Судья Рафтопуло Г.Е. № 11-20/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 июня 2020 года п. Тарасовский Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области под председательством судьи Шаповаловой С.В., при секретаре судебного заседания Могилевской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную Сотникова Анатолия Михайловича на решение мирового судьи судебного участка № 6 Миллеровского судебного района Ростовской области от 19.03.2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Мировым судьёй судебного участка № 6 Миллеровского судебного района Ростовской области 19.03.2020 года вынесено решение о взыскании с Сотникова А.М. в пользу ООО «ЭКОСЕРВИС» в счёт погашения задолженности за оказанные услуги по обращению ТБО за период с января 2019 года по октябрь 2019 года в сумме 3651 рубль 68 копеек, неустойки (пени) в размере 102 рубля 38 копеек за период с января 2019 года по октябрь 2019 года, а также взысканы понесённые расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей ипочтовые расходы в размере 201 рубль 86 копеек.
Не согласившись с данным решением, 24.04.2020 года Сотников А.М. подал апелляционную жалобу, а также дополнения к апелляционной жалобе, в которых просил решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ООО «ЭКОСЕРВИС» отказать в полном объёме.
13.05.2020 года от ООО «ЭКОСЕРВИС» поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых оно просит решение мирового судьи от 19.03.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сотникова А.М. без удовлетворения. Указано на то, что ООО «ЭКОСЕРВИС» оказывало Сотникову А.М. услугу по обращению с ТКО согласно графику из мест (площадок) накопления ТКО, определённых администрацией. Действующим законодательством предусмотрена обязанность собственников жилых помещений заключить договор на обращение с ТКО, отказ от коммунальной услуги не предусмотрен. Расчёт задолженности произведён в соответствии с утверждёнными тарифами. Услуга оказана в зоне деятельности истца.
Стороны в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении жалобы в их отсутствие, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, пришёл к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участника процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, суд второй инстанции оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГП РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В соответствии с абз. 2 ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы суда первой инстанции о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.ст. 3,7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несёт также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Федеральным законом от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», ст. 30 ЖК РФ дополнена частью 5, согласно которой, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.
Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности. В соответствии с пунктом 4 данной статьи, собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Пункт 1 статьи 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признаётся заключённым в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта. Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признаётся офертой (публичная оферта). В ст. 438 ГК РФ установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признаётся договор, заключённый лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. В соответствии с ч. 4 ст. 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Согласно ч. 1 ч. 9 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Пунктом 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судом первой инстанции установлено, что Сотников А.М. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ответчик, в нарушение требований федерального законодательства не оплачивает услуги по вывозу твёрдых коммунальных отходов, в том числе, за период с января 2019 года по октябрь 2019 года.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО был размещён в открытом доступе в газете Ростовской области «Наше время» №№2-36 (24608-24642) 10.01.2019 года, аналогичная информация была размещена на сайте ООО «ЭКОСЕРВИС» экосервис61.рф, в качестве публичной оферты, в соответствии с которой исполнитель обязуется осуществлять вывоз твёрдых коммунальных отходов по графику с мест загрузки спецтранспортом и с мест установки контейнеров, а потребитель обязуется оплачивать предоставленные услуги.
Спорный в рамках настоящего дела договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 года № 85/124, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЭКОСЕРВИС» в зоне деятельности Миллеровского МЭОК с 01.01.2019 года по 20.06.2019 года в размере 492 рубля 40 копеек за 1 куб.м. (без учёта НДС), 590 рублей 88 копеек за 1 куб.м. (с учётом НДС), с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года в размере 492 рубля 40 копеек за 1 куб.м. (без учёта НДС), 590 рублей 88 копеек за 1 куб.м. (с учётом НДС). Расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО, которые утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 года № 2, ежемесячная плата за услугу регионального оператора с учётом нормативов для жителей частных домов составляет 91 рубль 59 копеек.
Разрешая спор мировой судья, руководствуясь положениями ст. 209, 309 ГК РФ, 153 - 161 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, пришёл к выводу, что договор на утилизацию относится к договорам возмездного оказания услуг и является публичным договором, образование ТБО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а ООО «ЭКОСЕРВИС» является единственной организацией, осуществляющей утилизацию и вывоз отходов. Оснований для освобождения ответчика от оплаты сбора, вывоза и утилизации твёрдых бытовых отходов, не установлено.
Доводы ответчика о том, что утилизацию бытовых отходов он осуществляет самостоятельно не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку данные действия не могут свидетельствовать о систематической утилизации ответчиком бытовых отходов, включая отходы в виде пластика, в соответствии с установленными правилами для их утилизации, с учётом вышеприведенных положений закона.
Учитывая, что фактически ООО «ЭКОСЕРВИС» оказывало услуги и несло расходы по обслуживанию домовладения ответчика, а ответчик принимал услуги (обратное не доказано), то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ, следовательно оснований для признания договора незаключённым в данном случае не имелось.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой услугой по вывозу ТКО, предоставляемой истцом. Поскольку судом установлено, что указанный истец оказывал услуги по вывозу коммунальных отходов, а ответчик принимал услуги (обратное не доказано), то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора. Иного ответчиком не доказано.
В действиях истца не усматривается нарушений норм действующего законодательства и ущемления прав и законных интересов гражданина, являющегося собственником твёрдых бытовых отходов и потребителем данного вида услуги.
Факт неоказания данной услуги ответчику в суде первой инстанции не доказан. Сбор и транспортировка твёрдых коммунальных отходов жителей п. Тарасовский Тарасовского района Ростовской области осуществляется автомобилями ООО «ЭКОСЕРВИС», оборудованными спутниковой системой навигации. В связи с тем, что вывоз мусора за спорный период с контейнерной площадки, место нахождение которой определено органом местного самоуправления, осуществлялся регулярно, что не оспаривалось ответчиком, выводы об оказании в спорный период услуги собственнику данного дома правомерны. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий ООО «ЭКОСЕРВИС» по начислению платы за не оказанную услугу, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов с контейнерных площадок, закреплённых для частных домов по месту проживания ответчика, региональным оператором ООО «ЭКОСЕРВИС» осуществлялся, данная услуга была оказана.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «ЭКОСЕРВИС» не были организованы надлежащим образом места сбора мусора для жителей улицы Набережная, не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку ООО «ЭКОСЕРВИС», являющееся региональным оператором, не наделено полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твёрдых бытовых отходов. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.
Региональный оператор ООО «ЭКОСЕРВИС» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами путём размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средстве массовой информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641» утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами
Согласно пункту 8 (11) указанного Постановления № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части не противоречащей законодательству Российской Федерации. В пункте 8 (12) Постановления № 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключённым на условиях типового договора. Исходя из того, что данный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными ст. 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждённой Постановлением № 1156, что следует из п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, а ответчик не исполнил императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым с ответчиком на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил № 1156.
Таким образом, совершение ответчиком действий по фактическому потреблению коммунальных услуг свидетельствует о заключении между сторонами вышеназванного договора.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к выражению несогласия с произведёнными судом первой инстанции применением действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств. Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, и могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения суда. Разрешая заявленные требования, мировой судья правильно определила юридически значимые обстоятельства дела, применила закон, подлежащий применению, дала надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам. В мотивировочной части решения суд подробно проанализировал представленные сторонами доказательства, дал надлежащую оценку их доводам в обоснование заявленных требований и возражений и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Несогласие с данной судом оценкой представленных сторонами доказательств не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его отмене.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 6 Миллеровского судебного района Ростовской области от 19.03.2020 года по гражданскому делу по иску ООО «ЭКОСЕРВИС к Сотникову Анатолию Михайловичу о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами, оставить без изменения, апелляционную жалобу Сотникова А.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья С.В.Шаповалова
Мотивированное определение составлено 11.06.2020 года