№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ
Краснокамский городской суд Пермского края,
в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при помощнике судьи Ротган Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Галимовой Алефтины Степановны к Комитету земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа, администрации Краснокамского городского округа о признании права собственности,
установил:
Истец Галимова А.С. обратилась с иском к Комитету земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа о признании за ней права собственности на земельный участок №, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> указывая, что является членом <адрес> имеет в пользовании земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м. Земельный участок выделен <адрес> в 1991 году на основании решения исполнительного комитета Майского поселкового Совета народных депутатов, и с указанного периода находился в пользовании членов СНТ по договору аренды, который неоднократно продлялся. В 2018, 2019 году она обращалась в администрацию г.Краснокамска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, бесплатно, предоставив все необходимые документы, но получила отказ по тем основаниям, что данный земельный участок относится к санитарной защитной зоне АО «Пермский Свинокомплекс».
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований было привлечено АО «Пермский Свинокомплекс».(л.д.71).
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрации Краснокамского городского округа.(л.д.71).
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях иск поддерживала, пояснила, что земельный участок в пользование истец приобрела в 1990 году. Она принята в члены СНТ, и пользуется участком. Участок находится в пределах СНТ. Границы установлены, межевание произведено, есть кадастровый паспорт. Единственной причиной отказа администрации является то, что земельный участок относится к санитарно-защитной зоне.
Представитель ответчика Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствии своего представителя, направил отзыв, указал, что возражает против удовлетворения иска, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к зоне с особыми условиями использования территории, а именно к санитарно-защитной зоне сельскохозяйственных предприятий, к 1 классу санитарно-защитной зоны, которая составляет <данные изъяты> м.
Представитель ответчика администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором указал, что при установлении соответствующих оснований исковые требования могут быть удовлетворены судом.
Представитель третьего лица <адрес> в лице председателя ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Представитель третьего лица АО «Пермский Свинокомплекс» ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что истец не доказала, что у неё возникло право собственности на данный земельный участок. АО «Пермский Свинокомплекс» пыталось зарегистрировать санитарно-защитную зону в 2010, 2013, 2015, но не смогло этого сделать. Находясь в пределах этой зоны, есть опасность причинения вреда здоровью человека. Членам СНТ никто не мешает пользоваться участками дальше, аренда продлевается. СНТ находится в пределах 1 км, то есть в санитарно-защитной зоне. В 1974 году о санитарной зоне никто ничего не знал.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-Ф3 от 25.10.2001 установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйств огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Особенности предоставления в собственность земельных участков саде водам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим дачным некоммерческим объединениям урегулированы в статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона, (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений), случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при котором до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Правовое значение для решения вопроса о признании права гражданина на приватизацию земельного участка в саду имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23.04.1998 г., гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Согласно п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, мог быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.
Пунктом 2.8 названной статьи установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином.
В п.1 ст.43 Земельного кодекса РФ закреплено, что граждане юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Как следует из абзаца второго п.3 ст.87 Земельного кодекса РФ земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Анализируя вышеуказанные нормы, оборот земель в санитарно-защитной зоне может быть ограничен не во всяком случае, а лишь исходя из режима хозяйственной деятельности объектов, для которых устанавливается санитарно-защитная зона. Одновременно из приведенных норм права не усматривается прямого абсолютного запрета на оборот земель в границах такой зоны и в частности приватизации земельных участков, расположенных садово-огороднических товариществах.
Кроме того, из смысла положений, регулирующих ограничение оборота способности земли следует, что указанные территории (участки земли, зоны и т.д.) должны быть четко обозначены на местности, т.е. определены их границы, протяженность и т.д. При этом в соответствии с требованиями ст. 1 Гражданского кодекса РФ, любое ограничение права (собственности, других вещных прав) на недвижимое имущество в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Закрепляя указанное требование, законодатель исходит из необходимости четкой фиксации наличия обременении в отношении указанных объектов гражданских прав.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации используют в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно, статьям 10,11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий, сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.
Положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривают создание санитарно-защитной зон вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное Бездействие на окружающую среду, в целях охраны атмосферного воздуха и условий жизнедеятельности окружающей среды. Аналогичное требование предусмотрено пунктом 2 ст. 88 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объекте и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что установление санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств производится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в состав проекта.
Согласно п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (с последующими изменениями) вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека» устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно - защитная зона " ("СЗЗ")), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого для здоровья населения.
Согласно пунктам 7.1.11, 2.1, указанных СанПиН ориентировочный размер санитарно - защитной зоны для объектов и производств агропромышленного комплекса I класса, к которым относится АО «Пермский свинокомплекс», в соответствии с санитарной классификацией составляет 10 метров, но должен быть обоснован проектом санитарно - защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней воздействия на него, а также подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Санитарно - защитная зона разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная), выполненная на основании проекта и установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (пункт 2.2 Правил).
Согласно пунктов 4.1 указанных Правил вопросы установления, изменения размера расчетной санитарно - защитной зоны для предприятий I и II класса опасности отнесены к компетенции Главного государственного врача РФ и или его заместителя.
Таким образом, данные правила применяются при проектировании объектов промышленности, у которых будет установлена санитарно- защитная зона.
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. выделен <адрес> в том числе истцу Галимовой А.С. в 1991 году на основании решений исполнительного комитета Майского поселкового Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.159) и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79,158).
В дальнейшем на основании распоряжения Майской территориальной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок был предоставлен Садоводческому товариществу <адрес> в аренду сроком на <данные изъяты>.(л.д.159 оборот,161-163).
На основании распоряжения администрации Краснокамского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка с кадастровым номером № был продлен сроком на <данные изъяты>.(л.д.21-24;56-58; 163 оборот-164).
Как следует из материалов дела, Галимова А.С. является членом садоводческого некоммерческого товарищества <адрес> имеет в пользовании земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №
В ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ Галимова А.С. обратилась в Комитет имущественных отношений территориального планирования администрации города Краснокамска Пермского края с заявлением о предоставлении земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> в собственность, бесплатно, но получила отказы по тем основаниям, что данный земельный участок относится к зоне с особыми условиями использования территорий, а именно, к санитарной защитной зоне АО «Пермский свинокомплекс».(л.д.13,14).
Следовательно, при образовании объекта, необходимо было учитывать место размещения земель существующего сада <адрес>
В силу п.1 статьи 10 Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) «В реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий... 1) индивидуальные обозначения таких зон...; 2) описание местоположения границ таких зон..; 6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон... 9) перечень всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом... 10) срок, на который установлена зона с особыми условиями использования территорий.. .»
В сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) данные о географических координатах поворотных точек границ земельного участка санитарно-защитной зоны АО «Пермский свинокомплекс» отсутствуют, доказательств иного суду не представлено.
Так же в ЕГРН отсутствует какая-либо информация о наличии зарегистрированных ограничений прав на земельный участок, предоставленный садоводческому некоммерческому товариществу <адрес> с кадастровым номером № из которого образован земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, запрашиваемый истцом в собственность у ответчика.
Согласно ответов Комитета об отказе в предоставлении земельного участка, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> входит в пределы санитарно-защитной зоны.
Границы земельного участка с кадастровым номером №, установлены, данный земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного <адрес>
Судом установлено, что граница санитарно-защитной зоны АО «Пермский свинокомплекс», представляющая собой зону с особыми условиями использования территорий, не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В предмет доказывания по настоящему делу входит установление членства истца в СНТ, нахождение испрашиваемого в собственность участка в границах участка, предоставленного СНТ либо иной организации, при которой образовано СНТ, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании, земельный участок предоставлен СНТ до вступление в действие Земельного кодекса РФ, истец является членом СНТ и пользуется земельным участком, который из оборота не изъят, в обороте не ограничен.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, территории садоводческих товариществ. Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации предметом иска является не предоставление земельного участка садоводческому товариществу, а реализация членом товарищества (истцом) предоставленных ему законом прав (пункт 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») на получение в собственность земельного участка, которым Галимова А.С., как член товарищества, пользуется с 1991 года. Поскольку юридический состав возникновения прав на земельный участок у товарищества не оспорен, факт пользования земельным участком истцом доказан, лицами, участвующими в деле, не приведено правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность истца, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Поскольку оснований для отказа в передаче спорного земельного участка в собственность истца, судом не установлено, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░