Дело № 2-924/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Костомукша 05 декабря 2014 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием заявителя Селиванова А.Г. и его представителя Ковынёва И.В.,
представителя заинтересованного лица УФМС России по РК Данилова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селиванова А.Г. об оспаривании решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
установил:
Селиванов А.Г. обратился в суд с названным заявлением, указав, что 07.08.2014 обратился в ОУФМС РФ по РК в г. Костомукша о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. 05.11.2014 из УФМС РФ по РК ему поступило уведомление от 30.10.2014, из которого следовало, что 17.08.2014 принято решение об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории России без объяснения причин и мотивов отказа. Считает, что решение УФМС РФ по РК принято незаконно и необоснованно, поскольку, действуя в состоянии крайней необходимости, обусловленной спасением от реальной угрозы его жизни и здоровью, и не желанием участвовать в военных действиях, а также то обстоятельство, что по происхождению и национальности является русским, неоднократно подвергался нападкам со стороны националистически настроенных граждан, вынужден был в нарушение запрета въехать на территорию Российской Федерации.
Просит признать решение от 17.08.2014 УФМС РФ по РК об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации незаконным и устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, а также устранить препятствия к осуществлению таких прав путём предоставления ему временного убежища на территории Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель Селиванов А.Г. и его представитель Ковынёв И.В., действующий на основании нотариальной доверенности, поддержали требования по доводам, изложенным в заявлении.
Заявитель Селиванов А.Г. пояснил, что 14.07.2014 был привлечён к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории России. Постановление им не обжаловалось. После принятия решения ему не разъяснили последствия принятого решения, а именно то, что он не сможет въехать на территорию России. Не дожидаясь вступления постановления суда в законную силу, приобрёл железнодорожный билет и выехал за пределы Российской Федерации. 23.07.2014 от матери узнал, что ему из военкомата пришла повестка, в связи с чем решил не возвращаться в Украину. 25.07.2014 вновь въехал на территорию России и прибыл в г. Костомукша к своей знакомой С.Н.В. , с которой ДД.ММ.ГГГГ заключил брак. 07.08.2014, находясь в ОУФМС РФ по РК в г. Костомукша, он был уведомлен о запрете на въезд на территорию РФ в течение пяти лет, при этом, работником ОУФМС РФ по РК в г. Костомукша была поставлена дата 30.07.2014. В этот же день в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, а также им было подано заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Представитель заявителя Ковынёв И.В. пояснил, что заявитель не знал о необходимости обратиться в компетентные органы с заявлением о предоставлении временного убежища непосредственно при въезде на территорию Российской Федерации. С указанным заявлением обратился по прибытии в г. Костомукша.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по РК Данилов Д.Г., действующий на основании доверенности, требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в отзыве, и пояснил, что заявитель не обращался с заявлением о получении статуса беженца, доказательств, что незаконное пересечение границы явилось вынужденным, заявителем не представлено.
Выслушав стороны, допросив свидетеля С.Н.В. исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что заявитель Селиванов А.Г. 07.08.2014 обратился в ОУФМС России по РК в г. Костомукша с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, представил анкету, а также повестку военного комиссара Дубровичско-Зареченского объединённого районного военного комиссариата.
Селиванов А.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, является военнообязанным.
При подаче заявления заявитель Селиванов А.Г. сообщил, что неоднократно въезжал на территорию Российской Федерации.
Указанные выше сведения изложены в анкете от 07.08.2014.
Решением УФМС России по РК №532 от 17.08.2014 заявителю Селиванову А.Г. отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ в связи с непредставлением достоверных доказательств того, что незаконное пересечение Селивановым А.Г. Государственной границы Российской Федерации явилось вынужденным, а также доказательств того, что его правам и охраняемым законом интересам угрожает опасность. Действия заявителя свидетельствуют о злоупотреблении им правом.
Уведомление об отказе в предоставлении временного убежища направлено заявителю 30.10.2014.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом письменными материалами дела.
Требования заявителя и его представителя подлежат частичному удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Конституцией Российской Федерации определено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17).
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63).
Названным конституционным положениям корреспондирует ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы.
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом "О беженцах". Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (ст. 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 1, ст. 12).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 вышеназванного закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1); либо не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2014 №690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощённом порядке» предусмотрено предоставление временного убежища по гуманитарным основаниям, в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине.
Пунктом 5 указанного постановления определено, что к отношениям, возникающим в связи с предоставлением лицам временного убежища на территории Российской Федерации, в части, не урегулированной настоящим постановлением применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
Порядок предоставления временного убежища на территории РФ определен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274, согласно п. 7 которого решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Административный регламент Федеральной Миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352, вступивший в силу с 13 марта 2014 года устанавливает стандарт и порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-«О беженцах» ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Согласно п. 6 Административного регламента заявители, подавшие в территориальные органы ФМС России ходатайство о признании беженцем или заявление о предоставлении временного убежища, в обязательном порядке информируются уполномоченными сотрудниками территориального органа ФМС России об основаниях для отказа в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или в признании беженцем либо в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
Как следует из письма УФМС России по РК от 30.10.2014 №МС/СЗ-64 Селиванов А.Г. был информирован об отказе в предоставлении ему временного убежища, при этом в нарушение Административного регламента не указаны основания для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Кроме этого при принятии решения УФМС России по РК не дана оценка предоставленной заявителем повторной повестки военного комиссара Дубровичско-Зареченского объединённого районного военного комиссариата на имя Селиванова А.Г. о необходимости его явки в течение 12.05.2014 и привлечения к ответственности в случае неявки в указанный срок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение об отказе в предоставлении Селиванову А.Г. временного убежища на территории Российской Федерации вынесено незаконно и подлежит отмене, в связи с чем считает необходимым обязать УФМС РФ по РК повторно рассмотреть заявление Селиванова А.Г. о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, с учётом предоставленной им повторной повестки военного комиссара Дубровичско-Зареченского объединённого районного военного комиссариата, а также регистрации заявителем брака с гражданской Российской Федерации, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от 22.09.2014.
В остальной части требований отказать.
Руководствуясь ст. 256-258, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия об отказе в предоставлении временного убежища от 17 августа 2014 года, возложив на Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия обязанность повторно рассмотреть заявление Селиванова А.Г. о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в течение трёх дней с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274.
В остальной части требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 10 декабря 2014 года.