№ 2-72/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2015 года г.Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Степаненко С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононов Ю.Н. к СПСА- филиал СПб ГПС МЧС России,ФГБОУ ВПО ГО и ЧСо взыскании задолженности по заработной плате,компенсации неиспользованного отпуска, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кононов Ю.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Сибирской пожарно-спасательной академии филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника группы - старшего инспектора группы материально-технического обеспечения Сибирского филиала Санкт Петербургского университета ГПС МЧС России (приказ У ГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ год №...) с откомандированием в распоряжение начальника Санкт-Петербургского университет ГПС МЧС России (приказ СРЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника группы - старшего инспектора группы квартирно-эксплуатационного обеспечения Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (приказ СПб У ГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя (за счет должности старшего преподавателя) кафедры общепрофессиональных дисциплин Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (приказ СПб У ГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (приказ СПб УГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. №...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника группы- старшего инспектора группы квартирно-эксплуатационного обеспечения Сибирского института пожарной безопасности - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (приказ СПб УГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. №...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора группы квартирно-эксплуатационного обеспечения Сибирского института пожарной безопасности - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (приказы СПб УГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. №... и от ДД.ММ.ГГГГ. №...); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора группы квартирно-эксплуатационного обеспечения Сибирской пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (приказ ФГБОУ ВПО СПб У ГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ года№...). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №... он уволен на основании п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста).
В период его службы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем были допущены нарушения его законных прав и интересов.
Так, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ неблагоприятные факторы должны быть компенсированы, в том числе, специальным коэффициентом к заработной плате.Однако,в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком производилось начисление и выдача ежемесячного денежного довольствия истца с применением районного коэффициента, равного (...) вместо установленного (...)задолженность по выплате районного коэффициента за данный период (...) рубля.Также, ежегодный оплачиваемый отпуск за ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен истцу без учета дополнительных (...) календарных дней за стаж службы, предусмотренных ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел, и при увольнении истцу не выплачена соответствующая денежная компенсация в размере (...) руб. При увольнении окончательный расчет – полагающиеся (...) окладов он получил несвоевременно – ДД.ММ.ГГГГ года.Кроме того, в период службы не был полностью обеспечен обмундированием, соответствующая денежная компенсация не выплачена ему при увольнении; что подтверждено ответчиком, выдавшим справку на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества на сумму (...) рублей, с которой истец согласен.
Истец (с учетом уточнения исковых требований) просит взыскать с ответчика:
-задолженность по денежному довольствию, возникшую в связи с неверно начисленным районным коэффициентом за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в сумме (...) рубля и проценты (денежную компенсацию) за нарушение сроков причитающих выплат в размере (...) рублей,
- задолженность по денежному довольствию, возникшую в связи с неначислением процентной надбавки за прохождение службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в размере (...) рублей и проценты (денежную компенсацию) за нарушение сроков причитающих выплат в размере (...) рубль (...) копеек,
- денежную компенсацию неиспользованного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве (...) календарных дней за ДД.ММ.ГГГГ в (...) рублей и компенсацию за нарушение сроков причитающихся выплат в размере (...) рубля,
- денежную компенсацию за не предоставленный дополнительно оплачиваемый отпуск за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях Севера в количестве (...) календарных дней ежегодно, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (...) рублей, в том числе, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме (...) рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме (...) рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме (...) рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме (...) рублей, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме (...) рубля, за ДД.ММ.ГГГГ в сумме (...) рублей; а также компенсацию за нарушение сроков причитающихся выплат в размере (...) рублей,
- денежную компенсацию за невыданное в период службы вещевое обмундирование в (...) рублей, а также проценты (денежную компенсацию) за нарушение сроков причитающихся выплат в размере (...) рублей,
- проценты (денежную компенсацию) за нарушение сроков денежного расчета при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (...) рублей,
- компенсацию морального вреда в размере (...) рублей.
В ходе судебного разбирательства истец Кононов Ю.Н. и его представитель Александрова Н.В. (полномочия по доверенности) поддержали исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. В последнее судебное заседание истец не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Александрова Н.В. поддержала уточненные исковые требования, просит удовлетворить их, пояснив, что до настоящего времени спор с ответчиком не разрешен.
Представители ответчика Чернушевич Д.В. и Казаковцева Т.С. (полномочия по доверенностям у каждого) иск признали частично, подтвердив невыплату денежной компенсации за обмундирование истцу при увольнении, сославшись на отсутствие денежных средств у ответчика, получающего финансирование из средств федерального бюджета. В остальной части полагают требования необоснованными и незаконными, также просят применить срок исковой давности к заявленным требованиям.
Выслушав стороны,исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, за вознаграждение на труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.
Статьей 2 ТК РФ устанавливается принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.
Согласно ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в срок установленный в соответствии с настоящим Кодексом коллективным договором правилами внутреннего трудового распорядка трудового договора (ст. 22 ТК РФ).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ).
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правоохранительная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации.
С учетом особого правового статуса сотрудников системы органов Государственной противопожарной службы МЧС России, обусловленного спецификой службы, отношения, связанные с прохождением службы, регулируются специальными федеральными законами - от ДД.ММ.ГГГГ №... "О пожарной безопасности" и от ДД.ММ.ГГГГ №... "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отДД.ММ.ГГГГ №... "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №..., Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе МЧС России, утвержденной приказом МЧС России №... от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 3 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2).
В соответствии с абзацем пятым части третьей статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Федеральная противопожарная служба включает в себя пожарно-технические, научные и образовательные организации судебно-экспертные учреждения.
Согласно статье 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В силу части третьей статьи 7 указанного Федерального закона "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих Федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях, в том числе, лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
То есть, законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в системе органов Государственной противопожарной службы МЧС России, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
В соответствии со ст. 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992г. №4202-1, правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).
Прекращение службы в органах внутренних дел регулируется главой VII Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения.
В силу части второй статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному в пункте "б" настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.
Согласно пункту "а" части второй статьи 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания подполковников внутренней службы, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения возраста 45 лет.
Материалами дела установлено, что стороны –ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России и Кононов Ю.Н. состояли в трудовых отношениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Уставу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденному приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. №..., данное образовательное учреждение входит в систему МЧС России и является юридическим лицом, вправе от своего имени заключать договоры, контракты, соглашения, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, совершать сделки в соответствии с законодательством РФ, соответствующие целям деятельности учреждения (п. 1.8, 1.9).
Приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №... в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ создан Сибирский филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Приказом Министра РО по делам ГО, ЧС и ЛПСБ №... с ДД.ММ.ГГГГ Сибирский филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России переименован в Сибирский институт пожарной безопасности - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №... Сибирский институт пожарной безопасности - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России переименован в Сибирскую пожарно-спасательную академию - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Согласно Положению о Сибирской пожарно-спасательной академии - филиале Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №...), организационно-методическое руководство деятельностью Академии осуществляет Университет (п.1.6). Академия не является юридическим лицом, может осуществлять по доверенности Университета полностью или частично правомочия юридического лица (п.1.7). Академия финансируется по утверждаемым начальником Университета планам финансово-хозяйственной деятельности, открывает лицевые счета в отделениях Федерального казначейства (п.1.12). Академия от имени Университета в пределах своих полномочий и по доверенности, выданной Университетом, приобретает имущественные и неимущественные права, самостоятельно представляет интересы Университета в судах общей юрисдикции, в том числе апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (п. 1.3).
По материалам дела, на основании приказа начальника Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы от ДД.ММ.ГГГГ №... майор внутренней службы Кононов Ю.Н., прибывший из Сибирского регионального центра МЧС России, назначен на должность начальника группы – старшего инспектора группы материально-технического обеспечения Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ, по контракту сроком (...) лет, с должностным окладом (...) рублей, с ежемесячной надбавкой за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере (...)
После чего, истец назначался на должности: - преподавателя кафедры общепрофессиональных дисциплин Сибирского филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ., с должностным окла<адрес> рублей, с ежемесячной надбавкой за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере (...) (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №...). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №...); - начальника группы квартирно-эксплуатационного обеспечения –старшего инспектора с ДД.ММ.ГГГГ., с должностным окладом (...) рубля, с ежемесячной надбавкой за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере (...) (приказы от ДД.ММ.ГГГГ. №..., от ДД.ММ.ГГГГ. №...). В 2010 году присвоено очередное специальное звание – подполковник внутренней службы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №...).
Уволен ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника университета от ДД.ММ.ГГГГ №... в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по п. «б» ч. 1 ст. 58 (по достижении предельного возраста) с должности инспектора группы квартирно-эксплуатационного обеспечения Сибирской пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (<адрес>) (должность была связана с обеспечением деятельностиГПС), с выслугой лет по состоянию на день увольнения: в календарном исчислении – ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении – ДД.ММ.ГГГГ; выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составила ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что истец, подполковник внутренней службы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уволен из Государственной противопожарной службы по достижении предельного возраста. Основания и порядок увольнения истец не оспаривает.
При указанных обстоятельствахнадлежащим ответчиком по делу является ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, заключивший с истцом трудовой договор, определившийпорядок назначения и увольнения истца.
1)Истец просит взыскать невыплаченные ему ответчиком суммы районного коэффициента в связи с неверно начисленным районным коэффициентом за период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и северной надбавки за период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет понятие должностного оклада, согласно которому оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу статьи 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Действующим трудовым законодательством предусмотрено, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе районный коэффициент, в смысле статьи 129 Трудового кодекса РФ являются элементами заработной платы, его составной частью.
Согласно ст. 315 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 ТК РФ, ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 ст. 10 указанного Закона РФ заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме. Районный коэффициент начисляется на всю сумму выплачиваемой заработной платы.
В силу статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего СССР, постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. ст. 148, 315 - 317 ТК ТФ в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и порядок его применения устанавливается Правительством РФ, в то же время органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащихпредприятий, организаций и учреждений, расположенных в <адрес> и <адрес>, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения" был утвержден районный коэффициент в размере (...) к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в <адрес> и <адрес>, для которых этот коэффициент не был установлен.
Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах <адрес> и <адрес>» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в южных районах <адрес>, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе <адрес> (<адрес>).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Принятым в его исполнение постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
В данном случае, поскольку возникшие отношения регулируются специальным законодательством, в данном случае следует применять положения Федеральногозакона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ (вступившего в силу с 01 января 2013 года) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, которое является основным средством материального обеспечения сотрудников и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей и состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (части 1 и 3 статьи 2).
Данная норма определяет в качестве дополнительных выплат районные коэффициенты и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Во исполнение положений данного Федерального закона издан Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №... "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
Между тем, статья 2 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ и пункты 65, 66, 73, 74 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №... не учитывают денежную компенсацию для применения районных коэффициентов в составе денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в районах <адрес>, приравненных к ним местностях, и предписывают, что порядок применения и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (части 15 и 16).
Положение о том, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пособий лицам, проживающим в районах <адрес> и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации, содержит и часть первая статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществи таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237, также не предусматривают начисление районных коэффициентов на выплаты, которые не учитываются в составе денежного довольствия.
Сотрудники ГПС МЧС России, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава внутренней службы, к категории которых относится истец, проходят федеральную государственную службу; в соответствии с Федеральным законом№ 283-ФЗ сотрудники и члены их семей находятся под защитой государства, для них установлены дополнительные социальные гарантии (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение и медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение и иные гарантии) как для государственных служащих.
Выплата процентной надбавки к денежному довольствию сотруднику органов внутренних дел, проходящему службу в районах <адрес>, регулируется Федеральным законом РФ от 19 июля 2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи.
Как следует из части 1 настоящей статьи регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона "О социальных гарантиях..." к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (п. 16 ст. 2 Закона).
С 01 января 2012 года порядок применения коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию сотрудникам органов внутренних дел определен Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях".
Данным Постановлением № 1237 установлены размеры районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах <адрес> и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, пунктом 7 которого <адрес> края отнесен к районам, в которых применяется коэффициент (...).
Ранее (до 1 января 2012 года) порядок выплат процентных надбавок к денежному довольствию (денежному содержанию) и районных коэффициентов сотрудникам органов внутренних дел устанавливался в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2001 года N 416 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел РФ..., проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях...", пунктом 1 которого было определено, чток денежному довольствию (денежному содержанию) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий…, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размере и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Пунктом 29 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 28.05.2001г. № 416 данный порядок признан утратившим силу.
Служба в органах внутренних дел является особым видом федеральной государственной службы, а потому льготы в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с иными нормативными актами.
Заключая соответствующий контракт о службе в органах внутренних дел (ст.ст. 8 и 11 Положения о службе в органах внутренних дел), гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу), в том числе государственных служащих, имеющих иной правовой статус.
Таким образом, из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что с 01.01.2012 года сформирована новая система денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, обеспечившая значительное увеличение его размера, с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию. Действующее в настоящее время правовое регулирование закрепляет единый порядок применения процентных надбавок к денежному содержанию сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу по контракту в указанных районах.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П, определения от 11 июля 2002 года N 191-О, от16 мая 2007 года N 375-О-П и др.).
Изменив правила исчисления процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, законодатель предусмотрел, что они устанавливаются к новому - более высокому денежному довольствию.
Доводы истца, о том, что к рассматриваемым правоотношениям следует применить положения Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", являются ошибочными.
Согласно представленным ответчиком расчетным листкам за спорный период в состав денежного довольствия истца входил районный коэффициент в размере 1,2, что являлось правомерным до вступления в силу Постановления Правительства от 30.12.2011г. № 1237.
Таким образом, исходя из прямого указания о вступлении в силу новых правил применения процентных надбавок и отсутствия указаний на возможность сохранения ранее существовавшего порядка, поскольку в данном случае размер и порядок выплаты процентной надбавки к денежному довольствию сотруднику органов внутренних дел, проходящему службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, урегулирован специальным законодательством, при установленных обстоятельствах о получении истцом в спорный период начисленного в составе заработной платы районного коэффициента в размере 1,2, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
2) Также, исходя из представленных ответчиком расчетных листков по заработной плате за спорный период, в состав денежного довольствия (заработной платы) истца ежемесячно входила северная надбавка – 30% к денежному содержанию. В связи с чем, данное требование также не подлежит удовлетворению.
3) По требованию истца о взыскании денежной компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу и проживание в районе с неблагоприятными климатическими условиями в количестве 8 календарных дней ежегодно – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к следующему:
Статьей 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью в районах <адрес> - (...) календарных дня; в приравненных к ним местностях - (...) календарных дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - (...) календарных дней.
В соответствии со ст. 1 действие указанного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных данным Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Таким образом, названный Закон распространяется лишь на определенный круг лиц, непосредственно указанных в ст. 1 этого Закона.
Сотрудники ГПС, проходящие службу в этих местностях, в Законе не указаны, в связи с чем на них действие ст. 14 Закона не распространяется.
На службу в органы внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России лица принимаются в добровольном порядке и, как указано выше, при заключении контракта соглашаются с условиями предоставления дополнительных льгот, которые предусмотрены для сотрудников специальными нормативными актами, что исключает применение дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, очередной ежегодный отпуск сотрудникам органов внутренних дел предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - 45 календарных дней. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2001 № 48 утвержден Перечень местностей Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставляются очередные ежегодные отпуска продолжительностью (...) календарных дней, в перечень которых <адрес> края не входит.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в данном случае применению не подлежит, поскольку на лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России, его действие не распространяется, так как указанные правоотношения регулируются специальными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по предоставлению истцу дополнительного отпуска продолжительностью (...) календарных дней за ДД.ММ.ГГГГ соответственно и отсутствии оснований для выплаты денежной компенсации в этой части.
По указанным требованиям ответчикомзаявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.
В соответствии с абз.1 ст. 392 Трудового Кодекса РФ работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительным, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора – в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ).
Истец обратился в суд с данным иском ДД.ММ.ГГГГ года, направив его почтой.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что о нарушении его трудовых прав с ДД.ММ.ГГГГ он знал изначально; не обращался в суд, не желая конфликта с руководством и имея цель доработать до пенсии.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ истцу ежемесячно, а относительно не предоставленного дополнительного (...) отпуска - ежегодно, было известно о предполагаемой недоплате коэффициента и отпускных за предыдущий период.
При таких обстоятельствах, срок для обращения в суд истцом по данным исковым требованиям пропущен.
Вышеуказанные доводы истцао невозможности своевременно обратиться в суд по причине опасения «потерять» работу суд не может признать убедительными.
Доказательств, бесспорно подтверждающих наличие уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи заявления в суд по указанным исковым требованиям в установленный статьей 392 ТК РФ срок, истцом не представлено. Также, не представлено доказательств вины в этом со стороны работодателя.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данныхисковых требованийтакже и по этим основаниям.
Соответственно, при указанных обстоятельствах не подлежат удовлетворению и требования о взыскании процентов (денежной компенсации)всоответствии со ст. 236 ТК РФ по данным исковым требованиям (невыплатам).
4)По требованию о взыскании денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в количестве 15 календарных дней:
В силустатьи 58 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: 1) за стаж службы в органах внутренних дел; 2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; 3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; 4) за ненормированный служебный день (часть 1).
Дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в календарном исчислении из расчета: от 10 до 15 лет службы - 5 календарных дней; от 15 до 20 лет службы - 10 календарных дней; более 20 лет службы - 15 календарных дней (часть 2 статьи 58 ФЗ).
Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным в пунктах "б","в","е","ж","з" статьи 58 настоящего Положения, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации.
Поскольку данный Закон не содержит указаний о выплате при увольнении денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел, в данном случае суд руководствуется частью 1 статьи 127 Трудового кодекса РФ, согласно которой при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Установлено, что в период службы истец использовал все отпуска, также дополнительные за стаж службы (в количестве 15 календарных дней), однако при использовании очередного отпуска в 2014 году (в год увольнения) истцу дополнительный отпуск предоставлен не был.
По мнению ответчика, в год увольнения (2014 год) отпуск сотруднику не полагается в силу статьи 46 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 138 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Инструкция), где речь идет о денежной компенсации за неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск.
При этом,пунктами 130 и 140 Инструкции предусматривается право сотрудника на дополнительный отпуск, а именно: сотрудникам, имеющим право на использование отпуска в два срока, он предоставляется по их желанию в любом соотношении по количеству дней в каждом сроке исходя из общего количества положенных дней очередного и дополнительных отпусков (п. 130), порядок предоставления дополнительных отпусков определяется статьей 51 Положения (п. 140), согласно которой дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется:после 10 лет службы - продолжительностью 5 календарных дней;после 15 лет службы - продолжительностью 10 календарных дней;после 20 лет службы - продолжительностью 15 календарных дней; продолжительность дополнительного ежегодного отпуска за службу во вредных условиях определяется в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона и нормативных актов истец имеет право на предоставление ему дополнительного отпуска продолжительностью (...) календарных дней, также, в год увольнения пропорционально отработанному времени, что составляет (...) календарных дней, с чем согласны стороны.
В данном случае, в силу ч. 1 ст. 127 ТК РФ денежная компенсация за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск,т.е. за (...) календарных дней (пропорционально отработанному времени), составляет (...) рублей, исходя из следующего расчета:
Начислено денежное довольствие – (...) руб.. Соответственно, среднедневное денежное довольствие составляет: (...) руб. : (...). = (...) руб.
2531,50 руб. х (...). (количество дней отпуска) = (...) рублей, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца в качестве компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за ДД.ММ.ГГГГ (пропорционально отработанному времени).
В соответствии со ст. 236 ТК РФ размер процентов (денежной компенсации), подлежащих взысканию с ответчика за нарушение работодателем установленного срока выплаты указанной компенсации неиспользованного дополнительного отпуска, причитающейся работнику, составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (как просит истец):
Учитывая, что с 14.09.2012 года ставка рефинансирования Банка России составляет (...) годовых (п. 1 указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №...У "О размере ставки рефинансирования Банка России"), а количество дней задержки выплаты - (...) дней, проценты (денежная компенсация) за нарушение срока выплаты составила (...) рублей, исходя из следующего расчета: (...). х (...) : (...) х (...). = (...) руб.
В данном случае, с учетом позиции истца, положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд удовлетворяет данное требование в размере денежной суммы, заявленной истцом, - (...) руб., подлежащей взысканию с ответчика.
5) Кроме того, подлежит удовлетворению требование истца о взыскании денежной компенсации за не выданное ему полагающееся в период службы вещевое обмундирование по следующим основаниям:
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ года№... утвержден "Порядок обеспечения вещевым имуществом сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющих специальные звания внутренней службы".
Обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами по нормам снабжения предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 года№ 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников ГПС МЧС России, имеющих специальное звание внутренней службы".
Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2008 № 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" установлено, что вместоположенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 1).
Приказом МЧС России от 06.10.2008 года № 600 (действовавшим в спорный период) утвержден Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться с разрешения руководителя организации МЧС России увольняемым сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России, имеющим специальные звания внутренней службы, при наличии задолженности за предметы вещевого имущества личного пользования, которые не получены на день увольнения включительно по независящим от них причинам.
Денежная компенсация может быть получена в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемой Правительством Российской Федерации (п. 2 Порядка).
Распоряжением Правительства РФ от 03 марта 2012 № 285-р "О стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, положенных отдельным категориям сотрудников" установлена стоимость предметов вещевого имущества личного пользования, положенных отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, по нормам снабжения N 1 - 5 из состава норм снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года N 789, согласно приложению для выплаты им денежной компенсации.
Таким образом, на период прохождения службы истца и на момент его увольнения законодательно предусматривалась возможность получения сотрудниками МЧС при увольнении денежной компенсации за предметы вещевого имущества, не полученными ими.
Денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования истцу не была выдана, что подтверждает сторона ответчика, при этом перечень наименований вещевого имущества сторонами не оспаривается.
Сторона ответчика признает данное исковое требование, представив бухгалтерскую справку на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества (основанием для выплаты является: приказ начальника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №...), согласно которой размер денежной компенсации составляет (...) рублей, а именно суммы к выплате вместо не выданных предметов вещевого имущества: фуражка шерстяная - (...) рубля, пилотка шерстяная - (...), китель шерстяной- (...) рублей, куртка шерстяная- (...) рубля, брюки шерстяные- (...) рублей, рубашка- (...) рублей, галстук- (...) рубля, полуботинки хромовые- (...) рубль, ботинки с высокими берцами – (...) рублей, белье нательное -(...) рублей, белье зимнее- (...) рублей, носки хлопчатобумажные- (...) рубля, носки шерстяные- (...) рублей, фуражка полевая- (...) рублей, костюм летний- (...) рубль, закрепка длягалстука- (...) рубля, перчатки шерстяные- (...) рублей, ремень поясной- (...) рублей, ремень брючный- (...) рубля, кашне- (...) рублей.
Истец согласен с данной бухгалтерской справкой, не оспаривая перечень наименованияне выданного ему вещевого имущества и его стоимостную оценку.
Согласно ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом денежная компенсация за полагавшиеся истцу в период прохождения службы, но не выданные предметы вещевого имущества личного пользования, истцу не выплачена, что подтверждают представители ответчика, данное требование подлежит удовлетворению.
При этом суд исходит из расчета компенсации, произведенного ответчиком, признав его верным, соответствующим Порядку выплаты названной денежной компенсации и Распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 года № 285-р., также руководствуетсяПостановлением Правительства РФ от 22.12.2006 года № 789, устанавливающим перечень предметов вещевого имущества личного пользования для сотрудников ГПС МЧС России.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма денежной компенсации по не выданному в период прохождения службы вещевому обмундированию – в размере (...) рублей.
Соответственно, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, в связи с невыплатой указанной денежной компенсации по не выданному вещевому обмундированию, полагающейся работнику при увольнении.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (как просит истец), т.е. за (...) дней, сумма процентов (денежной компенсации) за нарушение работодателем установленного срока выплаты составила: (...) руб. х (...)(...) х (...) дн.= (...) руб.
Также, с учетом позиции истца, положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд удовлетворяет данное требование в размереденежной суммы, заявленной истцом, - (...) руб., подлежащей взысканию с ответчика.
6) По требованию о взыскании процентов(денежной компенсации) в соответствии со ст. 236 ТК РФ за нарушение сроков денежной выплаты (...) окладов в сумме (...) рублей:
Учитывая, что окончательный расчет при увольнении – денежная выплата по увольнению в размере (...) окладов в сумме (...) рублей получена истцом фактически ДД.ММ.ГГГГ (при дате увольнения ДД.ММ.ГГГГ года), в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ подлежат выплате истцупроценты за нарушение сроков выплаты заработанной платы,полагающейся работнику при увольнении.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за (...) дней) сумма процентов (денежной компенсации) за нарушение работодателем установленного срока выплаты составила: (...) руб. х (...) : (...) х (...) = (...) руб.
С учетом позиции истца, положений п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд удовлетворяет данное требование в размере денежной суммы, заявленной истцом, - (...) руб., подлежащей взысканию с ответчика.
7) По требованию о взыскании компенсации морального вреда:
Так как возмещение морального вреда, причиненного сотруднику органов внутренних дел, противопожарной службы МЧС России не урегулировано нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к данным правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ч.1). В случае спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч.2).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Принимая во внимание, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в невыплате своевременно заработной платы в полном объеме, не выплате денежной компенсации неиспользованного дополнительного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что действиями ответчика истцу причинен моральный вред в связи с нарушением его прав как работника, и с учетом степени вины ответчика, периода задержки в выплате заработной платы, нравственных и физических страданий истца, также требований разумности и справедливости, полагает возможным взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере (...) рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в доход соответствующего бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований - в размере (...) рублей (в том числе, (...) руб. - по требованию неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░- ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – (...) ░░░. (...) ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – (...) ░░░. (...) ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – 16920 ░░░. (...) ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – (...) ░░░. (...) ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ – 1386 ░░░. (...) ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - (...) ░░░., ░ ░░░░░ (...) ░░░░░░ (...) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (...) ░░░░░░ (...).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 02 ░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░