Дело № 2а-801/2020
76RS0022-01-2020-000369-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 июня 2020 года г. Ярославль
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Иванчиковой Ю.В.,
при секретаре Семеновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Берсенева Владимира Николаевича, Берсеневой Ольги Анатольевны к департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о признании незаконным отказа в согласовании реконструкции жилого дома,
у с т а н о в и л:
Супруги Берсеневы В.Н. и О.А. обратились в суд с административным иском к департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, в котором просят:
- признать незаконным решение №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства мэрии г.Ярославля, на основании которого Берсеневым фактически было отказано в согласовании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, принадлежащего им на праве общей долевой собственности - жилого дома, расположенного по <адрес>, без согласования с другим участником общей долевой собственности;
- обязать департамент градостроительства мэрии г.Ярославля разрешить Берсеневым строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по <адрес>.
В обоснование требований указано, что Берсеневу В.Н. и Берсеневой О.А. на праве общей долевой собственности принадлежат соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты> долей жилого дома, расположенного по <адрес>, а также по <данные изъяты> и <данные изъяты> доли земельного участок по данному адресу для эксплуатации индивидуального жилого дама. Еще одним собственником данного дома и земельного участка является Киселева Т.Н. Ее доля в праве на жилой дом составляет <данные изъяты>, доля в праве на земельный участок - <данные изъяты>. В 2018 года Киселева Т.Н. умерла, в права наследования никто не вступал. В декабре 2019 из-за ветхости строения (1918 год постройки) истцами принято решение о реконструкции жилого дома. В соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, истцы ДД.ММ.ГГГГ направили в департамент градостроительства мэрии г. Ярославля уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по <адрес>. При этом в Департамент были представлены копии всех необходимых документов и схематическое изображение планируемого к реконструкции объекта. В ответ на это, ДД.ММ.ГГГГ департамент градостроительства мэрии г. Ярославля направил уведомление №, из которого следовало, что заявители не могут самостоятельно осуществить реконструкцию индивидуального жилого дома, так как права на земельный участок и жилой дом по указанному адресу находится в долевой собственности, а в соответствии со ст.ст. 246, 247 ГК РФ распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Административные истцы полагают, что отказ административного ответчика в согласовании производства реконструкции нарушает их права на приведения своего имущества – домовладения в надлежащее состояние, при том, что получение согласия на реконструкцию от третьего долевого собственника Киселевой Т.Н. невозможно по причине смерти последней и отсутствия сведений о ее наследниках.
В судебном заседании административные истцы, их представитель по доверенности адвокат Алехин А.Г. требования поддержали, дали пояснения по доводам иска.
Представитель административного ответчика департамента градостроительства мэрии г. Ярославля в суд не явился, направил письменные возражения на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица нотариус Власова Л.Д. в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в свое отсутствие.
Заслушав истцов и их представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что административным истцам Берсеневу В.Н. и Берсеневой О.А. на праве общей долевой собственности принадлежат соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты> долей жилого дома, расположенного по <адрес>, а также по <данные изъяты> и <данные изъяты> долей земельного участка по данному адресу для эксплуатации индивидуального жилого дама. Еще одним собственником данного дома и земельного участка является Киселева Т.Н. Ее доля в праве на жилой дом составляет <данные изъяты>, доля в праве на земельный участок - <данные изъяты>.
По сообщению отдела ЗАГС г. Ярославля Киселева Т.Н. 29.03.2018 умерла.
В права наследования после смерти Киселевой Т.Н. никто не вступал, что подтверждается сообщением ВРИО нотариуса Власовой Л.Д. Седовой А.В.
Домовладение, принадлежащее административным истцам, построено в 1918 году, находится в ветхом состоянии, требует ремонта и реконструкции.
С целью сохранения и поддержания домовладения в удовлетворительном и пригодном для проживания состоянии, истцами в конце 2019 года принято решение о реконструкции жилого дома.
17.12.2019 административные истцы обратились в департамент градостроительства мэрии г. Ярославля с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по <адрес>.
Рассмотрев указанное уведомление Берсеневу В.Н., Берсеневой О.А. департамент подготовил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Причиной направления оспариваемого уведомления стало недопустимость осуществления реконструкции индивидуального жилого дома, так как права на земельный участок и жилой дом по вышеуказанному адресу находятся в долевой собственности. При этом согласие иных собственников Берсенев В.Н., Берсенева О А. в Департамент не представили.
Проверяя соответствие действий административного ответчика требованиям нормативно правовых актов, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц.
Как следует из положения ст.244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Распоряжение имуществом, согласно ст.246 ГК РФ, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В соответствии с п.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 статьи 260 ГК РФ).
Порядок осуществления строительства, а также реконструкция индивидуальных жилых домов регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При этом, следует учитывать разъяснения, данные в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", о том, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.Как следует из материалов дела, в декабре 2019г. истцы обратились в департамент градостроительства мэрии г. Ярославля с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства без согласия совладельца - Киселевой Т.Н., умершей еще в 2018г.
В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Положениями ч.7 ст.55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 1): направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 2).
Направляя Берсеневым В.Н., О.А. оспариваемое уведомление /л.д.44/, административный ответчик сослался на недопустимость осуществления реконструкции индивидуального жилого дома без согласия на то всех участников долевой собственности, что привело к тому, что истцы лишены возможности получить решение компетентного органа о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает, что отказ административного ответчика в согласовании планируемой истцами реконструкции индивидуального жилого дома по причине отсутствия согласия на реконструкцию от третьего сособственника – Киселевой Т.Н. неправомерен, так как получение от последней такого согласия невозможно ввиду её /Киселевой Т.Н./ смерти и отсутствия наследников на долю умершей.
При этом суд учитывает, что в силу положений п.2 <данные изъяты> ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается его смертью.
Как указано ранее по сообщению нотариуса наследственного дела к имуществу Киселевой Т.Н. не заводилось, т.е. наследников ни по закону, ни по завещанию у указанного лица не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
При этом, согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Вместе с тем, отсутствие возможности получения согласия на проведение реконструкции индивидуального жилого дома с Киселевой Т.Н. в связи с её смертью и прекращением ее правоспособности, а также при отсутствии данных, свидетельствующих о переходе права собственности на имущество от умершей к иному лицу, не может являться препятствием для истцов в согласовании планируемой ими реконструкции индивидуального жилого дома в административном порядке. Поскольку препятствием к получению соответствующего согласование явилось требование административного ответчика, исполнение которого истцами не возможно по независящим от них причинам.
Принимая во внимание все вышеизложенное, уведомление департамента градостроительства мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным и подлежит отмене.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст.10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи, суд не уполномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Как указано ранее, принятие решений по уведомлениям в порядке ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ осуществляется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (в рассматриваемом случае – департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля), отнесено к исключительной компетенции указанных органов.
Таким образом, административные исковые требования об обязании устранения допущенных нарушений подлежат удовлетворению путем возложения на департамент градостроительства мэрии г. Ярославля обязанности устранить допущенные нарушения прав административных истцов, а именно: рассмотреть уведомление Берсенева В.Н., Берсеневой О.А. направленное 12.12.2019, о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Во исполнение п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ для устранения указанных нарушений суд устанавливает срок в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, который согласуется со сроком, предусмотренным ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227,179-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Берсенева Владимира Николаевича, Берсеневой Ольги Анатольевны к департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о признании незаконным отказа в согласовании реконструкции жилого дома удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить уведомление департамента градостроительства мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданное по результатам рассмотрения уведомления Берсенева Владимира Николаевича и Берсеневой Ольги Анатольевны, направленного 12.12.2019, о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по <адрес>.
Обязать департамент градостроительства мэрии г. Ярославля устранить допущенные нарушения прав административных истцов, а именно: в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть уведомление Берсенева Владимира Николаевича и Берсеневой Ольги Анатольевны, направленное ДД.ММ.ГГГГ, о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Об устранении допущенных нарушений прав административных истцов в указанный срок сообщить суду и административным истцам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Иванчикова
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2020.