Дело № 2-29809/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2014 г. Канский городской суда Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Мартынчук Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Даниловой ЛН к Министерству социальной политики Красноярского края, МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» о компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
Данилова Л.Н. обратилась с настоящим иском к Министерству социальной политики Красноярского края, МКУ «Управление социальной защиты населения администрации г.Канска». Свои требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была награждена нагрудным значком Правления ОАО «Росбытсоюз» и Президиума ЦК профсоюза «Отличник бытового обслуживания населения». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в УСЗН г.Канска о присвоение звания «Ветеран труда», поскольку имеет трудовой стаж 30 лет 9 месяцев 17 дней и имеет вышеуказанный значок. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тому основанию, что награды, учрежденные и выдаваемые ассоциациями, акционерными обществами и другими организациями, подписанные их руководителями, не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда». Кроме того, Министерством социальной политики Красноярского края ей было разъяснено, что, являясь правопреемником Российского государственного союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения (далее АО «Росбытсоюз») является акционерным обществом и не относится к органам государственной власти. Считает, что у нее имеется право на присвоение звания «Ветеран труда». Считает, что значок «Отличник бытового обслуживания населения» следует учитывать в качестве ведомственного знака отличия в труде. ОАО «Росбытсоюз» является правопреемником «Российского государственного союза объединений предприятий и организаций бытового обслуживания населения», которому на основании Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ были переданы функции упраздненного Минбыта РСФСР. Просила признать право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Министерство социальной политики Красноярского края в лице МКУ «Управление социальной защиты администрации г.Канска присвоить ей звание «Ветеран труда». В порядке уточнения исковых требований просила признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Министерство социальной политики Красноярского края присвоить ей звание «Ветеран труда» в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, взыскать с Министерства социальной политики Красноярского края компенсацию морального вреда 10000 рублей. Взыскать с МКУ «Управление социальной защиты администрации г.Канска компенсацию морального вреда 10000 рублей.
В судебном заседании истец Данилова Л.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что МКУ «УСЗН», являясь уполномоченным органом по исполнению государственных полномочий, игнорировало ее исковое заявление и в течение 10 дней не направило его в Министерство социальной политики края, нарушило п. 6 Закона Красноярского края. Министерство социальной политики края в нарушение закона отказало ей в присвоении звания, следовательно, ответчики обязаны ей компенсировать моральный вред. Основанием для награждения ее значком «Отличник бытового обслуживания» послужил ее продолжительный, продуктивный, добросовестный труд, успехи, достижения в сфере услуг по индивидуальному пошиву одежды. При реорганизации Росбытсоюза в АО «Росбытсоюз», далее ОАО «Росбытсоюз» общество сохранило функции Минбыта РСФСР, оно является некоммерческой организацией. Согласно общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ. К ведомственным нагрудным знакам, значкам относится нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий РФ. Награда указанным значком подпадает под статус ведомственных знаков отличия в труде, дающая право на присвоение звания «Ветеран труда».
Представитель ответчика - МКУ «Управление социальной защиты Красноярского края Лукзен Е.Ф. исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснила, что УСЗН администрации г.Канска не может являться ответчиком по настоящему иску, так как не уполномочен принимать решение о присвоении звания «Ветеран труда», указанное звание присваивается органом исполнительной власти края. Нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» выдан истцу ОАО «Росбытсоюз» и президиумом ЦК профсоюза. ОАО «Росбытсоюз» органом государственной власти не является, данный значок нельзя отнести к ведомственным знакам отличия в труде, дающий право на получение звания «Ветеран труда». Действующее законодательство не предусматривает возможность присвоения указанного звания гражданам, награжденным знаком отличия в труде на основании решения коммерческой организации, организационно-правовая форма которого являлось открытое акционерное общество. Просит отказать в иске и о компенсации морального вреда, поскольку требования не основаны на законе и к тому же не представлено доказательств причинения нравственных и физических страданий истцу.
Представитель ответчика - Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил подробный мотивированный отзыв на исковое заявление, где указал, что требования Даниловой Л.Н. не основаны на законе.
Просит отказать в иске и о компенсации морального вреда, поскольку требования не основаны на законе и к тому же не представлено доказательств причинения нравственных и физических страданий истцу
Суд, заслушав истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно пункту «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам труда относятся лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющими трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» звание "Ветеран труда" присваивается имеющим место жительства на территории Красноярского края гражданам Российской Федерации:
а) награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Закона края решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо об отказе в присвоении этого звания принимается органом исполнительной власти края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, которым в силу постановления Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ № 30-п является Министерство, в течение 15 рабочих дней со дня получения из уполномоченного органа местного самоуправления заявления с документами, предусмотренными подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона.
Министерство, исходя из критериев, вытекающих из ст.7 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 1 Закона края, к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», относит знаки отличия (знаки, значки, почетные грамоты, свидетельства, дипломы и др.), учрежденные органами исполнительной власти Российской Федерации (ранее центральными органами исполнительной власти СССР), если награждение производилось от их имени, и основанием для награждения послужил факт продолжительного добросовестного труда.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Данилова Л.Н. была награждена нагрудным значком Правления ОАО «Росбытсоюз» и Президиума ЦК профсоюза «Отличник бытового обслуживания населения». Данное обстоятельство подтверждается удостоверением. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в УСЗН г.Канска о присвоение звания «Ветеран труда», поскольку имеет трудовой стаж 30 лет 9 месяцев 17 дней и имеет вышеуказанный значок. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тому основанию, что награды, учрежденные и выдаваемые ассоциациями, акционерными обществами и другими организациями, подписанные их руководителями, не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда». Кроме того, Министерством социальной политики Красноярского края ей было разъяснено, что являясь правопреемником Российского государственного союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения (далее АО «Росбытсоюз») является акционерным обществом и не относится к органам государственной власти. Истица обратилась с настоящим иском, считая, что у нее имеется право на присвоение звания «Ветеран труда».
ОАО «Росбытсоюз», являющееся коммерческой организацией, не может рассматриваться как уполномоченный государственный орган, награждение работников от имени которого должно служить основанием для присвоения поощренным им лицам звания «Ветеран труда», а его награды – как ведомственные знаки отличия в труде, влекущие право награжденного лица на присвоение звания «Ветеран труда».
Как следует из организационно-правовой формы ОАО «Росбытсоюз», а также ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ОАО «Росбытсоюз» является коммерческой организацией и не осуществляет каких-либо функций государственного управления, характерных для федеральных министерств, служб, агентств.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» считается ведомственной наградой, так как ОАО «Росбытсоюз» является правопреемником «Российского государственного союза объединении предприятий и организаций бытового обслуживания населения», которому на основании постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ были переданы функции упраздненного Минбыта РСФСР. Полномочия по осуществлению государственных функций не могут быть предметом правопреемства, так как подлежат самостоятельному закреплению путем издания соответствующего акта. Гражданско-правовое правопреемство не влечет переход публичных полномочий от органа государственной власти к коммерческой организации. Российский государственный союз объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения (Росбытсоюз) был образован согласно постановлению Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 185: «принять предложения трудовых коллективов объединений, предприятий и организаций системы Министерства бытового обслуживания населения РСФСР об образовании на добровольной основе Российского государственного союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения (Росбытсоюз). При этом все объединения, предприятия и организации, входящие в союз, сохраняют свою подчиненность и хозяйственную самостоятельность».
В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 227, созданный Росбытсоюз наделяется полномочиями упраздненного Министерства бытового обслуживания населения РСФСР.
Далее, согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Росбытсоюз был преобразован в акционерное общество открытого типа (АООТ), а затем в открытое акционерное общество (ОАО) «Росбытсоюз» и силу Российского законодательства за ним не могли быть сохранены функции Минбыта РСФСР в результате реорганизации. На дату (ДД.ММ.ГГГГ г.) награждения значком «Отличник бытового обслуживания населения ОАО «Росбытсоюз» в структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 314, не значится, и не мог значиться в силу закона.
Не имея полномочий на награждение соответствующими знаками, званиями от имени министерств (ведомств, агентств) Росбытсоюз был вправе обратиться в указанные федеральные органы государственной власти для награждения истца ведомственными наградами (знаками, званиями) в пределах предоставленных им полномочий.
Истица ссылается на общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-95, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 412. Суд обращает внимание на то, что разделе 66 звучит следующим образом: «ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», из чего следует, что нет нагрудного значка «Отличник бытового обслуживания населения», учрежденного ОАО «Росбытсоюз».
Кроме того, как следует из данного документа, ОКИН предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами.
Согласно подпункту «к» пункта 5 постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР»: Министерство бытового обслуживания населения РСФСР возглавляет Министр. Министр бытового обслуживания населения РСФСР награждает совместно с Президиумом ЦК профсоюза рабочих коммунально-бытовых предприятий лучших работников предприятий, учреждений и организаций бытового обслуживания населения значком "Отличник службы быта";
Принимая во внимание изложенное, следует вывод, что к ведомственной награде может быть отнесен значок «Отличник службы быта» Минбыта РСФСР, а не учрежденный акционерным обществом нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения». Не могут быть отнесены к ведомственным награды, учрежденные коммерческими организациями.
Хотя федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, вывод истца о том, что значок «Отличник бытового обслуживания населения» является таковым, необоснован.
Таким образом, для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие двух условий: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, наличие соответствующего трудового стажа.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Истцом же представлены только доказательства, которые никем не оспорены, что Данилова Л.Н. имеет необходимый трудовой стаж. Награждение истца от имени Правления ОАО «Росбытсоюз» и Президиума ЦК профсоюза «Отличник бытового обслуживания населения» не может рассматриваться как ведомственная награда, в связи с чем оснований, предусмотренных действующим законодательством, для присвоения истцу звания «Ветеран труда» не имеется.
Требования о взыскании с ответчиков суммы компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Данилова Л.Н. не представила суду доказательств в подтверждение причинения ответчиками вреда, противоправность их поведения, причинно-следственную связь между действиями ответчика и наступлением для истца вышеперечисленных в постановлении последствий.
Требования о компенсации морального вреда с МКУ «Управление социально защиты населения администрации г.Канска» в связи с тем, что ответчик не направил копию ее искового заявления о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» в Министерство социальной политики Красноярского края, также не подлежат удовлетворению, поскольку не основаны на законе, так как исполнение указанных обязанностей не возложено законодательством на ответчика, кроме того, не представлено доказательств, что в результате Даниловой Л.Н. причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими её личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Даниловой ЛН к Министерству социальной политики Красноярского края о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда», о компенсации морального вреда.
Отказать в удовлетворении исковых требований Даниловой ЛН к МКУ «Управление социальной защиты администрации города Канска о компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.