Решение по делу № 33-5524/2019 от 06.03.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33- 5524/2019

г. Уфа 10 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего    Науширбановой З.А.,

судей    Сагетдиновой А.М. и Смирновой О.В.

при секретаре    Рахматуллиной А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (далее – администрация) к Мулиной ФИО19, Мулину ФИО18 о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением иного жилья по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2018 г.

Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., объяснения представителя администрации Максуровой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Мулиной М.Н., действующей от своего имени и в интересах Мулина Э.С., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Кардопольцевой А.М., полагавшей решение незаконным, подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

установила:

администрация обратилась в суд с иском к Мулиной М.Н., Мулину Э.С. о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением иного жилья по договору социального найма.

В обоснование иска указала, что согласно акту межведомственной комиссии от 15 марта 2001 г., утверждённому постановлением главы администрации Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2001 г. №..., многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес, признан непригодными для постоянного проживания и включен в региональную Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013–2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. №... «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2017 годы». В указанном доме в квартире № 3а на основании договора социального найма зарегистрированы и проживают Мулина М.Н., Мулин Э.С. В связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья ответчиком предложено другое жилое помещение, в том числе квартира № 156, общей площадью ... кв.м, расположенная по адресу: адрес (далее – квартира № 156, жилое помещение). Согласие на предоставление жилого помещения ответчики не выразили.

Просила, уточнив исковые требования, выселить Мулину М.Н., Мулина Э.С. из квартиры № 3а, расположенной по адресу: адрес (далее – квартира № 3а), с предоставлением по договору социального найма квартиры № 156, расположенной по адресу: адрес.

Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации отказано.

В апелляционной жалобе администрацией ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.

В судебное заседание Мулин Э.С. не явился по уважительной причине, о времени и месте судебного заседания извещен, что подтверждается распиской о вручении судебного извещения 26 марта 2019 г., правом на участие в судебном заседании посредством использования системы видеоконференцсвязи, о котором ему разъяснено судебной коллегией, не воспользовался.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.

В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59–61, 67 Гражданского процессуального кодекса), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Однако данным требованиям обжалуемое решение не соответствует.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставляемая ответчикам квартира имеет худшие потребительские качества по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением, а именно: занимаемая ими однокомнатная квартира согласно лицевому счёту имеет общую площадь 45,3 кв.м, жилую – 33,7 кв.м, в которой имеется отдельная кухня и санузел. В предоставляемом жилом помещении, большем по площади, отсутствует отдельная кухня. В связи с чем, вновь предоставляемое жильё не может быть расценено как равнозначное жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс).

Судебная коллегия полагает выводы суда незаконными, основанными на неправильном применении норм материального права, не соответствующими изложенным в решении обстоятельствам дела.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

На основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 г. № 136 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013–2017 годы.

Согласно паспорту указанной программы её целями и задачами являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Республики Башкортостан, поэтапное переселение граждан, выселяемых из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки, поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации

Программой установлен срок переселения жильцов многоквартирного дома № №... по ул. адрес – третий квартал 2017 г., снос – четвертый квартал 2017 г.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86–89 Жилищного кодекса.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86–88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86– 88 Жилищного кодекса, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса.

Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение). Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Согласно пунктам 12 и 20 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция). Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

Между тем, положения указанных выше норм материального права и разъяснений по их применению судом первой инстанции не учтены.

Как следует из материалов инвентарного дела на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: адрес, изначально он был поставлен на технический учёт 22 декабря 1931 г. под литером II (основное строение), до 1917 года постройки, общей площадью 169,7 кв.м, литером III (жилой пристрой), площадью 12,2 кв.м, литерами а, б, в, ж – сени.

Согласно техническому обследованию по состоянию на 02 августа 1948 г. квартира № 3, общей площадью 29,8 кв.м, состояла из жилой комнаты площадью 12,1 кв.м, кухни – 7 кв.м, коридора – 10,7 кв.м.

При техническом обследовании объекта капитального строительства 14 мая 1984 г. установлено, что пристрой, литера в, холодные сени, переоборудован без получения разрешения на реконструкцию в жилой пристрой, литера II3, площадью 17,7 кв.м, имеющий отдельный выход на земельный участок. Квартира № 3, имеющая также изолированный выход на земельный участок, переоборудована за счёт переноса внутренних перегородок: жилая комната стала площадью 12,5 кв.м, кухня – 11,5 кв.м, утеплены сени (пристрой, литера ж), площадью 9,1 кв.м. В результате двум квартирам, общей площадью 45,3 кв.м, жилой – 33,7 кв.м, вспомогательной – 11,6 кв.м, присвоена нумерация 3а и статус самовольной постройки.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 30 марта 2007 г. квартира № 3а, литера Б, состоит из изолированных помещений: жилой комнаты, площадью 16 кв.м, кухни, площадью 8 кв.м, коридора, площадью 3,6 кв.м, сеней, а также пристроя к жилому дому, изолированной квартире, литера Б4, площадью 17,7 кв.м.

08 февраля 2018 г. пристрой, литера Б4, снесён в связи с его самовольным возведением, невозможностью проживания, разрушением.

Из обменного ордера на занятие жилого помещения, выданного адрес городским Советом Народных депутатов 11 августа 1994 г. №... ФИО8, свойственнику ответчиков (супруг родной сестры Мулиной М.Н.), усматривается, что ему разрешено занять жилое помещение, состоящее из одной жилой комнаты площадью 13,2 кв.м, расположенного по адресу: адрес, кв. 3. В последующем в квартире была зарегистрирована Мулина М.Н. (30 июля 2004 г.), её сын Мулин Э.С. (27 июня 2008 г.).

Совокупностью предоставленных доказательств, в том числе решением Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от 23 апреля 2018 г. (гражданское дело №...), установлено, что ответчики вселены и проживали в квартире № 3а, поименованной в различные документах и как квартира № 3, и как квартира № 3а. Коммунальные услуги в 2007 г. оплачивали за жилое помещение, площадью 13,2 кв.м (л.д. 237), в копии лицевого счёта указана общая площадь жилого помещения 45,3 кв.м, жилая – 33,7 кв.м (л.д. 12).

Распоряжением администрации адрес от 16 ноября 2018 г. №... постановлено, заключить с Мулиной М.Н. договор социального найма жилого помещения, общей площадью 27,6 кв.м, жилой – 16 кв.м, по адресу: адрес, кв. 3 (3а), указав в договоре членом семьи Мулина Э.С.

Стороны не оспаривали, что до настоящего времени договор социального найма ответчиком не подписан ввиду её утверждения о пользовании не однокомнатной квартирой, а двухкомнатной, общей площадью 45,3 кв.м, вследствие несения ею коммунальных услуг из расчёта указанной площади.

Судебная коллегия считает данные утверждения Мулиной М.Н. несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела – инвентарным делом и ордером от 11 августа 1994 г. №.... Осуществление оплаты коммунальных услуг за пользование большей площадью не влечёт правового последствия в виде предоставления двухкомнатной квартиры.

Таким образом, предоставляемое ответчикам жилое помещение – квартира № 156, состоящая из одной жилой комнаты, площадью 19,1 кв.м, санузла – 3,3 кв.м, коридора – 4,1 кв.м, всего общей площадью 28,8 кв.м –благоустроена применительно к условиям г. Уфы, равнозначна по общей и жилой площади, а также по количеству комнат ранее занимаемой.

Вывод суда о неравнозначности предоставляемого ответчикам жилого помещения, поскольку предлагаемая им для переселения квартира состоит из одной жилой комнаты, совмещенной со вспомогательным помещением (кухней-нишей), основан на ошибочном толковании положений статей 86– 89 Жилищного кодекса.

В силу статьи 15 Жилищного кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как следует из материалов дела, площадь кухни-ниши не включена в жилую площадь предоставляемой квартиры, а возможность размещения в квартире кухни-ниши требованиям СНиП не противоречит.

Так, согласно пункту 5.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» в квартирах, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования, следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и туалет (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).

С учётом изложенного выше вывод суда о неравнозначности предоставляемого жилого помещения ранее занимаемому противоречит закону, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении требований администрации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328–330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2018 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан удовлетворить.

Выселить Мулину ФИО20, Мулина ФИО21 из жилого помещения, квартиры № 3 (3а), расположенной по адресу: адрес, с предоставлением Мулиной ФИО22, Мулину ФИО23 по договору социального найма квартиры, расположенной по адресу: адрес кв. 156.

Председательствующий                

Судьи                         

Справка: судья Хусаинов А.Ф.

33-5524/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация го г Уфа
Ответчики
Мулина М.Н.
Шарафутдинова Р.В.
Мулин Э.С.
Юнусова Д.Ф.
Ахметов И.И.
Ахметова Р.М.
Юнусова Г.Ш.
Юнусова К.Ф.
Другие
МВД по РБ
Мулин Э.С.
Прокурор Ленинского района
Орган опеки и попечительства
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Смирнова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Передано в экспедицию
10.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее