Решение по делу № 2а-209/2019 от 19.09.2019

дело № 3а-209/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 23 декабря 2019 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Обносовой М.В.,

при секретаре Мязиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-209/2019 по административному исковому заявлению ЗАО «Кнауф Гипс Баскунчак» к Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области, Администрации МО «поселок Баскунчак» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ЗАО «Кнауф Гипс Баскунчак» обратилось в суд с административным исковым заявлением к агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, в котором просит установить кадастровую стоимость (128077942,2 рублей) объекта недвижимости – земельного участка, площадью .... кв.м., с кадастровым номером категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для геологического изучения и последующей добычи гипсового камня, расположенного по <адрес> равной её рыночной стоимости в размере 36067000 рублей.

Административный истец указал, что земельный участок передан административному истцу в аренду на основании постановления Главы Администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» № 42 от 27 июня 2003 г.

Постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 07 декабря 2015 года № 18 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенных на территории Астраханской области» утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 128077942,2 рублей.

Административный истец не согласен с указанной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, считает её чрезмерно завышенной и не соответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются его права как плательщика арендной платы, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости №03/ОК/3-07-19 от 26 июля 2019 года, составленному оценщиком индивидуальным предпринимателем Демус В.А., рыночная стоимость земельного участка составила 36067000 рублей по состоянию на 01 января 2015 г.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 801 489 кв.м., с кадастровым номером категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для геологического изучения и последующей добычи гипсового камня, расположенного по <адрес> равной её рыночной стоимости в размере 36067000 рублей по состоянию на 01 января 2015 г.

В судебном заседании представитель административного истца Андреева Н.В. административные исковые требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, определенной судебной оценочной экспертизой.

Представители агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Анохин А.А., администрации Муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» Нестеренко Н.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения административного искового заявления и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью, установленной заключением оценочной экспертизы о рыночной стоимости земельного участка.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценщика Еременко В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Как следует из материалов дела, административный истец является арендатором земельного участка, площадью .... кв.м., с кадастровым номером категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для геологического изучения и последующей добычи гипсового камня, расположенного по <адрес> на основании договора аренды и дополнений к нему.

Постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 07 декабря 2015 года № 18 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенных на территории Астраханской области» утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 128077942,2 руб.

Оспаривая результаты кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 03/ОК/3-07-19 от 26 июля 2019 года, составленным оценщиком индивидуальным предпринимателем Демус В.А., о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 36067 000 рублей.

8 августа 2019 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области. По результатам рассмотрения заявления 4 сентября 2019 г. Комиссия вынесла решение, которым отклонила заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости, указав, что отчет об оценке не соответствует требованиям ст. 11 ФЗ – 1345 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а именно: требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Таким образом, в отчете об оценке имелись противоречия, связанные с объектами-аналогами, используемыми оценщиком при определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что поставило под сомнение обоснованность и достоверность сделанных выводов в рамках проведенной оценки, поскольку эти выводы не позволяли однозначно объективно определить стоимость объекта оценки.

Изложенные выше обстоятельства давали основания сомневаться в правильности определения рыночной стоимости земельного участка и определением суда от 11 ноября 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организации по проведению судебных экспертиз и иных исследований «Базис».

Общие требования к содержанию отчета установлены статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 №135-ФЗ, в соответствии с которой отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете (часть 3 статьи 11).

Федеральным стандартом оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 (далее-ФСО №7), при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик должен учитывать, что в качестве объектов - аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.

Согласно заключению № 354-19 судебной оценочной экспертизы от 11 декабря 2019 года рыночная стоимость земельного участка, площадью 801489 кв.м., с кадастровым номером категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для геологического изучения и последующей добычи гипсового камня, расположенного по <адрес> составила в размере 62187531, 51 руб. по состоянию на 01 января 2015 г.

Из представленного заключения следует, что каких – либо противоречий, связанных с объектами-аналогами, используемыми оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, не имеется. Совокупностью исследованных судом доказательств подтверждено присутствие в отчете документально обоснованной информации о соответствии действительности приведенных в отчете показателей, подтверждающих индивидуальные характеристики объектов-аналогов.

Анализ результатов проведенной экспертизы свидетельствует о том, что они соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611. Приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Из содержания заключения усматривается, что в нем приведено описание объекта исследования, его основные количественные и качественные характеристики. Эксперт Еременко В.В. в ходе судебного заседания поддержал заключение, указав, что для определения рыночной стоимости объекта исследования применен сравнительный подход. Эксперт отказался от применения в данном случае затратного подхода и доходного подходов.

Оценивая результаты экспертизы, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта зксперт - оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; его заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Таким образом, ставить указанное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Выводы оценщика основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, его выводы сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объектов оценки.

В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения оценки; основания её проведения; сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы), которому поручено проведение экспертизы; объекты исследований, описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.

На основании изложенного суд считает возможным принять заключение по результатам проведенной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу.

Таким образом, суд считает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, площадью .... кв.м., с кадастровым номером категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для геологического изучения и последующей добычи гипсового камня, расположенного по <адрес> равной ее рыночной стоимости в размере 62187531, 51 руб. по состоянию на 01 января 2015 г.

Положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 29 июля 2017 года) предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости является 8 августа 2019 года, исходя из чего установленная кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2019 года до даты утверждения новой кадастровой оценки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью .... кв.м., с кадастровым номером категории – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для геологического изучения и последующей добычи гипсового камня, расположенного по <адрес> равной ее рыночной стоимости в размере 62187531,51 рублей по состоянию на 01 января 2015 г., на период с 01 января 2019 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 8 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

2а-209/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ЗАО "Кнауф Гипс Баскунчак"
Ответчики
ФГБУ"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии"в лице филиала ФГБУ"ФКП Росреестра" по АО
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области
Другие
Андреева Наталья Владимировна
АМО"пос.Нижний Баскунчак"
АМО"Ахтубинский район"
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Обносова Марина Витальевна
Дело на странице суда
oblsud.ast.sudrf.ru
19.09.2019Регистрация административного искового заявления
19.09.2019Передача материалов судье
23.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2019Подготовка дела (собеседование)
22.08.2020Регистрация административного искового заявления
22.08.2020Передача материалов судье
22.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2020Подготовка дела (собеседование)
22.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2020Судебное заседание
22.08.2020Судебное заседание
17.12.2019Производство по делу возобновлено
17.12.2019Судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее