РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2012 года г. Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. при секретаре Сластихиной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Никифоровой Г.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Лесосибирская городская больница № 2» о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, перерасчете заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах Никифоровой Г.В., мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 01.06.2011г.) «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц. С учётом положения статьи 315 ТК РФ, заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, с 01.06.2011г. должна быть не ниже 8299,8 рублей в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Никифорова Г.В. работает в должности <данные изъяты> МБУЗ «ЛЦГБ № 2», начисления по заработной плате на ставку с учётом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, составляют № руб. Таким образом, заработная плата Никифоровой Г.В. установлена ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ.
Просит возложить на ответчика обязанность установить заработную плату Никифоровой Г.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, а также возложить обязанность произвести перерасчёт заработной платы Никифоровой Г.В. с 01 февраля 2012 года путём начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Богданова М.В. настаивает на заявленных требованиях.
Истец Никифорова Г.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно заявлению исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика МБУЗ «ЛЦГБ № 2» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, Федеральный закон от 20.04.2007 №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации признал утратившим силу части 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальной, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, согласно действующим нормам трудового законодательства в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (за работу в ночное время, при совмещении профессий, работу в особых климатических условиях). В связи с этим, при определении доплаты размер минимальной заработной платы сравнивается с заработной платой работника, в состав которой включаются все виды выплат, входящие в состав заработной платы в соответствии с трудовым договором. С 01 сентября 2007 нормы трудового законодательства стали толковаться как освобождающие работодателей от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. Правомерность этого вывода подтверждается позицией ВС РФ. Так как ч. 2 ст. 129 ТК РФ отменили, то в МРОТ можно включать компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Размер минимального размера оплаты труда составляет 4611 руб., месячная заработная плата не должна быть ниже установленного МРОТ. ТК РФ прямо не содержит обязанность правоприменителя включать компенсационные выплаты в минимальный размер оплаты труда. Просит применить срок исковой давности по перерасчету заработной платы.
Представитель третьего лица Лесосибирского городского Совета депутатов Петров А.С. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку с 01 сентября 2007 года нормы трудового законодательства стали толковаться как освобождающие работодателей от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. Так как ч. 2 ст. 129 ТК РФ отменили, то в МРОТ можно включать компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Размер минимального размера оплаты труда составляет 4611 руб., месячная заработная плата не должна быть ниже установленного МРОТ.
Представитель третьего лица Администрации г.Лесосибирска в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Отзыв представителя администрации г.Лесосибирска аналогичен отзыву представителя Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории края, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории края, а также решения иных задач, установленных законодательством. В соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ, финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенных между территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории края. В соответствии с данным договором территориальный фонд по заявке страховой медицинской организации предоставляет ей целевые денежные средства на оплату медицинской помощи, исходя из количества застрахованных в данной организации лиц (ст. 38 Федерального закона № 326-ФЗ). Оплата медицинской помощи во исполнение данного договора производится по договору на оказание и оплату медицинской помощи гражданам по обязательному медицинскому страхованию, заключаемому между медицинской организацией и страховой медицинской организации Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Территориальный фонд в рамках предоставленных ему полномочий согласно Федеральному закону № 326-ФЗ, Закону края № 12-5833, иных нормативных правовых актов, осуществляет контроль использования средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Начисление и выплату заработной платы медицинские организации осуществляют самостоятельно, без какого-либо участия или согласования с территориальным фондом. Бюджет территориального фонда утвержден Законом Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6642 «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», в соответствии с которым определена структура доходов и расходов бюджета территориального фонда, в том числе объем средств, направляемых на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2012 год. Территориальный фонд не вправе осуществлять финансирование сверх объемов, предусмотренных бюджетом. Кроме того, спор между истцом и МБУЗ «Лесосибирская ГБ №2» возник из трудовых правоотношений. Территориальный фонд не является ни работодателем истца, ни учредителем МБУЗ «Лесосибирская ГБ №2» и, следовательно, судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения данного дела, не может повлиять на права и законные интересы территориального фонда по отношению к одной из сторон.
С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Никифорова Г.В. работает в МБУЗ «ЛЦГБ № 2» с ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время (л.д. 14-18).
В феврале 2012 года истцу начислена заработная плата в размере № рублей с учетом надбавок, районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 6).
В марте 2012 года истцу начислена заработная плата в размере № рублей с учетом надбавок, районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 7).
В апреле 2012 года истцу начислена заработная плата в размере № рублей с учетом надбавок, районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 8).
В мае 2012 года истцу начислена заработная плата в размере № рублей (при неполной отработанной норме рабочего времени за месяц) с учетом надбавок, районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 9).
Без учета районного коэффициента и северной надбавки Никифоровой Г.В. начислена заработная плата за февраль 2012 года в размере № руб., за март 2012 г. в размере № руб., за апрель 2012 года в размере № рублей, за май 2012 года в размере № рублей (л.д. 6-9).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Никифорова Г.В. имеет право на получение заработной платы с применением районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу требований статьи 2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
На основании статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
По правилам статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из изложенных норм трудового законодательства следует, что система оплаты труда, существующая в учреждении, должна гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Статьей 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц.
В судебном заседании установлено, что заработная плата Никифоровой Г.В. без учета районного коэффициента и северной надбавки меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда.
В связи с чем суд считает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить размер заработной платы истцу без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, заявлены обоснованно.
Вместе с тем, требование прокурора о перерасчете заработной платы с 01 февраля 2012 года подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В судебном заседании установлено, что истцу ежемесячно выдавались расчетные листки с указанием тарифной ставки, районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата выплачивалась без задержек, таким образом, истицу было известно о размере вознаграждения за труд, она имела реальную возможность определить, в полном ли объеме выплачивается заработная плата, соответствует ли она МРОТ. Материалами дела подтверждается, что Никифорова Г.В. 18 июня 2012 года обратилась к прокурору с заявлением об обращении в ее интересах с иском в суд (л.д. 5).
Учитывая, что в суд с иском прокурор в интересах истца обратился 10 августа 2012 года, за отработанный месяц заработная плата выплачивается в следующем месяце, суд находит, что прокурором пропущен срок обращения за разрешением трудового спора в суд за февраль, март 2012 года, (заработная плата за февраль 2012 года выплачена истцу в марте 2012 года, за март в апреле 2012 года).
Доказательств наличия каких-либо уважительных причин, препятствующих истцу и прокурору своевременно обратиться в суд для разрешения данного спора, суду с учетом правил статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Обращение истца к прокурору г. Лесосибирска, по мнению суда, не является основанием для восстановления срока обращения за разрешением трудового спора в суд.
Таким образом, требования прокурора о перерасчете заработной платы истца подлежат удовлетворению за период с апреля 2012 года.
В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, статьи 50, п. 2 статьи 61.1 и п.
2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты
которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от
уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых
требований в доход местного бюджета.
Удовлетворены два неимущественных требования истца. В соответствии с положениями п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взысканию подлежит государственная пошлина в размере 400 руб. из расчета: 200 руб. х 2.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Никифоровой Г.В. удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лесосибирская городская больница № 2» установить размер заработной платы Никифоровой Г.В. на одну ставку не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лесосибирская городская больница № 2» произвести перерасчет с 01 апреля 2012 года заработной платы Никифоровой Г.В. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
В удовлетворении остальной части иска прокурору г. Лесосибирска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская городская больница № 2» в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Т.А. Бурмакина.
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2012 года