Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-212/2013 ~ М-206/2013 от 24.05.2013

Дело 2-212/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2013 года посёлок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Нестеровой О.В.,

с участием представителя ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Мартыновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гомулькина М.В., в интересах которого по доверенности действует Пермяков В.А., к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Гомулькин М.В., в интересах которого по доверенности действует Пермяков В.А., обратился в суд с иском о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указывая, что истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик, не мотивируя свою позицию, отказал в изменении вида разрешенного использования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. истец повторно обратился в Администрацию района с аналогичным заявлением. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация района вновь отказала истцу в изменении вида разрешенного использования земельных участков. Истец не согласен с отказом ответчика. На основании изложенных в иске обстоятельств, ст. ст. 7, 77 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 1, 30, 36 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. ст. 254-255 ГПК РФ, Гомулькин М.В. просит признать незаконным отказ Администрации Пряжинского национального муниципального района в изменении вида разрешенного использования земельных участков, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ ., а также обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов истца путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и с «ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство».

В судебных заседаниях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Гомулькина М.В. – Пермяков В.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным иске основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ представителем истца Гомулькина М.В. – Пермяковым В.А., действующим на основании доверенности, подано ходатайство, в котором он увеличил исковые требования, просил также признать незаконным отказ Администрации Пряжинскго национального муниципального района в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и с «ведения личного подсобного хозяйства» на «дачное строительство», изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ , и от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебное заседание истец Гомулькин М.В. и его представитель по доверенности Пермяков В.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в адресованных суду заявлениях ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица – филиала ФГБУ ФКП Росреестра по РК в суд также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Мартынова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Гомулькина М.В. об изменении вида разрешенного использования принадлежащих истцу земельных участков, пояснив о необходимости сохранения их целевого использования в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (37 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 37 ЗК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.

В силу пункта 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи.

На основании заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.

Исходя из смысла ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ведение личного подсобного хозяйства предполагает производство сельскохозяйственной продукции. Такую же цель преследует использование земельного участка для ведения сельского хозяйства.

В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Вводного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гомулькин М.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в Пряжинском районе Республики Карелия, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права, выданными ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

Со слов представителя истца –Пермякова В.А., принадлежащие Гомулькину М.В. земельные участки находятся <адрес>. Согласно ст. 44 Правил землепользования и застройки территорий поселений Пряжинского национального муниципального района РК, территориальные зоны <адрес>, обозначенные кодом СХ1, относятся к сельскохозяйственным угодьям.

ДД.ММ.ГГГГ Гомулькин М.В. обратился в администрацию Пряжинского национального муниципального района РК с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и с установленного вида: "для ведения личного подсобного хозяйства" на испрашиваемый вид: "дачное строительство".

На основании ст. 13 Устава Пряжинского национального муниципального района и п.1.4 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории Пряжинского муниципального района, утвержденного решением У11 сессии 1 созыва Совета Пряжинского муниципального района от 27.03.2007г., на публичные слушания должны выносится, в том числе вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

ДД.ММ.ГГГГ прошли публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, в том числе по заявлению Гомулькина М.В.

Согласно представленному протоколу проведения вышеуказанных публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ единогласно (7 человек – «за», «против» - 0 человек, «воздержались» – 0 человек) было решено отказать, в том числе Гомулькину М.В., в изменении вида разрешенного использования земельных участков с «для ведения личного подсобного хозяйства" на "дачное строительство".

Рассмотрев протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ по изменению разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и , Главой Администрация Пряжинского национального муниципального района письмом от ДД.ММ.ГГГГ , принято решение об отказе Гомулькину М.В. в изменении разрешенного использования.

ДД.ММ.ГГГГ Гомулькиным М.В. в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района подано заявление, в котором он просил разъяснить причину отказа, принятого по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, в изменении разрешенного вид использования земельных участков.

В письме Главы Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что в соответствии с ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков, в связи с чем и было принято решение об отказе заявителю в изменении разрешенного вида использования земельных участков.

Поскольку законодательством не предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе жилого дома; изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам; следовательно, у Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и , принадлежащих Гомулькину М.В. При этом, суд считает, что процедура принятия оспариваемого решения органом местного самоуправления была соблюдена.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Гомулькина М.В.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий И.С. Кемпинен

    В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 23.07.2013г.

2-212/2013 ~ М-206/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гомулькин Михаил Владимирович
Ответчики
Администрация Пряжинского национального района
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по РК
Пермяков Виталий Александрович
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпинен И.С.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
24.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2013Передача материалов судье
29.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2013Судебное заседание
08.07.2013Судебное заседание
19.07.2013Судебное заседание
23.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2013Дело оформлено
11.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее