Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7544/2015 ~ М-6691/2015 от 04.08.2015

Дело № 2-7544/2015-31

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 сентября 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Республиканской молодежной общественной организации «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия»), Цыкарева А.В. об оспаривании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации, об отмене результатов внеплановой документарной проверки,

установил:

Республиканская молодежная общественная организация «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия») (далее по тексту - МОО «Нуори Карьяла»), Цыкарев А.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по РК от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки деятельности МОО «Нуори Карьяла», об отмене результатов внеплановой документарной проверки, изложенных в акте от ДД.ММ.ГГГГ года, об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ о включении МОО «Нуори Карьяла» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. По доводам жалобы проверка проведена с нарушением ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» при отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки. Результаты внеплановой документарной проверки, изложенные в акте от ДД.ММ.ГГГГ года, недействительны, поскольку проверка проведена с нарушением установленного порядка, а также поскольку административный орган неверно истолковал установленные факты, в связи с чем необоснованно пришел к выводу о наличии в деятельности организации признаков некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Распоряжение Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ о включении МОО «Нуори Карьяла» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, незаконно, поскольку основано на акте внеплановой документарной проверки, полученном в нарушении установленного порядка, а также в связи с тем, что фактически отсутствует совокупность признаков, позволяющих признать МОО «Нуори Карьяла» некоммерческой организаций, выполняющей функции иностранного агента (проведенные мероприятия не имели воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, не формировало общественное мнение в указанных целях).

В судебном заседании представитель заявителя МОО «Нуори Карьяла» Оленичев М.В. по доверенности и заявитель Цыкарев А.В. жалобу поддержали.

Представитель заинтересованных лиц Веденеева Н.И. по доверенностям в судебном заседании с жалобой не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление, поддержала заявленное в письменном виде заявление о прекращении производства по жалобе в части требований об оспаривании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по РК о проведении внеплановой проверки и об отмене результатов внеплановой документарной проверки в связи с обращением заявителей в суд за сроком, установленным для обращений ст. 256 ГПК РФ, и о выделении с отдельное производство с дальнейшей передачей по подсудности в районный суд по месту нахождения Министерства юстиции РФ требований об отмене распоряжения Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ года.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенным в протокольной форме, в удовлетворении указанных ходатайств отказано.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы контрольного и регистрационного дел в отношении МОО «Нуори Карьяла», приходит к следующим выводам.

Статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Настоящее заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ путем почтового отправления, трехмесячный срок на обращение в суд с жалобой, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, ни по одному заявленному требованию не нарушен, поскольку самое ранее по времени оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ получено заявителями ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно ч. 6 ст. 2 федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Судом установлено, что в ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована общественная организация Республиканская молодежная общественная организация «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия»), с основным видом деятельности: деятельность прочих общественных организаций, не включенных в группировки. В ДД.ММ.ГГГГ деятельность указанной организации была подвергнута плановой документарной проверки со стороны Управления Министерства юстиции РФ по РК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ с выводом о том, что деятельность организации в целом соответствует ее уставным целям, дать правовую оценку соответствия деятельности по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным уставными документами, невозможно в связи с предоставлением документов не в полном объеме. По тексту акта (п. 3.2) оснований для включения организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции РФ по РК по электронной почте поступило обращения <данные изъяты>, направленное с электронного адреса, зарегистрированного на имя <данные изъяты>, из которого следовало, что МОО «Нуори Карьяла» занимается политической деятельностью, по инициативе этой организации в ДД.ММ.ГГГГ Карелию посетили представители одной из финских парламентских партий, они приняли участие во встречах с представителями Законодательного собрания и ряда республиканских министерств, деятельность организации финансируется <адрес>.

По мере поступления указанного обращения главным специалистом- экспертом отдела по делам некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния <данные изъяты> подана служебная записка с предложением провести внеплановую документарную проверку деятельности заявителя. ДД.ММ.ГГГГ начальником управления <данные изъяты> вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки МОО «Нуори Карьяла» с целью получения объективной информации о соблюдении организацией законодательства РФ, выявления, пресечения и предупреждения нарушений положений нормативно-правовых актов РФ при осуществлении деятельности организации. Предметом проверки является установление (не установление) в деятельности организации признаков организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр коммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Копия распоряжения получена заявителем от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 10 федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Согласно статьям 7 и 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Давая оценку действиям административного органа по проведению проверки по обращению гражданина <данные изъяты>, поступившему с электронного адреса, зарегистрированного на имя <данные изъяты>, суд исходит из установленном законом обязанности Управления Министерства юстиции РФ по РК проверить факты, указанные в обращении, и наличия у государственного органа оснований для проведения внеплановой документарной проверки по этому обращению. Приведенные выше нормы права на налагают на орган государственной власти обязанность по установлению личности обращающегося с заявлением лица, что следует из отсутствия у обращающегося обязанности указать данные о личности, позволяющие идентифицировать его личность: дату и место рождения, номер и реквизиты паспорта, сведения о регистрации по месту жительства. Необходимые к указанию данные – фамилия и имя, адрес электронной почты в обращении были указаны, несоответствие фамилии заявителя имени пользователя электронного почтового ящика в силу закона не влекут право административного органа отказать в рассмотрении обращения. Из закона напрямую не следует, должно ли быть указано имя заявителя или его сокращение (инициалы), общепринятое в русском языке. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поступившее в Управление Министерства юстиции РФ по РК обращение <данные изъяты> было обязательным для рассмотрения, оснований для признания его анонимным обращением не было. В связи с указанным доводы заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой документарной проверки судом не принимаются.

Поскольку о проведении проверки заявитель был своевременно извещен, проверка была проведена в соответствии с требованиями федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", закончилась составлением акта от ДД.ММ.ГГГГ года, выводы которого о наличии в деятельности организации признаков деятельности организации, выполняющей функции иностранного агента, соответствуют изученной в ходе проведенной проверки информации, суд не усматривает оснований для признания распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по РК от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки деятельности МОО «Нуори Карьяла», и акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой документарной проверки, незаконными и их отмены. Вопреки доводам жалобы в ходе проверки установлены факты, свидетельствующие об организации и участии заявителя в политических акциях в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях, а именно то, что заявитель организовывал с ДД.ММ.ГГГГ визит делегации молодежного отделения партии <данные изъяты> (<адрес>) с целью ознакомления с политической и партийной системой России и Республики Карелия. В ходе визита представители делегации встретились с представителями всех фракций ЗС РК, представителями министерства экономического развития, министерства по вопросам национальной политики и министерства по делам молодежи. Установлен факт финансирования организации за счет иностранных источников (международной организации).

На основании выводов, изложенных в акте от ДД.ММ.ГГГГ года, со ссылкой на абзац 3 п. 7 ст. 32 федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О некоммерческих организациях" Министерством юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение о включении МОО «Нуори Карьяла» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Указанное решение принято административным органом в пределах предоставленных ему полномочий, основания для такого решения, по мнению суда, у органа государственной власти имелись.

Доводы жалобы о том, что осуществляемая организацией деятельность не подпадает под определение политической деятельности, суд не принимает. Заключение специалиста <данные изъяты>, представленное в дело заявителем, содержащее выводы о том, что мероприятия, проводимые организацией и указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ года, не могут расцениваться как политические акции и не подпадают под определение «политическая деятельность», поскольку не имеют целью воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой государственной политики, а также не являются деятельностью в сфере формирования общественного мнения с целью воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой государственной политики, - не может служить доказательством отсутствия оснований для принятия распоряжение .

Формальные основания для такого решения судом по делу установлены. В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также тот факт, что сами по себе оспариваемые решения не нарушают прав заявителей, суд приходит к выводу о законности распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по РК от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки деятельности МОО «Нуори Карьяла», результатов внеплановой документарной проверки, изложенных в акте от ДД.ММ.ГГГГ года, распоряжения Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ о включении МОО «Нуори Карьяла» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 256, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Республиканской молодежной общественной организации «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия»), Цыкарев А.В. об оспаривании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации, об отмене результатов внеплановой документарной проверки отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2015г.

2-7544/2015 ~ М-6691/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Республиканская молодежная общественная организация "Нуори Карьяла" ("Молодая Карелия")
Цыкарев Алексей Васильевич
Другие
Министерство юстиции РФ
Управление Министерства юстиции РФ по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
04.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2015Передача материалов судье
04.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.08.2015Предварительное судебное заседание
07.09.2015Судебное заседание
11.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2015Дело оформлено
14.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее