Решение по делу № 2-204/2014 ~ М-237/2014 от 21.07.2014

Дело № 2-204/2014                                                           <...>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,

при секретаре Мольковой Л.Н.,

с участием истицы Погудиной Л.Г., паспорт; Погудина В.А., паспорт; представителя администрации Новиковой О.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Погудиной Л. Г., Погудина В. А., Семьяниновой О. В. к Администрации Кизеловского муниципального района, третьи лица: Министерство энергетики Российской Федерации, Семьянинов М. В.,

о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

Погудина Л. Г., Погудина В. А., Семьянинова О. В. обратились в Кизеловский городской суд Пермского края с иском к администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности и обязании предоставить социальную выплату на семью, состоящую из трех человек: Погудиной Л. Г., Погудина В. А., Семьяниновой О. В., для приобретения благоустроенного жилого помещения, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании истица Погудина Л.Г. требования поддерживает в полном объеме. Поясняет, что <адрес> была предоставлена на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ году ее супругу, на семью из трех человек: Погудин В. А., Погудина Л. Г. - <...>, ФИО1 - <...>. <...> Поясняет, что она с супругом по настоящее время зарегистрированы и проживают в <адрес>. Указывает, что истцы в приватизации участия не принимали, собственности не имеют. Дом находится на территории горных отводов шахты «Северная», которая на основании приказа ликвидирована. На момент принятия решения о ликвидации шахты истцы имели регистрацию по указанному адресу. Считает, что имеют право на получение социальной выплаты, просит выделить социальную выплату на трех членов семьи для приобретения жилья за пределами города Кизела.

Истец Погудин В.А. на иске настаивает, полностью поддерживает пояснения Погудиной Л.Г. Считает, что имеются все основания для предоставления социальной выплаты трем членам семьи.

Представитель администрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. против требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Поясняет, что администрация исковые требования истцов не признает, в связи с отсутствием финансирования. Финансирование программы на 2015-2016 г.г. не предусмотрено. Право Погудиной Л.Г., Погудина В.А. на получение социальной выплаты не оспаривают. Право Семьяниновой О.В. на получение социальной выплаты оспаривают, так как у нее отсутствует право на получение социальной выплаты, предусмотренное постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005 г. и Эталона проекта ликвидации шахты. Шахта «Северная» ликвидирована 17.04.1998 г. Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Погудин В.А. является нанимателем указанного жилого помещения. Погудин В.А. и Погудина Л.Г. проживали и проживают в указанном доме по настоящее время, имеют регистрацию. <...>

Семьянинова О.В. (истец), Минэнерго России, Семьянинов М.В. (третьи лица) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеются уведомления и ходатайство от Семьяниновой О.В. о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Минэнерго России представили отзыв от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому следует, что в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 г. №428, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Согласно пункту 8 Правил социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются гражданам при условии проживания собственников (нанимателей) в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Из положений правил следует, что право на предоставление социальных выплат возникает при наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права собственности на данное жилое помещение либо проживание в жилом помещении на основании договора социального найма на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков. Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты. В соответствии с Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности»; «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» являются органы местного самоуправления. Формирование, уточнение списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления - получателя бюджетных трансфертов, то есть администрации Кизеловского муниципального района.

Данные обстоятельства в силу ст. ст. 113-115, 167 ГПК РФ не препятствуют рассмотрению дела по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения истцов Погудиной Л.Г., Погудина В.А., представителя администрации Новиковой О.Н., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27.07.2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизеуголь». Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты ( на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения.

Также из выше приведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что для решения вопроса об оформлении приобретенного (построенного) за счет средств предоставленной субсидии жилого помещения необходимо выяснять, кто является членами семьи гражданина, проживающего в сносимом жилом помещении. При этом, в случае, если лица, проживающие совместно с нанимателем сносимого ветхого жилого помещения не являются членами его семьи, либо сособственниками данного жилого помещения, это лицо имеет право на получение субсидии, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина и оформление приобретенного жилого помещения в единоличную собственность. Кроме того, для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Согласно ст. 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Как было установлено судом и следует из материалов дела шахта «Северная» ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом ОАО «Кизелуголь» № 53 от 17.04.1998 года (л.д. 24).

Квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Погудину В. А. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ года. В состав семьи включены: Погудин В. А., Погудина Л. Г. - <...>, ФИО1 - <...> (д.<адрес>).

Как следует из сведений о зарегистрированных лицах по адресу: <адрес>: Погудин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Погудина Л. Г. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 12), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 67).

<...>

<...>

<...>

<...>

По данным правовой регистрации Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП «ЦТИ» Пермского края: Погудина Л. Г. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Погудин В. А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Семьянинова (Погудина) О. В. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения собственниками недвижимости не числятся, ранее в приватизации квартиры в г. Кизеле, Кизеловском муниципальном районе Пермского края не участвовали (л.д. 45). Данное обстоятельство подтверждается также копиями уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 15, 16, 66).

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «Оценка степени влияния подземных горных работ на жилые дома, находящиеся на территории Кизеловского муниципального района Пермского края, расположенные на шахтных полях ОАО «Кизелуголь» и приложению «Характеристика жилых домов, расположенных на горном отводе шахты «им. Северная» ОАО «Кизелуголь», в том числе жилой <адрес> признан подлежащим сносу как ветхий, ставший в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 27-32).

Оценивая в совокупности доказательства по делу, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, сохранение регистрации в ветхом жилом помещении в настоящее время. При этом жилой дом должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО «ВНИМИ». Указанные обстоятельства должны быть непременно в совокупности.

Судом установлено, что истец Погудин В.А. является нанимателям жилого помещения - <адрес>, истица Погудина Л.Г. - членом семья нанимателя жилого помещения. На момент ликвидации шахты «Северная» - ДД.ММ.ГГГГ года, Погудин В.А., Погудина Л.Г. Семьянинова (Погудина) О.В. проживали и были зарегистрированы в указанном жилом помещении. Истцы Погудин В.А. и Погудина Л.Г. сохранили регистрацию в нем по настоящее время. Указанное жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ заседания наблюдательного совета при администрации Кизеловского муниципального района, Погудин В.А., Погудина Л.Г. включены в списки ТЭО на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности; номер очередности не присвоен, не представлено сведений о согласовании данного списка в Минэнерго России.

Для истцов Погудина А.В. и Погудиной Л.Г. указанное жилое помещение является постоянным и единственным местом жительства.

Поскольку истцы Погудин В.А. и Погудина Л.Г. проживают в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, то они безусловно имеют право на выделение социальной выплаты, а поэтому их право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий должно быть судом защищено.

Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истицам.

Погудину А.В., Погудиной Л.Г. следует предоставить социальную выплату из расчета семьи, состоящей из двух человек. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из двух человек - 42 квадратных метра.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

Суд считает, что Семьяниновой О.В. утрачено право на получение социальной выплаты по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что истица Семьянинова О.В. выехав из квартиры в 1999 году, добровольно распорядилась своими жилищными правами.

В силу ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Если отсутствие в жилом помещении нанимателя и (или) членов его семьии не носят временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч 3. ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения договора социального найма.

<...>

С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Погудину Л. Г., Погудина В. А. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.

Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района предоставить семье, состоящей из двух человек: Погудиной Л. Г., Погудина В. А. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

В удовлетворении иска в остальной части Семьяниновой О. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

2-204/2014 ~ М-237/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Погудина Людмила Георгиевна
Семьянинова Ольга Владимировна
Погудин Владимир Александрович
Ответчики
Администрация Кизеловского муниципального района
Другие
Министерство энергетики РФ
Семьянинов Михаил Валерьевич
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Лесникова Екатерина Александровна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
21.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2014Передача материалов судье
22.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2014Подготовка дела (собеседование)
19.08.2014Подготовка дела (собеседование)
19.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2014Судебное заседание
27.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2014Подготовка дела (собеседование)
03.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2014Судебное заседание
05.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2014Дело оформлено
29.10.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее