РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2016 года с. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.
секретаре Ермакове А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2 а - 239/2016 по административному иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Среднебельского сельсовета о признании бездействия по организации сбора твердых коммунальных отходов, - незаконным, и возложении обязанности устранить допущенные недостатки,
УСТАНОВИЛ:
Амурский межрайонный природоохранный прокурор Абросимов А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным иском, указывая в нем следующее:
Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено следующее.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Муниципальное образование Среднебельский сельсовет, как указано в ч. 15 ст. 2 Закона Амурской области от 16.02.2005 № 440-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ивановского района и муниципальных образований в его составе», наделено статусом сельского поселения.
В сфере обращения с отходами полномочия органов местного самоуправления сельского поселения включают в себя участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 № 413- ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области»).
Как показала проверка, названные полномочия администрацией Среднебельского сельсовета реализованы ненадлежащим образом.
Так, муниципальное образование Среднебельский сельсовет на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым №, категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - свалка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
Свалка является местонахождением отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст).
Отходы, размещаемые на указанной свалке, хранятся постоянно, то есть фактически на земельном участке с кадастровым № производится захоронение отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве одного из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами названа охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3). В этой связи названный Закон устанавливает определенные требования к объектам, на которых производится захоронение отходов.
Свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов, о чем указано в письме Росприроднадзора от 16.12.2013 № ВК-03-03-36/18858 «О разъяснении норм законодательства по лицензированию». Соответственно, при захоронении отходов на территории Среднебельского сельсовета не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды. Допущенное администрацией Среднебельского сельсовета бездействие по решению вопросов местного значения приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды).
По причине несоответствия свалки отходов Среднебельского сельсовета предъявляемым к объектам размещения отходов требованиям, Росприроднадзором принято решение об ее исключении из государственного реестра объектов размещения отходов с 01.08.2014 (п. 63 в приложении к информации управления Росприроднадзора по Амурской области от 15.08.2014 № 08-14- 3044), что на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» привело к невозможности размещения отходов на этой свалке.
В результате указанный объект приобрел статус несанкционированной свалки ТБО, которая не является объектом размещения отходов. Действующим законодательством (например, ч. 5 ст. 13 Закона Амурской области от 08.12.2003 № 271- ОЗ «Об отходах производства и потребления в Амурской области») предусмотрен запрет на размещение отходов на несанкционированных свалках.
Не смотря на данное обстоятельство мер, направленных на приведение свалки отходов на земельном участке с кадастровым № в соответствие действующему законодательству, администрацией Среднебельского сельсовета в с. Среднебелое не принималось.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор отходов предполагает их прием или поступление от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В качестве объектов, где допускается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, являются места (площадки), обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», определение понятия «накопление отходов»).
Требования к временному складированию отходов определены «Сан- ПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН). В частности, в п. 3.2 СанПиН предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Для временного складирования отходов на открытой площадке надлежит соблюдать следующие условия, которые установлены п. 3.7 СанПиН: открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Настоящая проверка показала, что в нарушение вышеприведенных требований отходы складируются непосредственно на земле в условиях воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обваловка площадки.
Кроме того, свалка отходов находится на земельном участке, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения не позволяет осуществлять на нем деятельность, связанную с обращением с отходами. Так, в силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Под сельскохозяйственным производством, как определено в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Между тем, «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утвержден постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) и «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454 - ст) в разделах «А. Продукция и услуги сельского хозяйства, охоты и лесоводства» и «А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» соответственно не относят деятельность по обращению с отходами к сельскохозяйственному производству.
В настоящее время в связи с нахождением свалки отходов на не предусмотренном для захоронения отходов земельном участке использование населением Среднебельского сельсовета этой свалки, в т.ч. для временного складирования отходов является незаконным.
Для перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую временное складирование отходов на земельном участке (в данном случае - в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения) администрации Среднебельского сельсовета в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлением губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 «О содержании ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации» необходимо обратиться в министерство имущественных отношений Амурской области с ходатайством о переводе земельного участка из одной категорию в другую и необходимыми документами.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку бездействием администрации муниципального образования Среднебельский сельсовет по организации сбора твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым №, изменению категории этого земельного участка нарушается право неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов сельского поселения на благоприятную окружающую среду, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, 218 КАС РФ, административный истец заявил следующие требования:
- признать бездействие администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования, - незаконным.
- возложить на администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области обязанность в срок не позднее 01.07.2017: обратиться в порядке, предусмотренном постановлением Губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 «О содержании ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации», в министерство имущественных отношений Амурской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 28:14:010332:10 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; и организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 28:14:010332:10 путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.
В ходе судебного заседания представитель административного истца – заместитель прокурора Ивановского района Колесников Е.А. на удовлетворении иска настаивал.
От представителя административного ответчика – и.о. главы администрации Среднебельского сельсовета – Олейниковой И.А., действующей на основании решения Среднебельского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области № 142 от 29.01.2016, поступило заявление о признании административного иска в полном объеме, с указанием на известность положений, предусмотренных ст. 157 КАС РФ, и проведении судебного заседания в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Амурской области – Горячев В.Г. просил судебное заседание провести в отсутствие представителя Роспотребнадзора по Амурской области, представитель заинтересованного лица - Управления Росприроднадзора по Амурской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, отзыв на административный иск не предоставил.
Поскольку оснований, влекущих отложение судебного заседания, судом не установлено, судебное заседание проведено в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованных лиц.
Учитывая, что признание представителем административного ответчика иска Амурского межрайонного природоохранного прокурора не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным его принять и вынести решение об удовлетворении иска без исследования доказательств по делу.
Судебных расходов по делу не установлено, поскольку и административный истец, и административный ответчик, в силу закона, от уплаты государственной пошлины освобождены.
При этом, суд считает необходимым отметить, что административный иск Амурским межрайонным природоохранным прокурором подан с соблюдением срока, предусмотренного ч.1 ст. 219 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 157, ст. 173, 177 -180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Принять признание административного иска, поданного Амурским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, со стороны представителя административного ответчика – Олейниковой Ирины Александровны.
Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области по организации сбора и транспортирования отходов путем организации перевода земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, оборудования площадки для временного складирования отходов в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующего транспортирования, - незаконным.
Возложить на администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области обязанность в срок не позднее 01.07.2017:
- обратиться в порядке, предусмотренном постановлением Губернатора Амурской области от 24.08.2005 № 485 «О содержании ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации», в министерство имущественных отношений Амурской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- организовать сбор твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым № путем оборудования площадки для временного складирования отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в соответствии с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, и их последующее транспортирование.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья: Скобликова Н.Г.