Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-834/2020 от 06.03.2020

Судья Соколова Н.М.

Дело № 33-834/2020

№2-2412/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июля 2020 года          город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.

судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.

при секретаре Гороховой А.В.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Абросимовой Н.И. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании права пользования квартирой на условиях социального найма,

по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 23.12.2019, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Жидковой Е.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Абросимова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании права пользования квартирой на условиях социального найма.

В обоснование требований указала, что в 1992 году исполкомом Неполодского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области семье Абросимовой Н.И. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

<дата> указанный жилой дом уничтожен в результате пожара.

В связи с тем, что иного жилого помещения у семьи не имелось, распоряжением главы администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО5 семье истца была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой истец проживает до настоящего времени.

Однако в установленном порядке документы на право занятия спорной квартирой ответчиком оформлены не были, жилое помещение в муниципальную собственность не оформлено, в связи с чем является бесхозяйным имуществом.

По указанным основаниям Абросимова Н.И. просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма и произвести регистрацию по указанному адресу.

Определением суда по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика – администрации Неполодского сельского поселения Орловской области на надлежащего – администрацию Орловского района Орловской области.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Приводит доводы о том, что администрация Орловского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального права.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Исходя из положений указанных выше норм процессуального права, следует, что если суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы установит наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, то на основании части 5 статьи 330 ГПК РФ выносится мотивированное определение о переходе к рассмотрению апелляционной жалобы, представления прокурора по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по делу было установлено, что дело было рассмотрено без привлечения в качестве соответчика администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, тогда как к вопросам ведения сельского поседения относится предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Поскольку при рассмотрении дела суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве ответчика администрацию Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02.07.2020 было постановлено перейти к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции. К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.

В суде апелляционной инстанции Абросимова Н.И. исковые требования уточнила и просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма. Против доводов апелляционной жалобы возражала.

Представитель Абросимовой Н.И. ФИО6, действующая на основании ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности ФИО7 возражала против доводов апелляционной жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования Абросимовой Н.И. - частичному удовлетворению.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации также закреплено право каждого на жилище.

Статьей 19 ЖК РФ определено, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный (часть 2).

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу части 1 статьи 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Часть 2 статьи 15 ЖК РФ предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 9 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В соответствии со статьей 132 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в редакции на 25.08.2003) жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5).

Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий (п. 6).

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 № 2081-О, нормы пункта 5 статьи 132 закона «О банкротстве», предусматривающие, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, а жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, направлены на поддержание определенности в вопросе о полномочиях конкурсного управляющего, а также порядка распоряжения социально значимыми объектами и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

Из анализа указанных норм материального права следует, что при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность.

Из материалов дела следует, что исполкомом Неполодского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Абросимовой Н.И. с семьей: ФИО8 - муж, Абросимов Б.А. - сын, Абросимов С.А., был выдан ордер от <дата> на право занятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> указанный жилой дом был уничтожен в результате пожара, что подтверждается справкой Главного Управления МЧС России по Орловской области от <дата>.

В 2009 году администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области семье истца была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

При этом, в установленном порядке документы на право заселения в спорную квартиру Абросимовой Н.И. не оформлялись.

В указанной квартире Абросимова Н.И. проживает до настоящего времени.

Согласно справке администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата>, квартира, расположенная по адресу: <адрес> не значится в реестре муниципальной собственности сельского поселения.

Указанная квартира не значится и в реестре муниципальной собственности Орловского района Орловской области, что подтверждается справкой от <дата>.

По сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях от <дата>, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Указанная квартира не значится в Реестре государственной собственности Орловской области, что подтверждается сообщением Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от <дата>.

Согласно сообщению Управления Росреестра по Орловской области от <дата>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о спорном объеме недвижимости.

Между тем, как следует из возражений на иск администрации Неполодского сельского поселения <адрес> до <дата> состояли на балансе совхоза имени «50 лет Октября», который был реорганизован в ТОО «Новоселовское».

Решением Арбитражного суда Орловской области от <дата> по делу , ТОО «Новоселовское» признано банкротом.

Определением Арбитражного суда Орловской области от <дата> по делу конкурсное производство в отношении ТОО «Новоселовское» (<адрес>) завершено.

Из определения Арбитражного суда Орловской области от <дата> по делу № следует, что конкурсным управляющим выявлены на балансе ТОО «Новоселовское» объекты социально-культурно-бытового назначения и в соответствии с распоряжением Губернатора Орловской области от <дата> -р, в администрацию Орловского района Орловской области направлено уведомление с приложением актов приема-передачи объектов социально-культурно-бытового назначения, подписанных конкурсным управляющим в одностороннем порядке.

Передача объектов социально-культурно-бытового назначения в муниципальную собственность носила безусловный характер, в связи с чем отсутствие документального оформления указанной передачи не может служить ограничением жилищных прав истца.

Поскольку спорное жилое помещение, относящееся к жилищному фонду социального использования, предоставлено истцу по распоряжению органа местного самоуправления, истец постоянно проживает в данном жилом помещении, несет бремя расходов по его содержанию, на момент предоставления спорной квартиры иного жилого помещения не имела, поскольку ранее предоставленное ей помещение было уничтожено в результате пожара, квартира в течение длительного времени (11 лет) является единственным местом жительства истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о квалификации правоотношений, как отношения по социальному найму жилого помещения.

То обстоятельство, что при предоставлении истцу в пользование спорного жилого помещения администрацией сельского поселения был нарушен предусмотренный законом порядок заключения договора социального найма, не может быть признано основанием для умаления гарантированного Конституцией Российской Федерации права истца на жилище, поскольку именно на орган местного самоуправления возложена законом обязанность по соблюдению регламентированного порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, нуждающимся в предоставлении жилья по договору социального найма.

Определяя надлежащего ответчика по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.

В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).

16.12.2019 между администрацией Орловского района Орловской области и администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области заключено Соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления Орловского района, органу местного самоуправления Неполодского сельского поселения, входящего в состав Орловского района (далее Соглашение).

В соответствии с п. 1.1 Соглашения, его предметом является передача администрацией района администрации сельского поселения осуществления части следующих полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления Орловского района, за исключением полномочий органов местного самоуправления Орловского района, осуществляемых Правительством Орловской области или уполномоченными им органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.

На основании п.п. «д» п. 1.1 Соглашения, администрация Орловского района передала администрации Неполодского сельского поселения свои полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в части:

- учета муниципального жилищного фонда;

- ведения в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Поскольку при рассмотрении дела суд не учел, что администрация Орловского района Орловской области передала сельскому поселению вопросы предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, судебная коллегия считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а исковые требования Абросимовой Н.И. - частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области удовлетворить.

Решение Орловского районного суда Орловской области от 23.12.2019 отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Абросимовой Н.И. к администрации Неполодского сельского поселения Орловского районного суда Орловской области о признании права пользования квартирой на условиях социального найма удовлетворить.

Признать за Абросимовой Н.И. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

В удовлетворении исковых требований Абросимовой Н.И. к администрации Орловского района Орловской области отказать.

Настоящее решение является основанием для регистрации Абросимовой Н.И. в <адрес>.

Председательствующий

Судьи

Судья Соколова Н.М.

Дело № 33-834/2020

№2-2412/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июля 2020 года          город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.

судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.

при секретаре Гороховой А.В.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Абросимовой Н.И. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании права пользования квартирой на условиях социального найма,

по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 23.12.2019, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Жидковой Е.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Абросимова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании права пользования квартирой на условиях социального найма.

В обоснование требований указала, что в 1992 году исполкомом Неполодского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области семье Абросимовой Н.И. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

<дата> указанный жилой дом уничтожен в результате пожара.

В связи с тем, что иного жилого помещения у семьи не имелось, распоряжением главы администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО5 семье истца была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой истец проживает до настоящего времени.

Однако в установленном порядке документы на право занятия спорной квартирой ответчиком оформлены не были, жилое помещение в муниципальную собственность не оформлено, в связи с чем является бесхозяйным имуществом.

По указанным основаниям Абросимова Н.И. просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма и произвести регистрацию по указанному адресу.

Определением суда по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика – администрации Неполодского сельского поселения Орловской области на надлежащего – администрацию Орловского района Орловской области.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе администрация Орловского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Приводит доводы о том, что администрация Орловского района Орловской области не является надлежащим ответчиком по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального права.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Исходя из положений указанных выше норм процессуального права, следует, что если суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы установит наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, то на основании части 5 статьи 330 ГПК РФ выносится мотивированное определение о переходе к рассмотрению апелляционной жалобы, представления прокурора по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по делу было установлено, что дело было рассмотрено без привлечения в качестве соответчика администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, тогда как к вопросам ведения сельского поседения относится предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Поскольку при рассмотрении дела суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве ответчика администрацию Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02.07.2020 было постановлено перейти к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции. К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.

В суде апелляционной инстанции Абросимова Н.И. исковые требования уточнила и просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма. Против доводов апелляционной жалобы возражала.

Представитель Абросимовой Н.И. ФИО6, действующая на основании ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности ФИО7 возражала против доводов апелляционной жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования Абросимовой Н.И. - частичному удовлетворению.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации также закреплено право каждого на жилище.

Статьей 19 ЖК РФ определено, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный (часть 2).

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу части 1 статьи 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Часть 2 статьи 15 ЖК РФ предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 9 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В соответствии со статьей 132 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в редакции на 25.08.2003) жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5).

Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий (п. 6).

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 № 2081-О, нормы пункта 5 статьи 132 закона «О банкротстве», предусматривающие, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, а жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, направлены на поддержание определенности в вопросе о полномочиях конкурсного управляющего, а также порядка распоряжения социально значимыми объектами и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.

Из анализа указанных норм материального права следует, что при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность.

Из материалов дела следует, что исполкомом Неполодского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области Абросимовой Н.И. с семьей: ФИО8 - муж, Абросимов Б.А. - сын, Абросимов С.А., был выдан ордер от <дата> на право занятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> указанный жилой дом был уничтожен в результате пожара, что подтверждается справкой Главного Управления МЧС России по Орловской области от <дата>.

В 2009 году администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области семье истца была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

При этом, в установленном порядке документы на право заселения в спорную квартиру Абросимовой Н.И. не оформлялись.

В указанной квартире Абросимова Н.И. проживает до настоящего времени.

Согласно справке администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата>, квартира, расположенная по адресу: <адрес> не значится в реестре муниципальной собственности сельского поселения.

Указанная квартира не значится и в реестре муниципальной собственности Орловского района Орловской области, что подтверждается справкой от <дата>.

По сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях от <дата>, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Указанная квартира не значится в Реестре государственной собственности Орловской области, что подтверждается сообщением Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от <дата>.

Согласно сообщению Управления Росреестра по Орловской области от <дата>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о спорном объеме недвижимости.

Между тем, как следует из возражений на иск администрации Неполодского сельского поселения <адрес> до <дата> состояли на балансе совхоза имени «50 лет Октября», который был реорганизован в ТОО «Новоселовское».

Решением Арбитражного суда Орловской области от <дата> по делу , ТОО «Новоселовское» признано банкротом.

Определением Арбитражного суда Орловской области от <дата> по делу конкурсное производство в отношении ТОО «Новоселовское» (<адрес>) завершено.

Из определения Арбитражного суда Орловской области от <дата> по делу № следует, что конкурсным управляющим выявлены на балансе ТОО «Новоселовское» объекты социально-культурно-бытового назначения и в соответствии с распоряжением Губернатора Орловской области от <дата> -р, в администрацию Орловского района Орловской области направлено уведомление с приложением актов приема-передачи объектов социально-культурно-бытового назначения, подписанных конкурсным управляющим в одностороннем порядке.

Передача объектов социально-культурно-бытового назначения в муниципальную собственность носила безусловный характер, в связи с чем отсутствие документального оформления указанной передачи не может служить ограничением жилищных прав истца.

Поскольку спорное жилое помещение, относящееся к жилищному фонду социального использования, предоставлено истцу по распоряжению органа местного самоуправления, истец постоянно проживает в данном жилом помещении, несет бремя расходов по его содержанию, на момент предоставления спорной квартиры иного жилого помещения не имела, поскольку ранее предоставленное ей помещение было уничтожено в результате пожара, квартира в течение длительного времени (11 лет) является единственным местом жительства истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о квалификации правоотношений, как отношения по социальному найму жилого помещения.

То обстоятельство, что при предоставлении истцу в пользование спорного жилого помещения администрацией сельского поселения был нарушен предусмотренный законом порядок заключения договора социального найма, не может быть признано основанием для умаления гарантированного Конституцией Российской Федерации права истца на жилище, поскольку именно на орган местного самоуправления возложена законом обязанность по соблюдению регламентированного порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, нуждающимся в предоставлении жилья по договору социального найма.

Определяя надлежащего ответчика по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.

В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).

16.12.2019 между администрацией Орловского района Орловской области и администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области заключено Соглашение о передаче осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления Орловского района, органу местного самоуправления Неполодского сельского поселения, входящего в состав Орловского района (далее Соглашение).

В соответствии с п. 1.1 Соглашения, его предметом является передача администрацией района администрации сельского поселения осуществления части следующих полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления Орловского района, за исключением полномочий органов местного самоуправления Орловского района, осуществляемых Правительством Орловской области или уполномоченными им органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.

На основании п.п. «д» п. 1.1 Соглашения, администрация Орловского района передала администрации Неполодского сельского поселения свои полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в части:

- учета муниципального жилищного фонда;

- ведения в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- предоставления в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Поскольку при рассмотрении дела суд не учел, что администрация Орловского района Орловской области передала сельскому поселению вопросы предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, судебная коллегия считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а исковые требования Абросимовой Н.И. - частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области удовлетворить.

Решение Орловского районного суда Орловской области от 23.12.2019 отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Абросимовой Н.И. к администрации Неполодского сельского поселения Орловского районного суда Орловской области о признании права пользования квартирой на условиях социального найма удовлетворить.

Признать за Абросимовой Н.И. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

В удовлетворении исковых требований Абросимовой Н.И. к администрации Орловского района Орловской области отказать.

Настоящее решение является основанием для регистрации Абросимовой Н.И. в <адрес>.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-834/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абросимова Надежда Игнатьевна
Ответчики
Администрация Орловского района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Жидкова Елена Викторовна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
06.03.2020Передача дела судье
01.04.2020Судебное заседание
22.06.2020Производство по делу возобновлено
25.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
02.07.2020Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
08.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее