Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-116/2021 от 04.05.2021

                     Дело № 12-116/21

УИД 18RS0002-01-2021-000155-31

Р Е Ш Е Н И Е

город Ижевск 01 июня 2021 года

Судья Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики Яхин И.Н.,

при секретаре судебного заседания Габбасовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП г.Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 декабря 2020 года МУП г.Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

МУП г.Ижевска «ИжГЭТ», не согласившись с постановлением, обратилось в районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. При этом указывает, что МУП «ИжГЭТ» осуществляло сброс сточных вод после очистных сооружений (отстойника) на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 29 февраля 2016 года. 15 апреля 2016 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект. В связи со скорым истечением данного срока предприятием начаты работы по техническому обследованию очистных сооружений. При обследовании очистных сооружений выяснилось, что в воды, сбрасываемые в отстойник на территории предприятия, попадают также воды сети ливневой канализации улиц Новоажимова, Маяковского, М.Горького г.Ижевска. Кроме того, отстойник не находился на балансе предприятия. 27 февраля 2020 года МУП направило Главе Администрации Ленинского района г.Ижевска письмо с просьбой рассмотреть возможность передачи в муниципальную собственность бесхозяйного объекта – ливневую канализацию с отстойником и выпуском в реку Иж. 29 мая 2020 года постоянно действующей комиссией Администрации Ленинского района г.Ижевска была признана бесхозяйным недвижимым объектом. В соответствии с постановлением Администрации г.Ижевска от 21 октября 2009 года № 1014 функции заказчика по проведению технической инвентаризации, выполнению работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования бесхозяйных недвижимых объектов за счет средств городского бюджета до признания их муниципальной собственностью или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством в части сети ливневой канализации после выделения Управлением финансов Администрации г.Ижевска денежных средств на эти цели в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств возлагается на МКУ г.Ижевска «СБиДХ». В связи этими обстоятельствами 17 сентября 2020 года МУП подало заявление о прекращении действия решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 29 февраля 2016 года. 09 октября 2020 года министерство вынесло мотивированный отказ в прекращении действия решения. Поскольку решение не было прекращено, МУП продолжило подавать ежеквартальный отчет в соответствии с этим решением. После предоставления отчета от 09 октября 2020 года выявлено превышение над допустимой концентрацией загрязняющих веществ. Однако на момент привлечения МУП к ответственности, оно не являлось лицом, ответственным за проведение очистки сточных вод, то есть работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования сети ливневой канализации, до нормативов, установленных разрешительными документами. Государственный инспектор Шиврина Н.Ф. это во внимание не приняла. МУП не является субъектом, нарушившим требования водного законодательства по недопущению превышения установленных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Определением судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Дергачевой Н.В. от 26 марта 2021 года жалоба передана по подсудности в Ленинский районный суд г.Ижевска.

Представители МУП г.Ижевска «ИжГЭТ» Чазова А.Е., Сергеев В.Н., Останина Е.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили отменить обжалуемое постановление.

Представитель Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Шиврина Н.Ф. возражала против удовлетворения жалобы.

Исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении /Пс, доводы жалобы, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Шивриной Н.Ф. от 25 декабря 2020 года /Пс по делу об административном правонарушении МУП г.Ижевска «ИжГЭТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Согласно ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Должностным лицом было установлено, что МУП «ИжГЭТ» осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных, вод в р.Иж через выпуск с правого берега на расстоянии 183,5 км от устья водотока на территории Ленинского района г.Ижевска. Сброс сточных вод производится после локальных очистных сооружений механической очистки поверхностного стока троллейбусного парка № 2. Локальные очистные сооружения механической очистки состоят из грязеотстойника; бензомаслоуловителя с контейнером маслоотделителем; камерой доочистки с фильтром.

Сброс сточных вод МУП «ИжГЭТ» осуществляет на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29 февраля 2016 года № 310-с. Срок водопользования был установлен до 29 января 2021 года.

Приказом Камского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 29 января 2016 года № 61 МУП «ИжГЭТ» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р.Иж по выпуску № 1 со сроком действия до 29 января 2021 года.

15 апреля 2016 года МУП «ИжГЭТ» получено разрешение № 198 на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект со сроком до 29 января 2021 года.

Анализ протокола № 10128 от 31 августа 2020 года испытаний сточной воды, сбрасываемой МУП «ИжГЭТ» через выпуск № 1 в р.Иж, относительно допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах норматива допустимого сброса согласно разрешению № 198 выявил превышения над допустимой концентрацией загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса по следующим веществам: взвешенные вещества – значение 32,0 мг/дм3, что в 1,2 раза выше допустимой концентрации; аммоний ион – среднее значение 3,4 мг/дм3, что в 6,8 раза выше допустимой концентрации; нитрит анион – среднее значение 0,09 мг/дм3, что в 1,1 раза выше допустимой концентрации.

Дата отбора проб сточной воды по протоколу лабораторных испытаний – 25 августа 2020 года. Место отбора проб – выпуск № 1 в р.Иж с правого берега на расстоянии 183,5 км от устья водотока на территории Ленинского района г.Ижевска.

МУП «ИжГЭТ» нарушены требования п.2 ст.3, ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ, п.п.1, 2 ст.19, п.п.1,3 ст.21, ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09 января 2013 года № 2, действовавшего на момент совершения правонарушения.

Факт совершения МУП «ИжГЭТ» правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, приказом об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, приложениями к указанному приказу, разрешением на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, решением о предоставлении водного объекта в пользование, мотивированным отказом в прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование, протоколами лабораторных испытаний и другими доказательствами.

Тем самым, МУП нарушило установленные правила, предусмотренные законодательством, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п.1,2 ст.19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу п.п.1,3 ст.21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;

технологические нормативы;

технические нормативы;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Доводы МУП «ИжГЭТ» о том, что оно не являлось лицом, ответственным за проведение очистки сточных вод, то есть работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования сети ливневой канализации, до нормативов, установленных разрешительными документами, МУП не является субъектом, нарушившим требования водного законодательства по недопущению превышения установленных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, подлежат отклонению.

МУП «ИжГЭТ» является пользователем водного объекта - части реки Иж, расположенной на расстоянии 183,5 км от устья водотока.

Срок водопользования Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики установлен до 29 января 2021 года.

На основании разрешения от 15 апреля 2016 года № 198 МУП «ИжГЭТ» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод по выпуску № 1 в период с 15 апреля 2016 года по 29 января 2021 года.

МУП «ИжГЭТ» 09 октября 2020 года в письме отказано в прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании того, что, в частности, не представлены документы, свидетельствующие о прекращении использования водного объекта для сброса сточных вод.

МУП «ИжГЭТ» подтверждает, что продолжало пользоваться водным объектом, в том числе, в момент выявления правонарушения, представлены протоколы лабораторных испытаний.

Основанием для наступления административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ послужил факт совершения противоправного деяния, то есть сброса загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов.

Материалами дела подтверждено, что сброс сточных вод осуществляется через территорию МУП «ИжГЭТ», находящийся в его фактическом пользовании отстойник, что приводит к загрязнению водного объекта - р.Иж.

Следовательно, имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

МКУ г.Ижевска «СБиДХ» не является водопользователем в смысле статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, не эксплуатирует водохозяйственные сооружения и системы.

Для наличия состава административного правонарушения не имеет юридического значения правовой режим объекта, послужившего источником загрязнения и (или) засорения водного объекта, а также наличие или отсутствие права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д. на данный объект лица, привлекаемого к административной ответственности.

Действия МУП «ИжГЭТ» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Выводы должностного лица административного органа о виновности МУП «ИжГЭТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Срок давности и порядок привлечения МУП «ИжГЭТ» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении законно и обоснованно, оснований для его отмены, изменения, прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу МУП г.Ижевска «ИжГорЭлектроТранс» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Ижевска или непосредственно в Верховный Суд Удмуртской Республики.

Судья И.Н. Яхин

12-116/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МУП ИжГорЭлектроТранс
Суд
Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Яхин И.Н.
Статьи

ст.8.13 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninskiy--udm.sudrf.ru
11.05.2021Материалы переданы в производство судье
01.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее