
Разрешая требования начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области, суд пришел к выводу о необходимости установления в отношении Опекунова В.Н. административного надзора.
Причин не согласиться с таким выводом суда судебная коллегия не усматривает, поскольку материалами дела подтверждено наличие предусмотренных законом оснований для установления в отношении Опекунова В.Н. административного надзора.
Административные ограничения, назначенные Опекунову В.Н., также соответствуют требованиям закона и с учетом обстоятельств данного дела чрезмерными не являются.
Вместе с тем судебная коллегия, признавая доводы апелляционного представления прокурора обоснованными, не может согласиться с выводом суда об установлении административного надзора на срок до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 24 января 2020 года.
Устанавливая срок административного надзора до погашения судимости по названному приговору суда, суд не учел разъяснения, содержащиеся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которым при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Приведенные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в отношении Опекунова В.Н. имеются два основания для установления административного надзора - по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 11 февраля 2010 года в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» как в отношении лица, имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве преступлений, и по приговору того же суда от 24 января 2020 года в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 названного Федерального закона как в отношении лица, осужденного к лишению свободы за совершение преступления в период нахождения под административным надзором.
Из мест лишения свободы по отбытии срока наказания по приговору суда от 24 января 2020 года Опекунов В.Н. освободился 15 мая 2020 года. Его судимость по этому приговору в силу положений пункта «в» части 3 статьи 86 УК РФ будет погашена по истечении трех лет после отбытия наказания, то есть 15 мая 2023 года.
Судимость по приговору суда от 11 февраля 2010 года с учетом положений пункта «д» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) будет погашена через 8 лет после отбытия наказания по этому приговору, то есть 28 сентября 2026 года.
Таким образом, административный надзор в отношении Опекунова В.Н. подлежал установлению на срок до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 11 февраля 2010 года.
В этой связи решение суда подлежит изменению, а административный надзор в отношении Опекунова В.Н. подлежит установлению на срок до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 11 февраля 2010 года, а не до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 24 января 2020 года, как указал суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 20 марта 2020 года изменить, административный надзор в отношении Опекунова Владимира Николаевича установить на срок до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 11 февраля 2010 года, а не до погашения судимости по приговору Макарьевского районного суда Костромской области от 24 января 2020 года, как указал суд первой инстанции.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: