Дело № 2-309/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Большая Мурта 20 июля 2015 года
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Демидовой С.Н.,
с участием помощника прокурора Большемуртинского района Красноярского края Овечко А.В.,
при секретаре Корольковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Таловская централизованная клубная система» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформлению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большемуртинского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБУК «Таловская централизованная клубная система» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформлению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства было установлено, что МБУК «Таловская централизованная клубная система» с 01 января 2013 года по 12 марта 2015 года осуществляла выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является котельная, где установлено 2 котлоагрегата. Деятельность по выбросу вредных веществ котельной осуществляется без утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов и без наличия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Указанные обстоятельства нарушают права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит суд признать деятельность МБУК «Таловская централизованная клубная система» без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, незаконной и обязать МБУК «Таловская централизованная клубная система» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Овечко А.В. поддержал исковые требования, обосновывал вышеизложенными доводами.
В судебное заседание представитель МБУК «Таловская централизованная клубная система» Бауэр Л.Г. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, в предварительном судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что им было не известно, что требуется утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и оформить разрешение на их выброс. В марте 2015 года учреждением культуры заключен договор на оказание услуг по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, денежные средства на разработку проектной документации уже перечислены.
Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Цишкевич Т.В. в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором пояснил, что требования прокурора о признании незаконной деятельности МБУК «Таловская централизованная клубная система» при отсутствии разрешительных документов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с обязанием ответчика устранить допущенные нарушения являются обоснованными, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора Овечко А.В., исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 34 вышеприведенного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Судом установлено, что МБУК «Таловская централизованная клубная система» зарегистрировано в качестве юридического лица и расположено по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, с. Таловка, ул. Советская, 12.
Заместителем прокурора Большемуртинского района Красноярского края Шмелевым В.А. в период с 06 марта 2015 года по 12 марта 2015 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности МБУК «Таловская централизованная клубная система», по результатам которой выявлены нарушения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха от 13 марта 2015 года. Из указанного акта следует, что МБУК «Таловская централизованная клубная система» с 01 января 2013 года по 12 марта 2015 года осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками без утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов и без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является котельная, где установлено 2 котлоагрегата. В 2013 году учреждением культуры израсходовано 153,1 тонна угля, за отопительный сезон 2014-2015 года израсходовано 104 тонны угля. За негативное воздействие на окружающую среду и выброс вредных веществ в атмосферу от стационарных источников учреждение культуры не рассчитывалось. В учреждении полностью отсутствует нормативно-разрешительная документация, регламентирующая выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу не разработан. Выброс образующихся вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников осуществляется без наличия специального разрешения. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется.
Из объяснений директора МБУК «Таловская централизованная клубная система» Бауэр Л.Г. следует, что Дом культуры, расположенный по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, с. Таловка, ул. Советская, 12, отапливается котельной работающей на угле, в которой установлено 2 котла, один из них не работает, стоит как резервный. В период с 2011 года по 12 марта 2015 года МБУК «Таловская централизованная клубная система» осуществляет деятельность по выбросу вредных веществ котельной в отсутствие нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов, находящихся на объектах хозяйственной деятельности, плату за негативное воздействие учреждение не вносит.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что деятельность МБУК «Таловская централизованная клубная система» в отношении котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, с. Таловка, ул. Советская, 12, осуществляется ответчиком в нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в отсутствие утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без соответствующего разрешения. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха от 13 марта 2015 года, объяснениями директора ответчика Бауэр Л.Г. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в соответствии со статьей 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено. Как указала Бауэр Л.Г. в предварительном судебном заседании проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ не разработан.
При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым признать деятельность МБУК «Таловская централизованная клубная система» без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в отношении котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, с. Таловка, ул. Советская, 12, незаконной и обязать ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, с. Таловка, ул. Советская, 12.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить.
Признать деятельность муниципального бюджетного учреждения
культуры «Таловская централизованная клубная система» без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в отношении котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, с. Таловка, ул. Советская, 12, незаконной.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Таловская
централизованная клубная система» разработать и утвердить в установленном
законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов
в атмосферу загрязняющих веществ, оформить разрешение на выброс
загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, с. Таловка, ул. Советская, 12.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Демидова
Решение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2015 года.