Дело № 2-281/2015
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Гвардейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Клименко М.Ю.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МО МВД России «<адрес>», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к МО МВД России «<адрес>», Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, указывая, что он в 1995 году содержался в ИВС при ОВД <адрес>, где условия содержания и помещения ИВС не соответствовали необходимым требованиям, а именно, отсутствовали: индивидуальные спальные места, санузел, стол, стулья, полки для одежды, матрац, душ, дневное освещение, также не было прогулочного дворика и медицинского работника, не было 3-х разового питания, не выдавалось постельное белье, средства гигиены, не проводилась дезинфекция, камера не проветривалась, присутствовал запах гнили, паутина, в камере водились клопы, вши, тараканы, были ряд заболеваний, в т.ч. подкожный педикулёз. В результате ненадлежащих условий содержания в ИВС ФИО2 в указанный период испытывал физические и нравственные страдания, в связи с чем просит взыскать с ответчиков моральный вред, который оценивает в 500 000 рублей.
В судебном заседании ФИО2 не присутствовал, так как находится в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес>, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МО МВД России «<адрес>» ФИО5, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, представила в суд письменные возражения, в которых просила суд в иске ФИО2 отказать, поскольку доказательств о причинении истцу незаконными действиями (бездействием) МО МВД России «<адрес>» вреда и нарушения права и свободы ФИО2 не представил.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, интересы которого в судебных органах представляет Управление федерального казначейства РФ по <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Письменных возражений в адрес суда не поступало.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени казны выступает Министерство финансов РФ, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 125 ГК РФ.
В соответствии со ст. 9, 11 Закона СССР от 11.07.1969 года N 4075-VII "Об утверждении Положения о предварительном заключении под стражу" (действовавшем на момент содержания истца под стражей) - Лица, заключенные под стражу, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Лицам, заключенным под стражу, обеспечиваются необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены.
Лицам, заключенным под стражу, предоставляются бесплатно по установленным нормам питание, индивидуальное спальное место, постельные принадлежности и другие виды материально-бытового обеспечения. В необходимых случаях им выдаются одежда и обувь установленного образца.
Медицинское обслуживание, а также лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в местах предварительного заключения организуются и проводятся в соответствии с законодательством о здравоохранении.
В соответствии со ст. 23 Федерального Закона № 103 – ФЗ от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены.
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно трехразовым бесплатным горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ.
Камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере.
Не реже одного раза в неделю, лицам, содержащимся в ИВС, предоставляется возможность помыться в душе не менее 15 минут, арестованные имеют права пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа.
Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, ФИО2 осужден по приговору <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 144 ч.2 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима, без конфискации имущества. Мера пресечения ФИО2 оставлена прежней – содержание под стражей. Срок наказания исчислялся с зачетом предварительного заключения с ДД.ММ.ГГГГ года. Данное уголовное дело уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, ФИО2 действительно в 1995 году содержался под стражей по данному уголовному делу и доставлялся в ИВС ОВД по <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются приговором <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2
Таким образом, достоверно доказано, что ФИО2 в день постановления приговора суда ДД.ММ.ГГГГ действительно содержался в ИВС. Каких-либо иных доказательств о содержании ФИО2 в ИВС <адрес> в другие дни судом не установлено, а истцом не представлено, а в соответствии со ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Условия содержания ФИО2 в ИВС в вышеуказанные дни не соответствовали в полной мере требованиям Федерального Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закона СССР от 11.07.1969 года N 4075-VII "Об утверждении Положения о предварительном заключении под стражу", а именно в ИВС МО МВД России «<адрес>» не были созданы надлежащие условия содержания подозреваемых и обвиняемых, в том числе истца, не обеспечивалось достаточное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, из-за отсутствия кабинета для оказания медицинской помощи; светильниками дневного освещения закрытого типа), умывальником, бачком с питьевой водой, вентиляцией. Кроме того, истцу не предоставлялось право воспользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее часа из-за отсутствия прогулочного дворика.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются пояснениями ФИО2 содержащимися в его исковом заявлении; приговором <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2
Как следует из экспертного заключения Уполномоченного по правам человека в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в ИВС <адрес> не созданы надлежащие условия содержания подозреваемых, обвиняемых, не обеспечивается достаточное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение этих лиц, вследствие чего нарушаются их права, гарантированные Конституцией РФ и действующим законодательством России.
Спальные места камер состоят из дощатого настила, индивидуальных спальных мест нет. В камерах ИВС отсутствуют вешалки для одежды, полки или тумбочки для хранения личных вещей, нет стола для приема пищи с табуретками, водопроводного крана с раковиной. Камеры не оборудованы стационарными санузлами, содержащиеся в них лица пользуются переносными бачками, естественная вентиляция через маленькие окошки камер является не достаточной, для отвечающего санитарным требованиям проветривания камер и достаточного поступления воздуха, для содержащихся в камерах лиц, при этом все камеры оборудованы принудительной вытяжкой, которая обеспечивает дополнительную вентиляцию воздуха. Приготовлением горячей пищи для лиц, содержащихся в ИВС, производится по договору с предприятием общественного питания <адрес>. Питание лиц, содержащихся в ИВС, в том числе и истца, производилось один раз в день в обед, на ужин и завтрак подавался горячий чай и хлеб.
На ненадлежащие условия содержания в ИВС ОВД <адрес> указывал и прокурор <адрес> в представлении от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 3. Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.
Таким образом, начальник ОВД <адрес>, начальник ИВС ОВД <адрес> были обязаны выполнять требования Федерального закона 103-ФЗ от 21.06.1995 года, правила внутреннего распорядка ИВС ОВД, своевременно ставить вопрос перед вышестоящими органами о выделении необходимых средств на приведение ИВС ОВД <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст.9 ФЗ-103 от 21.06.1995 года ИВС финансируется из средств федерального бюджета, доказательств тому, что ответчик обращался в вышестоящий орган УВД <адрес> с рапортами о необходимости выделения денежных средств для устранения отдельных недостатков в условиях для лиц содержащихся в ИВС, в том числе не требующих больших затрат в финансировании, ответчиком не представлено и судом таких доказательств не добыто.
Доводы истца о наличии в камерах клопов и вшей, тараканов, и наличии ряда заболеваний, в т.ч. подкожный педикулёз, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Истцом не представлено доказательств того, что данные нарушения имели место, а судом таких доказательств не добыто.
Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что отмеченные условия содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, в том числе истца ФИО2, в период его содержания в ИВС МО МВД России «<адрес>» являются ненадлежащими, поскольку не в полной мере обеспечивают его права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», другими нормативными и ведомственными актами; в том числе права на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, причинили содержавшемуся там истцу физические и нравственные страдания, в связи с чем, требование ФИО2 о взыскании в его пользу компенсации причиненного ему морального вреда суд считает обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
При определении суммы компенсации морального вреда суд руководствуется требованиями ст. 1101 ГК РФ, а именно: разумности и справедливости, а также принимает во внимание степень вины нарушителя, недостаточность финансирования из федерального бюджета на необходимое оснащение помещения ИВС МО МВД России «<адрес>», а также степень физических и нравственных страданий ФИО2, испытанных последним вследствие ненадлежащих условий его содержания в ИВС, а также в период его нахождения в ИВС, с учетом которых считает необходимым взыскать с государства в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Клименко М.Ю.