Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации«20» декабря 2018 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Уколовой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1928/18 по иску А.А. к Е.О. об исключении имущества из наследственной массы и признании права собственности на земельный участок,
установила:
А.А. обратился в суд с иском к Е.О. об исключении имущества из наследственной массы и признании права собственности на земельный участок, указав, что <дата> скончалась его супруга А.Е., с которой при жизни было заключено соглашение о разделе общего имущества супругов от <дата>. После смерти А.Е. нотариусом нотариального округа Самара Б.С. открыто наследственное дело. В наследственную массу наследодателя А.Е. – включена доля в праве на недвижимое имущество – земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес> которая не является имуществом его покойной супруги. Просил признать вышеуказанный земельный участок личным имуществом А.А., исключить из наследственной массы умершей А.Е. принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество, а именно: земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, прекратить право собственности Е.О. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, признать за истцом право собственности на земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца А.А. – адвокат И.А., действующий на основании доверенности и ордера, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, пояснил, что А.А. и А.Е. состояли в зарегистрированном браке с <дата>. Будучи в браке, на основании договора купли-продажи от <дата> они приобрели в общую совместную собственность земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес> стоимостью <...>. Поскольку земельный участок фактически был приобретен за личные денежные средства истца, <дата> между истцом А.А. и его супругой А.Е. в простой письменной форме было заключено соглашение о разделе общего имущества, по которому недвижимое имущество в виде земельного участка по указанному адресу, перешло в личную собственность истца. Данный земельный участок не был переоформлен на истца. На момент заключения данного соглашения не требовалось его нотариальное удостоверение, а также регистрация в Управление Росреестра по <адрес>. После смерти А.Е., 1/2 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес> включена в наследственную массу. <дата> П.Д., временно исполняющим обязанности нотариуса Б.С. <адрес> истцу и ответчику Е.О. выдано свидетельство о праве собственности на наследство на 1/4 долю указанного земельного участка каждому. Указывая, что в ином порядке истец лишен возможности защитить свои права на спорный земельный участок, просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик Е.О. и представитель ответчика по устному ходавтайству К.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, полагая, что действия истца носят недобросовестный характер. Настаивали на том, что А.А. и дочь ответчика А.Е. состояли в зарегистрированном браке с 2004 года, проживали вместе, вели совместное хозяйство и имели единый бюджет, все недвижимое имущество супругами приобреталось за счет совместных денежных средств и, соответственно, оформлялось в совместную собственность. При жизни А.Е. была очень близка с матерью Е.О., однако дочь ей никогда не сообщала о заключении между супругами соглашения о разделе совместного имущества. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на то, что данное соглашение о разделе имущества и переход права собственности на недвижимое спорное имущество, не были зарегистрированы истцом в установленном законом порядке, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по <адрес>, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О дне слушания извещался надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующему.
Судом установлено, что А.А. и А.Е. с <дата> состояли в браке, зарегистрированном Отделом ЗАГС <адрес> за актовой записью 46.
А.Е., <дата> года рождения, умерла <дата>.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по закону и по завещанию.
В соответствии с разъяснениями пунктов 33 и 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от <дата> "О судебной практике по делам о наследовании" В состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 ГК РФ, статья 36 СК РФ), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 ГК РФ, статьи 33, 34 СК РФ). Наследственное имущество со дня открытия наследства поступает в долевую собственность наследников, принявших наследство, за исключением случаев перехода наследства к единственному наследнику по закону или к наследникам по завещанию, когда наследодателем указано конкретное имущество, предназначаемое каждому из них.
Е.О., являющаяся матерью, А.А., являющийся супругом, и наследниками А.Е. по закону в соответствии со ст. 142 ГК РФ, <дата> обратились к нотариусу с заявлением, в котором указали о принятии по всем основаниям наследования наследства после смерти А.Е..
Нотариусом <адрес> Б.С. <дата> открыто наследственное дело №.
Как следует из представленных в материалы дела документов: договора купли-продажи от <дата>, зарегистрированного в Управлении Росреестра по <адрес> <дата> за №, А.А. и А.Е. приобрели в общую совместную собственность земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>
Право общей совместной собственности на земельный участок зарегистрировано Управлением Росреестра по <адрес> <дата>.
Как следует из материалов наследственного дела, в наследственную массу А.Е. включено следующее имущество:
- 1/2 доля неполученного пособия по временной нетрудоспособности в размере <...>
- 1/2 доля в праве на прицеп, марки, модели №, год изготовления №, стоимостью <...>
- 1/2 доля в праве на <...>
- 1/2 доля в праве на земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, стоимостью <...>
<дата> П.Д., временно исполняющим обязанности нотариуса Б.С. <адрес> ответчику Е.О. выданы свидетельства о праве собственности на наследство, в том числе свидетельство на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>
Настаивая на удовлетворении иска, истец указывает на то, что имущество – 1/2 доля в праве собственности на земельный участок площадью 893 кв.м., по указанному выше адресу, не подлежало включению в наследственную массу в связи с тем, что это имущество приобреталось за счет личных денежных средств истца и является его личной собственностью на основании соглашения о разделе общего имущества супругов, заключенного в период брака с А.Е..
Согласно соглашению о разделе имущества супругов от <дата>, заключенному между А.А. и А.Е., последней принадлежит следующее имущество:
- все доходы, полученные А.Е., включая заработную плату и прибыль от участия в деятельности хозяйственных обществ и организаций, а также денежные средства, находящиеся на вкладах и счетах, открытых в банках и иных кредитных учреждениях на имя А.Е.;
- доли участия в хозяйственных обществах;
А.А. принадлежит следующее имущество:
- земельный участок площадью 893 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, для садоводства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>
- квартира, состоящая из одной комнаты, общей площадью 30,4 кв.м., жилой площадью 19,0 кв.м., расположенная на 4 этаже 5-ти этажного панельного дома по адресу: <адрес>, регистрационная запись № от <дата>.
По результатам обращения к нотариусу по вопросу исключения земельного участка из наследственной массы, истцу разъяснено о необходимости разрешения спора в судебном порядке.
Данные обстоятельства явились причиной обращения А.А. в суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 38 Семейного кодекса РФ в редакции, действующей на момент разрешения спора судом, соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
Однако обязательное нотариальное удостоверение соглашений супругов о разделе совместно нажитого имущества было установлено пунктом 2 статьи 2 ФЗ N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от <дата>, то есть после заключения супругами А. соглашения о разделе общего имущества супругов от <дата>.
Суд учитывает, что обратной силы данная норма права не имеет, и применяться к правоотношениям, возникшим из соглашения о разделе имущества супругов от <дата>, не может. Поэтому обязательное нотариальное удостоверение сделок не требуется.
В соответствии с нормами семейного законодательства изменение правового режима общего имущества супругов возможно на основании заключенного между ними брачного договора (ст. 41, 42 Семейного кодекса РФ), соглашения о разделе имущества (п. 2 ст. 38 Семейного кодекса РФ), соглашения о признании имущества одного из супругов общей совместной или общей долевой собственностью (ст. 37 Семейного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 7 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено Кодексом.
Таким образом, супруги вправе по своему усмотрению изменить режим общей совместной собственности имущества, нажитого в браке (или его части), как на основании брачного договора, так и на основании любого иного соглашения (договора), не противоречащего нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Семейного кодекса РФ общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Нотариальное удостоверение соглашения до принятия п. 2 ст. 2 ФЗ N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от <дата> являлось добровольным волеизъявлением супругов.
Следовательно, соглашение о разделе имущества супругов является основанием для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей супругов в отношении их совместной собственности.
При этом, поскольку требования об обязательном нотариальном удостоверении и государственной регистрации такого соглашения законом не установлены, то их отсутствие не может являться основанием полагать соглашение о разделе имущества супругов недействительным.
Кроме того, соглашение о разделе общего имущества супругов является сделкой, которая не подлежит обязательной государственной регистрации в силу пункта 2 статьи 38 Семейного кодекса РФ и статьи 164 ГК РФ.
Соглашение о разделе общего имущества супругов от <дата>, заключенное А.А. и А.Е., вступило в силу после его подписания. С этого момента у сторон в силу положений статьи 8 ГК РФ возникают предусмотренные договором и соглашением права и обязанности.
Следовательно, соглашение о разделе имущества супругов от <дата> является основанием для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей супругов в отношении их совместной собственности.
До заключения супругами вышеуказанного соглашения от <дата> спорное недвижимое имущество являлось совместно нажитым имуществом супругов А.. Однако, после заключения ими соглашения от <дата>, в соответствии с п. 2 ст. 38 Семейного кодекса РФ, правовой режим их общего имущества изменился, и данное недвижимое имущество стало собственностью истца А.А. независимо от нотариального удостоверения и государственной регистрации данного соглашения. Данная сделка была совершена в простой письменной форме в соответствии с п. 2 ст. 161 ГК РФ, что является предусмотренной законом формой заключения такого рода сделок.
Доказательств того, что соглашение о разделе имущества супругов изменялось или расторгалось ответчиком не представлено. Данная сделка также никем не оспорена и недействительной не признана.
Ответчик Е.О., возражая против удовлетворения иска, доказательств в подтверждение своих доводов в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставила.
Показания свидетелей К.Т. и К.Е., таким доказательством не являются, поскольку обо всех обстоятельствах жизни семьи А. им было известно со слов самой А.Е. и достоверными сведениями о наличии либо отсутствии соглашения о разделе общего имущества супругов они не располагали.
Доводы ответчика о том, что истцом не был доказан факт приобретения спорного земельного участка за счет личных денежных средств (полученных от продажи его доли в квартире, а также в дар от матери) правового значения для разрешения спора не имеют ввиду достигнутого супругами соглашения о разделе имущества, в том числе, и спорного объекта недвижимости, вне зависимости от вклада каждого из них.
Учитывая, что в состав наследства согласно статье 1112 ГК РФ входит только то имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, а на день открытия наследства после смерти А.Е. имущество, перешедшее в собственность её супруга А.А. по соглашению о разделе имущества, А.Е. уже не принадлежало, данное имущество подлежит исключению из наследственной массы А.Е..
Исходя из изложенного, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,
Р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 893 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 893 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 1/4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 893 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 893 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.12.2018
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░