Дело №5-197/2020
Постановление
с. Поддорье
Новгородской области
Резолютивная часть постановления вынесена 29 декабря 2020 года
Мотивированное постановление составлено 31 декабря 2020 года
Судья Старорусского районного суда Новгородской области Иванова Ю.А.,
с участием лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении Антонова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица
Антонова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, работающего и.о. директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела в Старорусском районе Управления Роспотребнадзора по Новгородской <адрес> Суховой Т.Н. в отношении должностного лица – и.о. директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» (далее – школа) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В судебном заседании Антонов А.Ю. вину в совершении административного правонарушения признал, согласился с выявленными в ходе проверки в МАОУ «СОШ <адрес>» нарушениями правил в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 66 от 31 января 2020 года коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно Указу Губернатора Новгородской области № 97 от 06 марта 2020 года в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, с 07 марта 2020 года на территории Новгородской области вводится режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В общеобразовательных организациях требования к условиям и организации обучения установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", в соответствии с пунктом 4.9 которых площади учебных кабинетов принимаются из расчета не менее 2,5 квадратных метров на одного ребенка.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее – СП 3.1/3.2.3146-13). Пункт 12.3. СП 3.1/3.2.3146-13 предусматривает, что каждый случай инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на это заболевание, а также носительства возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней подлежит регистрации и учету в журнале учета инфекционных заболеваний установленной формы по месту их выявления в медицинских, образовательных, оздоровительных и других организациях, а также в территориальных органах, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.9.7 СП 3.1.23117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» принимается решение о приостановлении учебного процесса в детских образовательных организациях (досрочном роспуске школьников на каникулы или их продлении) в случае отсутствия по причине гриппа и ОРВИ 20% и более детей.
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с п.6.4 указанных Санитарных правил для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.
В соответствии с п.7.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 №63, в очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7 дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом и ОРВИ, с обязательной термометрией 2 раза в день и осмотром зева. Результаты обследования регистрируются в установленном порядке. С целью предупреждения распространения заболевания гриппом в коллектив не принимают новых детей и не переводят в другие коллективы.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Школы по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>, проведено эпидемиологическое расследование причин и условий возникновения случаев новой коронавирусной инфекции среди детей и персонала Школы.
С ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов 20 минут при проведении эпидемиологического расследования в связи с регистрацией 14 случаев новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди учащихся и персонала МАОУ "СОШ <адрес>", исполняющим обязанности директора МАОУ "СОШ <адрес>" Антоновым А.Ю. (приказ о назначении № от ДД.ММ.ГГГГ), по адресу фактической деятельности: <адрес> (Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа <адрес>"), допущены нарушения санитарного законодательства, а именно:
Превышена наполняемость учащихся, исходя из площади в 2.5 кв.м, на человека, установленной санитарными нормами. Площадь на одного обучающегося в 4, 5, 6, 8, 9 классах составляет около 2.09-2.25 кв.м., что недостаточно и является нарушением п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Отсутствует регистрация всех случаев ОРВИ, коронавирусной инфекции в журнале учета инфекционной и паразитарной заболеваемости - нарушение п.11.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
После изоляции больных не проводится заключительная дезинфекция помещений школы специализированной организацией (проводят своими силами)- нарушение п.6.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», п. 4.2.2 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
При отсутствии 20% и более детей на ДД.ММ.ГГГГ не приостановлен учебный процесс в 6, 7, 8 классах - нарушение п. 9.7 СП 3.1.23117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».
Термометрия у контактных лиц (у персонала) проводится однократно, тогда как согласно п.2 Предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ, предписано: организовать в отношении всех контактных лиц (учащихся и персонала) ежедневное измерение температуры тела 2 раза в сутки с регистрацией в журнале - нарушение п.7.2 СП 3.1.23117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».
Доказательствами, подтверждающими изложенные обстоятельства и факты выявленных нарушений, являются: протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении эпидемиологического расследования причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных инфекций № от ДД.ММ.ГГГГ; Акт мероприятий по эпидемиологическому расследованию причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Антонов А.Ю. на период проведения расследования являлся и.о. директора Школы, в соответствии с Уставом Школы обязана соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательства Новгородской области, Устава, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, объяснения Антонова А.Ю., суд считает доказанной его вину и квалифицирует его действия по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Санкция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается совершение административного правонарушения впервые, признание вины, принятие мер к устранению нарушений.
Обстоятельств, согласно ст.4.3 КоАП РФ, отягчающих ответственность, в судебном заседании не установлено.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Поскольку невыполнение санитарно-эпидемиологических требований в части распространения инфекционных заболеваний направлено на угрозу жизни и здоровью людей, то данное правонарушение не может быть расценено как малозначительным.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ исключительных обстоятельств, при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Антонова А.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Номер счета для уплаты административного штрафа: УФК по Новгородской <адрес>, ИНН №, КПП №, р/с №, отделение Новгород, БИК №, ОКТМО №, КБК №, администратор платежа Управление Роспотребнадзора по Новгородской области. Адрес административного органа: <адрес>.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административному аресту на срок до пятнадцати суток, либо обязательным работам на срок до пятидесяти часов.
Разъяснить Антонову А.Ю., что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (статья 31.5 Кодекса).
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Ю.А. Иванова